СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к циклу уроков по поэзии Серебряного века посвящена комплексному анализу стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»»

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Емельяненко Н.В.

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3

Емельяненко Н.В.

Историческая справка Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году. В это время он уже 7 лет жил в Эстонии, куда перебрался в 1918 г. после Октябрьской революции. Находясь за рубежом, он много писал о той стране, в которой жил, но стихотворение «Классические розы», ставшее впоследствии очень известным, посвящено как раз покинутой им России .

Историческая справка

Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году. В это время он уже 7 лет жил в Эстонии, куда перебрался в 1918 г. после Октябрьской революции. Находясь за рубежом, он много писал о той стране, в которой жил, но стихотворение «Классические розы», ставшее впоследствии очень известным, посвящено как раз покинутой им России .

Ключевые слова  времена, грезы,  сердца, розы, слава, лета, слезы, страна, воспоминания, грозы, дом, Россия, гроб

Ключевые слова

  • времена, грезы,

сердца, розы, слава, лета, слезы, страна, воспоминания, грозы, дом, Россия, гроб

Три семантические группы  эмоциональное состояние  грезы, слава, слезы, грозы, сердца время  воспоминания, лета  место  страна, дом, Россия, гроб

Три семантические группы

  • эмоциональное состояние

грезы, слава, слезы, грозы, сердца

  • время

воспоминания, лета

  • место

страна, дом, Россия, гроб

Пространство К финалу стихотворения пространство сужается : от просто «страны», сначала никак не названной, автор приходит к «России», которая в данном контексте является синонимом «дома». В конце пространство, в котором находится лирический герой, обозначается только понятием «гроб», максимально узким и практически безвыходным .

Пространство

  • К финалу стихотворения пространство сужается : от просто «страны», сначала никак не названной, автор приходит к «России», которая в данном контексте является синонимом «дома». В конце пространство, в котором находится лирический герой, обозначается только понятием «гроб», максимально узким и практически безвыходным .
Базовый концепт  Розы Имеют двойственную природу: это неоспоримая красота бутона, но в то же время опасность, заключенная в шипах, покрывающих ствол. Поэтому этот символ всегда имел двойное значение: это красота, любовь, радость, блаженство, но в то же время, символ траура и загробной жизни.

Базовый концепт

Розы

  • Имеют двойственную природу: это неоспоримая красота бутона, но в то же время опасность, заключенная в шипах, покрывающих ствол. Поэтому этот символ всегда имел двойное значение: это красота, любовь, радость, блаженство, но в то же время, символ траура и загробной жизни.
Образ розы образ цветка предстает в двойном значении: это и розы любви, славы, весны и ярких позитивных воспоминаний, и розы, «брошенные в гроб», т.е. положенные на могилу, символизирующие уход из жизни, траур. Образ в стихотворении резко меняет эмоциональную окраску: вначале это действительно символ радости, молодости, «цвета» жизни; в финале же образ становится не просто траурным, печальным, но даже трагическим.

Образ розы

  • образ цветка предстает в двойном значении: это и розы любви, славы, весны и ярких позитивных воспоминаний, и розы, «брошенные в гроб», т.е. положенные на могилу, символизирующие уход из жизни, траур. Образ в стихотворении резко меняет эмоциональную окраску: вначале это действительно символ радости, молодости, «цвета» жизни; в финале же образ становится не просто траурным, печальным, но даже трагическим.
Мотив воспоминания первые две строфы:  лирический герой обращается к «тем временам», когда жизнь действительно цвела, и не только для него (хоть он и говорит о его собственных любви, славе и весне), но и для народа, людей, в чьих сердцах «роились грезы» вторая строфа:  то время, та страна, которая ассоциируется с радостью, любовью и славой, уже утрачена, ее нет.

Мотив воспоминания

  • первые две строфы:

лирический герой обращается к «тем временам», когда жизнь действительно цвела, и не только для него (хоть он и говорит о его собственных любви, славе и весне), но и для народа, людей, в чьих сердцах «роились грезы»

вторая строфа:

то время, та страна, которая ассоциируется с радостью, любовью и славой, уже утрачена, ее нет.

Время  Три временных пласта: прошлое – первая строфа (глаголы «роились», «были») настоящее – вторя строфа (глагол «льются», частица «нет») будущее - третья строфа (глаголы «будут», «вернуться»)

Время

Три временных пласта:

  • прошлое – первая строфа (глаголы «роились», «были»)
  • настоящее – вторя строфа (глагол «льются», частица «нет»)
  • будущее - третья строфа (глаголы «будут», «вернуться»)
Эмоциональная окраска яркие эмоции: это может быть крик, крик радости, отчаяния или горя, это отрывочные, «рваные» фразы, характеризующие состояние героя

Эмоциональная окраска

яркие эмоции:

  • это может быть крик, крик радости, отчаяния или горя, это отрывочные, «рваные» фразы, характеризующие состояние героя
Интертекст Эпиграф – строки из стихотворения И.Мятлева: Как хороши, как свежи были розы  В моем саду! Как взор прельщали мой!  Как я молил весенние морозы  Не трогать их холодною рукой!  Мятлев, 1843 г.

Интертекст

  • Эпиграф – строки из стихотворения И.Мятлева:
  • Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев, 1843 г.
Интертекст в неизменном виде в стихотворении три раза повторяется строка из элегии И. Мятлева «Розы» (только в последнем четверостишии меняется время глагола): «Как хороши, как свежи были розы…».

Интертекст

  • в неизменном виде в стихотворении три раза повторяется строка из элегии И. Мятлева «Розы» (только в последнем четверостишии меняется время глагола): «Как хороши, как свежи были розы…».
Выразительные средства  Лексические  Синтаксические  Фонетические

Выразительные средства

  • Лексические
  • Синтаксические
  • Фонетические
Заключение  Игорь Северянин похоронен в Таллинне на Александро-Невском кладбище. На памятнике выбиты его строки: Как хороши, как свежи будут розы,  Моей страной мне брошенные в гроб!

Заключение

Игорь Северянин похоронен в Таллинне на Александро-Невском кладбище. На памятнике выбиты его строки:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Заключение «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...» В.Брюсов статья «Игорь Северянин « (1915 г.)

Заключение

  • «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...» В.Брюсов статья «Игорь Северянин « (1915 г.)
источник шаблона: Василевская Анастасия Сергеевна, КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловска, учитель русского языка, сайт: http://pedsovet.su/
  • источник шаблона: Василевская Анастасия Сергеевна, КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловска, учитель русского языка, сайт: http://pedsovet.su/