Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения В. Иванова "У памятника Петру"."»
Уже чугунную ограду
И сад в уборе сентября
Одела в дымную прохладу
Янтарно-алая заря.
Лучами красными одела
На финском камне тень Его,
И снизошла, и овладело
Столицей невской волшебство.
Колонны дряхлого Сената,
На дымном небе – провода,
В лучах холодного заката
И мост, и снасти, и вода.
Прислушайся к сирены вою
И к сердцу своему в груди!
Над Петроградом и Невою
В холодный сумрак погляди!
Какая тайна все объемлет,
Какой простор закрыла синь,
Какая сила выше дремлет
Среди гранитов и твердынь.
Безмолвны сфинксы над Невою,
Тускнеет пламени игра,
Но торжествует над змеею
Рука великого Петра.
И в сердце радость расцветает,
И верим утренней заре,
И все тревоги отлетают,
Как будто листья в сентябре.
Георгий Иванов – поэт Серебряного века, человек интересной и трагической судьбы. Лучшие годы жизни провел в Петербурге. В эмиграции он тосковал по городу Петра.
Наверное, поэтому одним из самых пронзительных стихотворений поэта стало «У памятника Петра». Памятник великому самодержцу – символ города на Неве, символ мощи и славы России. Стихотворение удивительно музыкально. Эффект музыкальности достигается присутствием сложносочиненных, бессоюзных предложений, повторяющегося союза и при однородных членах. Георгий Иванов принадлежал к «Цеху поэтов», члены которого создали новое направление – акмеизм. «Прекрасная ясность», которую проповедовали акмеисты, четко прослеживается в данном произведении. «Иванов ,как живописец , играет и работает красками». Первая строфа стихотворения, как акварельная миниатюра: чугунная ограда, дымная прохлада, янтарно-алая заря. Следующая строфа – то же: красные лучи, тень от памятника, волшебство. Дымное небо, холодный закат – картина следующей строфы. Таким образом, первые три строфы вместе создают цельную пейзажную зарисовку Александровского сада, набережной Невы, памятника Петру. Яркие краски, игра тени и света создают импрессионистическую картину. И в этой холодной красоте звучит взволнованный голос поэта, призывающий прислушаться к вою сирены. Этот вой нарушает гармонию предыдущих строк, резким диссонансом врывается в волшебство петроградского вечера. Тревожную интонацию четвертой строфы усиливает «холодный сумрак». Невольно задаешь себе вопрос: зачем автор призывает прислушаться к вою сирены? (Откуда этот вой?) и» к сердцу своему в груди»? Почему сумрак холодный? Потому что осень? Не только. Ведь город уже не Санкт-Петербург, а Петроград. Революция, неизвестность, тревожная атмосфера , холодный сумрак воцарились в городе. Но над всем – «рука великого Петра». Противительный союз но позволяет противопоставить то неизвестное, темное, что в восприятии Иванова принесла революция, мощи великого Петра. Рука самодержца символизирует не только мощь России, но в контексте данного стихотворения еще и здравый смысл, который все-таки возобладает. Поэтому так оптимистично звучит последняя строфа:
И в сердце радость расцветает
И верим утренней заре,
И все тревоги отлетают,
Как будто листья в сентябре.
Повторение гласного и (ассонанс) служит созданию образной законченности поэтической фразы , согласные звуки р-ц в первом и втором стихе последней строфы выражают торжество мысли, придают фразе твердость, уверенность, в третьем и четвертом стихах появляется л (отлетают, листья ). Они смягчают, успокаивают интонацию.