СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения В. Иванова "У памятника Петру"."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ лирического стихотворения востребован не только  на уроке литературы, но и на олимпиаде по литературе. Поэтому счтитаю необходимым заниматься с учениками данным видом работы. Кроме того, умение анализировать лирическое стихотворение воспитывает вкус, развивает логическое мышление, способствует развитию понимания жанровой природы стихотворения, воспитывае внимание к слову писателя.  

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения В. Иванова "У памятника Петру"."»

Уже чугунную ограду

И сад в уборе сентября

Одела в дымную прохладу

Янтарно-алая заря.

Лучами красными одела

На финском камне тень Его,

И снизошла, и овладело

Столицей невской волшебство.



Колонны дряхлого Сената,

На дымном небе – провода,

В лучах холодного заката

И мост, и снасти, и вода.





Прислушайся к сирены вою

И к сердцу своему в груди!

Над Петроградом и Невою

В холодный сумрак погляди!



Какая тайна все объемлет,

Какой простор закрыла синь,

Какая сила выше дремлет

Среди гранитов и твердынь.



Безмолвны сфинксы над Невою,

Тускнеет пламени игра,

Но торжествует над змеею

Рука великого Петра.



И в сердце радость расцветает,

И верим утренней заре,

И все тревоги отлетают,

Как будто листья в сентябре.



Георгий Иванов – поэт Серебряного века, человек интересной и трагической судьбы. Лучшие годы жизни провел в Петербурге. В эмиграции он тосковал по городу Петра.

Наверное, поэтому одним из самых пронзительных стихотворений поэта стало «У памятника Петра». Памятник великому самодержцу – символ города на Неве, символ мощи и славы России. Стихотворение удивительно музыкально. Эффект музыкальности достигается присутствием сложносочиненных, бессоюзных предложений, повторяющегося союза и при однородных членах. Георгий Иванов принадлежал к «Цеху поэтов», члены которого создали новое направление – акмеизм. «Прекрасная ясность», которую проповедовали акмеисты, четко прослеживается в данном произведении. «Иванов ,как живописец , играет и работает красками». Первая строфа стихотворения, как акварельная миниатюра: чугунная ограда, дымная прохлада, янтарно-алая заря. Следующая строфа – то же: красные лучи, тень от памятника, волшебство. Дымное небо, холодный закат – картина следующей строфы. Таким образом, первые три строфы вместе создают цельную пейзажную зарисовку Александровского сада, набережной Невы, памятника Петру. Яркие краски, игра тени и света создают импрессионистическую картину. И в этой холодной красоте звучит взволнованный голос поэта, призывающий прислушаться к вою сирены. Этот вой нарушает гармонию предыдущих строк, резким диссонансом врывается в волшебство петроградского вечера. Тревожную интонацию четвертой строфы усиливает «холодный сумрак». Невольно задаешь себе вопрос: зачем автор призывает прислушаться к вою сирены? (Откуда этот вой?) и» к сердцу своему в груди»? Почему сумрак холодный? Потому что осень? Не только. Ведь город уже не Санкт-Петербург, а Петроград. Революция, неизвестность, тревожная атмосфера , холодный сумрак воцарились в городе. Но над всем – «рука великого Петра». Противительный союз но позволяет противопоставить то неизвестное, темное, что в восприятии Иванова принесла революция, мощи великого Петра. Рука самодержца символизирует не только мощь России, но в контексте данного стихотворения еще и здравый смысл, который все-таки возобладает. Поэтому так оптимистично звучит последняя строфа:

И в сердце радость расцветает

И верим утренней заре,

И все тревоги отлетают,

Как будто листья в сентябре.

Повторение гласного и (ассонанс) служит созданию образной законченности поэтической фразы , согласные звуки р-ц в первом и втором стихе последней строфы выражают торжество мысли, придают фразе твердость, уверенность, в третьем и четвертом стихах появляется л (отлетают, листья ). Они смягчают, успокаивают интонацию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!