СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста. подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-практикум. Анализ текста притчи Ф.Кривина "Два камня". Работа с художественным текстом

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста. подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ русский язык»

Анализ текста. Подготовка к выполнению задания 27. 24 балла

Анализ текста. Подготовка к выполнению задания 27.

24 балла

Кривин не числился в диссидентах, выбранный им язык притч и басен позволял оставаться как бы вне баррикад. Но у читателей не было никаких сомнений в истинном смысле этих историй. «И тогда Демосфен выплюнул свои камни и набрал в рот воды».

Кривин не числился в диссидентах, выбранный им язык притч и басен позволял оставаться как бы вне баррикад. Но у читателей не было никаких сомнений в истинном смысле этих историй. «И тогда Демосфен выплюнул свои камни и набрал в рот воды».

Полное имя: Феликс Давидович Кривин Годы жизни: 11 июня 1928-24 декабря 2016 Кто повлиял на литературный талант? Работал ночным корректором в газете «Придунайская правда». Здесь же были напечатаны его первые стихи. Образование. Окончил педагогический институт. Сотрудничал с Аркадием Райкиным. Писал для него интермедии
  • Полное имя: Феликс Давидович Кривин
  • Годы жизни: 11 июня 1928-24 декабря 2016
  • Кто повлиял на литературный талант? Работал ночным корректором в газете «Придунайская правда». Здесь же были напечатаны его первые стихи.
  • Образование. Окончил педагогический институт.
  • Сотрудничал с Аркадием Райкиным. Писал для него интермедии

Читаем текст

1.Жили на письменном столе два приятеля-карандаша: Тупой и Острый. 2.Острый Карандаш трудился с утра до вечера: его и строгали, и ломали, и в работе не щадили. 3.А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. 4.А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди. 5.Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

6.— И чего ты маешься? 7. Разве тебе больше всех надо?

8.— Да нет, совсем не больше, — отвечает Острый Карандаш. — Просто самому интересно.

9.— Интересно-то интересно, да здоровье дороже, — урезонивает его Тупой Карандаш. — Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.

10.— Не беда! — весело отвечает его товарищ. — Меня ещё не на одну тетрадь хватит!

11.Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остаётся. 12.Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своём предшественнике.

13.— Я его лично знал! — гордо заявляет Тупой Карандаш. — Это был мой лучший друг, можете мне поверить!

14.— Вы с ним дружили? — удивляются острые карандаши. — Может быть, вы напишете мемуары?

15.И Тупой Карандаш пишет мемуары.

16.Конечно, пишет он их не сам — для этого он слишком тупой. 17.Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слов. 18.Это очень трудно: Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет. 19. Приходится острым карандашам самим разбираться — подправлять, добавлять, переиначивать.

20.Тупой Карандаш пишет мемуары…

Какой тип текста? (хт,пт,хтп) Разбейте текст на эпизоды.  1-10 тема- два приятеля-карандаша 11-20 тема- мемуары Выделите ключевые слова в каждом абзаце

Какой тип текста?

(хт,пт,хтп)

Разбейте текст на эпизоды.

1-10 тема- два приятеля-карандаша

11-20 тема- мемуары

Выделите ключевые слова в каждом абзаце

1.Жили на письменном столе два приятеля-карандаша : Тупой и Острый . 2.Острый Карандаш трудился с утра до вечера: его и строгали, и ломали, и в работе не щадили. 3.А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твёрдое. 4.А от твёрдого сердца ни в каком деле толку не жди. 5.Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

6.— И чего ты маешься? 7. Разве тебе больше всех надо?

8.— Да нет, совсем не больше, — отвечает Острый Карандаш. — Просто самому интересно.

9.— Интересно-то интересно, да здоровье дороже , — урезонивает его Тупой Карандаш. — Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось .

10.— Не беда! — весело отвечает его товарищ. — Меня ещё не на одну тетрадь хватит!

11.Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остаётся . 12.Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своём предшественнике.

13.— Я его лично знал! — гордо заявляет Тупой Карандаш . — Это был мой лучший друг , можете мне поверить!

14.— Вы с ним дружили? — удивляются острые карандаши. — Может быть, вы напишете мемуары?

15.И Тупой Карандаш пишет мемуары .

16.Конечно, пишет он их не сам — для этого он слишком тупой. 17.Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слов . 18.Это очень трудно: Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет. 19. Приходится острым карандашам самим разбираться — подправлять, добавлять, переиначивать.

20.Тупой Карандаш пишет мемуары …

Что лежит в его основе? ( противопоставление: отношение к жизни, жизненные ценности каждого из карандашей. Для одного жизнь – это «горение», когда не щадят себя, отдаются полностью и без остатка своему делу, а для другого жизнь- это комфорт, покой, нежелание растрачивать себя. «горячее сердце и «твердое сердце» Замечание:  иносказательный текст- обратите внимание на средства выразительности, которые помогают раскрыть идею текста: ирония, олицетворение, эпитеты Обратите внимание на синтаксические приемы: диалог, вводные слова, однородные члены…)

Что лежит в его основе?

( противопоставление: отношение к жизни, жизненные ценности каждого из карандашей.

Для одного жизнь – это «горение», когда не щадят себя, отдаются полностью и без остатка своему делу, а для другого жизнь- это комфорт, покой, нежелание растрачивать себя. «горячее сердце и «твердое сердце»

Замечание:

иносказательный текст- обратите внимание на средства выразительности, которые помогают раскрыть идею текста: ирония, олицетворение, эпитеты

Обратите внимание на синтаксические приемы: диалог, вводные слова, однородные члены…)

К2 Какая смысловая связь между примерами? (заключительная часть к2) - Определяю вид связи. -Понимаю, какие примеры нужно подобрать для иллюстрации этого вида связи. Выбери нужный тип связи. Причинно-следственная Пояснение, дополнение   Противопоставление   Сопоставление  (Изображая героев, автор противопоставляет их жизненные позиции, что подводит читателя к мысли о том, что тот, кто не жалеет себя, оставляет яркий след, освещающий путь другим).

К2 Какая смысловая связь между примерами?

(заключительная часть к2)

- Определяю вид связи.

-Понимаю, какие примеры нужно подобрать для иллюстрации этого вида связи. Выбери нужный тип связи.

  • Причинно-следственная
  • Пояснение, дополнение
  • Противопоставление
  • Сопоставление

(Изображая героев, автор противопоставляет их жизненные позиции, что подводит читателя к мысли о том, что тот, кто не жалеет себя, оставляет яркий след, освещающий путь другим).

к3 Ради чего написан текст? Что хочет сказать автор читателям? Основная идея? К3- Автор считает, что только тот, кто отдается своему делу до конца, достоин оставаться в памяти благодарных потомков.  

к3

  • Ради чего написан текст? Что хочет сказать автор читателям? Основная идея?
  • К3-

Автор считает, что только тот, кто отдается своему делу до конца, достоин оставаться в памяти благодарных потомков.

 

 Намечаем проблему К3 Автор считает, что только тот, кто отдается своему делу до конца, достоин оставаться в памяти благодарных потомков. Попробуем составить схему. Острый Карандаш противоречие  Тупой Карандаш  должен  нужно  необходимо  важно К1- должен ли человек жить так, чтобы до конца отдаваться своему делу, не требуя ничего взамен? Над этой проблемой размышляет автор текста.

Намечаем проблему

К3 Автор считает, что только тот, кто отдается своему делу до конца, достоин оставаться в памяти благодарных потомков.

Попробуем составить схему.

Острый Карандаш противоречие Тупой Карандаш

должен

нужно

необходимо

важно

К1- должен ли человек жить так, чтобы до конца отдаваться своему делу, не требуя ничего взамен? Над этой проблемой размышляет автор текста.

По Ю. Красовской

По Ю. Красовской

Пишем проблему  комментарий  позицию автора

Пишем проблему комментарий позицию автора

К1- должен ли человек жить так, чтобы до конца отдаваться своему делу, не требуя ничего взамен? Над этой проблемой размышляет автор текста.

К2. Для того чтобы обратить внимание читателя на волнующий вопрос, Ф.Кривин использует аллегорию, при помощи которой описывает два типа людей с различными жизненными принципами. Острый Карандаш « трудился с утра до вечера», не терял оптимизма, живого интереса ко всему, несмотря на сложности, которые встречались на его жизненном путь. Этот пример помогает понять, что автор восхищается такими людьми.

Продолжая свои размышления , писатель показывает и противоположный тип: с « твердым сердцем », от которого «ни в каком деле толку не жди» . Для них, как считает Ф. Кривин, главное в жизни- сохранить себя, воспользоваться чужим трудом. Автор возмущается тем, что таким людям удается пристроится к чужой славе, чужим заслугам, но память оставляют о себе только настоящие труженики, честно исполняющие свой долг.

Противопоставляя героев, автор сопоставляет их жизненные ценности, что подводит читателя к мысли: тот, кто не жалеет себя, оставляет яркий свет, освещающий путь другим.

К3. Кривин считает, что человек, отдающийся своему делу до конца, достоин оставаться в памяти потомков.

 

1.

2.

3.

4.

5.

Пишем к4

Пишем к4

К4 Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, человек должен жить так, чтобы приносить пользу людям, честно трудиться во благо, не допуская очерствения сердца. Именно так и жил А.П.Чехов, делая все, чтобы мир вокруг него стал лучше. Он дарил людям тепло, заботу, стремился искоренять недостатки человеческой природы, мечтая всю землю превратить в цветущий сад. Именно поэтому его жизнь стала примером для многих. В заключение еще раз хочется подчеркнуть, как важно каждому из нас достойно идти по жизненному пути.  

К4 Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, человек должен жить так, чтобы приносить пользу людям, честно трудиться во благо, не допуская очерствения сердца.

Именно так и жил А.П.Чехов, делая все, чтобы мир вокруг него стал лучше. Он дарил людям тепло, заботу, стремился искоренять недостатки человеческой природы, мечтая всю землю превратить в цветущий сад. Именно поэтому его жизнь стала примером для многих.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, как важно каждому из нас достойно идти по жизненному пути.

 

Домашнее задание Написать сочинение по тексту Кривина Ф. «Драка»

Домашнее задание

  • Написать сочинение по тексту Кривина Ф. «Драка»
  • Я дрался раз в жизни, да и то не с тем, с кем следовало. (2)И вовсе не потому, что не встречал людей, с которыми следовало драться. (З)Таких людей я встречал, но с ними я не дрался, а здоровался за руку, улыбался им, как лучшим друзьям. (4)Потому что я уже стал воспитанным человеком. (5)А в тот раз, когда дрался, я ещё не был воспитанным человеком, меня тогда только воспитывали. (6)На нашей улице все между собой передрались и выяснили, кто сильнее, а кто слабее. (7)На мою долю выпал мальчик, худой и болезненный, с головой, неуверенно сидящей на тонкой шее, и длинным носом, опущенным вниз, словно он уже заранее признавал своё поражение. (8)С кончика носа свисала маленькая прозрачная капелька, и мальчик шумно втягивал её в нос, как втягивает проводник пассажира, повисшего на ступеньке, когда дан уже сигнал к отправлению. (9) Но пассажир опять повисал, словно ещё не со всеми там, на станции, попрощался, а мальчик снова и снова его втягивал, а потом резко провёл под носом рукой, окончательно высаживая его из поезда, но тут, неизвестно откуда взявшись, пассажир снова повис... (10) И туда, в это место, где уже развивались какие-то драматические события, я ткнул кулаком, и пассажир сразу покраснел и на ходу выпрыгнул из поезда, а за ним стали прыгать остальные, такие же красные, как и он.
  • (11) — Юшка пошла, — констатировал кто-то из судейской коллегии, и драка была остановлена из-за явного неравенства сил. (12) Я не запомнил, как звали этого мальчика. (13)Тех, кого бьют, обычно не запоминают, — запоминают тех, кто бьёт. (14) Мне не хотелось его бить, просто такая сложилась ситуация. (15) Потом сложилась другая ситуация, и мы с ним вместе гоняли в футбол, лазили по крышам и смотрели, как бьют кого-то третьего. (16) И опять менялась ситуация, и снова кто-то кого-то бил, пусть не кулаками, а словами, по-взрослому, но это получалось ещё больней. (17) Когда взрослый бьёт взрослого, это не всегда даже видно со стороны. (18)Сидят и разговаривают. (19)Стоят и разговаривают. (20)И всё же, если внимательно приглядеться, то увидишь, как маленькие красные человечки панически выпрыгивают на ходу, поезд идёт, как и шёл, но у них у каждого внутри катастрофа. {По Ф. Кривину *).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!