Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

Категория: Литература

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Совсем молодым, в возрасте 19 лет, Тютчев окончил университет и был направлен на дипломатическую службу в Германию. Там он жил очень долго – 22 года. За то время он всего  4 раза побывал в России. Все эти годы Тютчеву приходилось говорить только на французском и на немецком языках. Русской речи он почти не слышал.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."»

АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...» Интегрированный урок литературы и русского языка (рассчитан на 2 часа)

Цели:

– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;

– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

    • Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Федора Ивановича Тютчева

    • Как вы думаете, о чем нужно знать нам до начала чтения стихотворения, чтобы лучше понять его смысл?

2. Слово о поэте (рассказывает ученик).

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Совсем молодым, в возрасте 19 лет, Тютчев окончил университет и был направлен на дипломатическую службу в Германию. Там он жил очень долго – 22 года. За то время он всего 4 раза побывал в России. Все эти годы Тютчеву приходилось говорить только на французском и на немецком языках. Русской речи он почти не слышал.

Удивительно то, что русская речь не только не была им забыта, но сохранилась в сознании чистой, правильной и очень красивой. Обратим внимание на то, что стихи он писал только по-русски. К сожалению, писателем он себя не считал, стихи не берег. Они сохранились не все, частично и только благодаря друзьям и родным поэта.

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

Дополнения учителя.

Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.

Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудио.

4. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной...».

Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение?

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной...». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть.

Что оно обозначает?

К какой части речи относится слово есть?

На втором месте в строке – в осени.

Как вы понимаете значение слова осень?


Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень. Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная.

Как вы понимаете значение этого слова?

Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.

Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).

В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.

Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.

«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение».

Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.

Как, на ваш взгляд, следует читать первую строку?

Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Вторая строка – Короткая, но дивная пора. Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.

Какой частью речи оно является?

Но противопоставляет значения двух слов друг другу.

Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера.

В какой форме они употреблены?

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни?

Вслушайтесь в строчку: ...день стоит как бы хрустальный. Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)

Почему же как бы, а не как?

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

Замечательно вы объяснили смысл сравнения день... как бы хрустальный.

Почему же вечера лучезарны?

С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-. А что означает слово лучезарный?

Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?

Прочитайте первую строфу выразительно.

А теперь послушайте вторую строфу.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Что вы представили, слушая эту строфу?

Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.

Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.

Назовите и прокомментируйте их.

Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде.

Третья строка начинается со слова лишь. Объясните его значение.

Что вы «видите» своим внутренним зрением?

Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.

Но поэт выбрал паутины тонкий волос. Почему? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос.

Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?

Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.

Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?

Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.

Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?

В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».

Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».

– Как, по-вашему, следует читать вторую строфу?

И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.

В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.

О каком поле можно так сказать?

А как нужно читать третью строфу? На что нужно обратить внимание?

Мы внимательно прочитали все стихотворение.

Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?

Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

5. Предлагаются на выбор две темы сочинений-миниатюр:

1) Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.

2) «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

3) Путешествие золотого листочка.

6. Подведение итогов урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей