Анализ психологического теста по Р.Р. Кашановой «Как вы себя чувствуете?»
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические, химические, биологические, психические.
Говоря о другом компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья.
Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Цель исследования – дать оценку образа жизни воспитанников школы- интерната 5-9 классов
Задачи:
Изучить, какие факторы повседневной жизни учащихся играют важную роль в поддержании ЗОЖ.
Выявить, что негативно влияет на состояние здоровья.
Определить, следят ли воспитанники за состоянием своего здоровья и какой ведут образ жизни.
Методика и организация исследования. Нами был проведен психологический тест по методике Р.Р.Кашанова «Экспресс-оценка образа жизни». Опрос проводился среди воспитанников среднего звена 5- 9 классов, в возрасте от 12-16 лет. Количество обучающихся -64, количество опрошенных составило – 62человека. В данном тестировании предлагалось ответить на 11 вопросов, в каждом из которых необходимо было выбрать один из трех вариантов ответа, с которым в наибольшей степени согласен участник опроса. Каждый вариант ответа оценивался по количеству баллов, в зависимости от того, как выбранный вариант влияет на самочувствие. Результаты ответов были суммированы в очках по каждому воспитаннику и проведено их сравнение с приведенными ниже оценками автора:
Свыше 80 очков. Превосходно! У вас отличное самочувствие, здоровый организм, а главное – вы не только сторонник здорового образа жизни, но и на практике ведете его.
От 50 до 80 очков. Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни.
Менее 50 очков. Вы слишком перегружены, не следите за состоянием своего здоровья. Необходимо ежедневно хотя бы понемногу уделять внимание своему физическому здоровью.
Результаты исследования и их обсуждение.
класс | Свыше 80баллов | От 50-80 баллов | Меньше 50 баллов |
5 | 1 | -8 | 1 |
6 | - | 9 | 1 |
7 | 2 | 10 | 2 |
8 | 2 | 7 | 6 |
9 | 3 | 10 | - |
Итого: | 8 | 44 | 10 |
Проанализировав варианты ответов в каждом вопросе, мы выявили, какие из факторов являются положительными в образе жизни
Свыше 80 б.- имеют -8 учащихся, а это 12, 9 % .
От 50-80 б.-44 учащихся, а это 70, 9 % для средней школы.
Менее 50б- 10-это 16, 1 %
Хотелось бы обратить внимание, что играет отрицательную роль в поддержании здоровья. Так, как воспитанники мало гуляют на свежем воздухе, недосыпают, имея выраженные проблемы со сном. Вместе с тем следует отметить, что у воспитанников наблюдается раздражительность и усталость от учебных нагрузок. Когда устают, предпочитают ложиться спать, не испытывают желания заниматься интересными делами.
Выводы. Индивидуальная оценка образа жизни учащихся школы- интерната показала, какой образ жизни ведет каждый воспитанник, какие факторы играют важную роль в ведении ЗОЖ, а какие являются негативными. И, если каждому воспитаннику нашей школы попытаться изменить свое отношение к образу жизни, и постараться соблюдать легкие, но в то же время очень важные правила ЗОЖ в отдельных его элементах, можно во много раз улучшить состояние своего здоровья
1.Сформировать активную жизненную позицию.
2.Учить укреплять и сохранять свое здоровье.3. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
4.Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. Работу по формированию здорового образа жизни целесообразно вести, учитывая возрастные особенности учащихся.
Составила руководитель Мо воспитателей О.Ф. Курилех.