КОНСУЛЬТАЦИЯ
« ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ»
Расширение тенденций динамичного развития современного социума, преобразования в социокультурной среде, изменение педагогических ценностей и нарушение механизмов сосуществования межэтнических сообществ, усложнение жизнедеятельности общества требуют наличия социальной компетентности каждого субъекта социального взаимодействия. При этом социальный заказ, отражаясь в воспитании молодой личности, подчеркивает особую значимость общечеловеческих начал каждого индивида, педагогическое взаимодействие с которым, в первую очередь, должно ориентироваться на культивирование народного наследия, возрождение, сохранение и преумножение этнических начал.
Социально компетентный субъект изначально формируется лишь в идентично сформированной среде, и первостепенную важность приобретает использование накопленного богатства народных традиций в воспитании, культивирование национальных ценностей и регионально-этнических стереотипов (В.Ф. Афанасьев, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, М.С. Каган, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.)-
Гуманизация образования предопределяет необходимость совершенствования педагогического процесса в направлении осмысления и глубокого анализа роли воспитания в процессе взаимодействия с ребенком. Уровень развития, достигнутый в период дошкольного детства, во многом определяет дальнейшее развитие личности, ее успешность и круг взаимоотношений в социуме.
Анализ современной литературы свидетельствует, что готовность ребенка к социальному взаимодействию всегда готовность ребенка к социальному взаимодействию всегда волновала исследователей - философов, психологов, педагогов, о чем они неоднократно подчеркивали в своих работах (E.H. Герасимова, М.С. Каган, В.А. Караковский, С.А. Козлова, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов и др.).
Опираясь на индивидуальное своеобразие личности каждого ребенка, воспитание способствует целостному формированию индивида (Щ.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков Сухомлинский и др.). Поскольку воспитание опирается на собственные личностные составляющие, желания, интересы, способности и возможности личности, возникает необходимость формировать умение адекватно использовать данные способности, а это возможно при наличии у ребенка социальной компетентности. Расширяются рамки социального взаимодействия, увеличивается его темп, усложняется содержание знаний, неуклонно увеличивается их объем (И.Я. Лернер, А.П. Сманцер, П.И. Третьяков, Т.И. Ша-мова и др.), поэтому прогрессирующее развитие общества не позволяет каждой личности в отдельности плавно и безболезненно, адекватно усваивать нормы, принципы и законы его функционирования.
Возникает необходимость направить взаимодействие педагога с детьми на развитие у ребенка стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и самоопределению, на оказание помощи в становлении его личности (О.С. Газман, И.С. Кон, М.В. Корепано-ва, В.Г. Маралов, A.B. Мудрик, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).
Педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть динамичной, мобильной, обретающей устойчивость в процессе самореализации, наряду с этим ребенок познает социальный мир и мир внутренний - собственный.
Познание самого себя как путь социализации личности, познание своих особенностей, принадлежности к человеческому роду, овладение умениями управлять своим телом, своими чувствами и поступками, формируют социальные навыки взаимодействия с обществом (O.A. Князева, С.А. Козлова, И.С. Кон, М.В. Корепанова, B.C. Мухина, СЕ. Шукшина и др.).
Выбор возраста детей в нашем исследовании обусловлен реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс формирования социальной компетентности наиболее эффективно. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является сензи-тивным в формировании социальной компетентности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Бобович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Элько-нин и др.).
Исследователи утверждают идею необходимости изучать детство как самобытную целостность в пространстве социальных общностей, в духовном пространстве культуры (Ш.А. Амонашвили, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский и др.).
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (Г.Н. Волков, Н.О. Лосский, М.Ю. Мартынова, О.Л. Морева, Э.К. Суслова и др.).
Определенные педагогические ориентиры на проблему формирования социальной компетентности позволяют признать доминирующую роль этнопедагогического наследия, поскольку именно в нем сконцентрирована могучая сила конструктивного и созидательного источника формирования ментальной осведомленности через культурную идентификацию личности.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:
— между теоретической аксиоматичностью роли этнического наследия и его практическим использованием в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;
- между необходимостью построения целесообразной этнопедагогической образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения.
Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации. Проблемами социализации личности, и в частности личности дошкольника, на современном этапе развития науки занимаются ведущие отечественные исследователи.
Социальная значимость компетентной личности дошкольника в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
За последние 10-15 лет дошкольное образование существенно обновило свой арсенал: новые программы в различных сферах жизнедеятельности дошкольника, методические разработки, дидактический материал. В основе этого обновления, лежит признание самоценности дошкольного возраста и, соответственно, такой интерпретации развития дошкольника, при которой оценивалась бы его социальная компетентность, адаптированность к соответствующим условиям жизнедеятельности .
Анализ теоретических и методических основ работы дошкольного учреждения позволил определить, что работа по формированию социальной компетентности личности дошкольника предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, то оно не может быть осуществлено стихийно, каким либо педагогом в отдельности, но требует объединения усилий воспитателей и психологов, которое может быть осуществлено на основе специально разработанных, психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста.
Социальная зрелость старшего дошкольника, по мнению Е.Н. Лебеденко означает такой уровень социально-личностного развития, при котором поведение и деятельность ребенка отличаются определенной целенаправленностью, осознанностью и возможностью ориентировки на социально заданные требования, правила, доступные детскому пониманию общечеловеческие ценности — ценности познания, добра, красоты, справедливости. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о важных достижениях социально-личностного развития детей к концу дошкольного возраста и, тем самым, подтверждают правомерность такого подхода к оценке дошкольника.
Среди них особое значение для вхождения в новые условия школьной реальности имеют такие, как:
— овладение формами внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения;
— появление социально-ценностных ориентаций, гуманного отношения к объектам окружающего мира, эмпатии, готовности к сотрудничеству и взаимодействию;
— проявление стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих, оценка своих действий, элементарное прогнозирование поступков;
— появление интереса к новым, более «серьезным» видам деятельности; к овладению грамотой, к познанию, интеллектуальным играм, результативной деятельности;
— способность к элементарной произвольной регуляции активности, умение ориентироваться на заданные образцы, требования.
Благодаря появлению этих новообразований развития и накоплению разнообразного практического социального опыта старший дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении. Он не нуждается в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях он начинает действовать целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий. Сформированные, в элементарном виде социально-ценностные ориентации (представления о мере допустимого и недопустимого, о добре и зле, о нормах поведения и общения), а также освоенные способы деятельности создают основу для выбора ребенком шести-семи лет «правилосообразной линии поведения в новых условиях» .
Сегодня уже существуют различные практические варианты реализации единых программ, формирующих социальную компетентность детей дошкольного возраста (в том числе и старшего дошкольного возраста) такие как :
• Программа «Сообщество».
• Программа «Давайте жить дружно».
• Программа «Дружные ребята».
• Программа «Я и мы».
• Программа «Тропинка к своему Я».
При любом методическом подходе к воспитанию дошкольников остается проблема фиксации его результативности. Принципиально можно говорить о наблюдении (включая и экспертные оценки) и тестировании (включая оценки предметной деятельности).
Тестовая диагностика на сегодня, как правило, связана с оценкой способностей ребенка. Стратегия целостной оценки развитости дошкольника находит отражение в оценивании характеристик, являющихся элементами социальной зрелости и компетенции. Здесь главное иметь определенные критерии. Так, например, уровень сформированности нравственного поведения, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, можно оценивать, ориентируясь на:
а) характер восприятия ребенком сверстника;
б) степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника;
в) характер и степень выраженность сопереживания сверстнику;
г) характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать в «пользу другого» или «в свою пользу».
Диагностика уровня развития общения ребенка со взрослым опирается на разработанную М.И.Лисиной концепцию генезиса общения ребенка со взрослым, которая ориентирована на выявление качественно своеобразных форм общения (личностное, внеситуативно-познавательное и т.д.) .
Другой важнейший показатель личностного развития ребенка — освоение им ведущей деятельности, соответствующей его возрасту, как целостного отношения к миру. Исследователи исходят из того, что мерой освоения деятельности является наличие активных самостоятельных действий, отступающих от стереотипа или образца, заданного взрослым.
Несмотря на универсальность некоторых оцениваемых характеристик, они все же не дают адекватного целостного представления о характере и особенностях развития дошкольника. Ориентация на целостное развитие ребенка предоставляет возможность несколько по-иному (не парциально) поставить вопрос о диагностике развитости дошкольника.
Таким образом, воспитание социальной компетентности в рамках дошкольных учреждений необходимо проводить с помощью специальных образовательных программ, освоение которых ребенком одновременно выполняет две функции: обеспечивает формирование определенный личностных новообразований и является формой диагностики, базирующейся на оценке степени освоения дошкольником этих программ. Учитывая, что усвоение социально- коммуникативных навыков у старшего дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, закономерным этапом представленной работы является рассмотрении особенностей формирования этих навыков в процессе игровых технологий.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Просмотр содержимого документа
«Консультация « ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
« ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ»
Расширение тенденций динамичного развития современного социума, преобразования в социокультурной среде, изменение педагогических ценностей и нарушение механизмов сосуществования межэтнических сообществ, усложнение жизнедеятельности общества требуют наличия социальной компетентности каждого субъекта социального взаимодействия. При этом социальный заказ, отражаясь в воспитании молодой личности, подчеркивает особую значимость общечеловеческих начал каждого индивида, педагогическое взаимодействие с которым, в первую очередь, должно ориентироваться на культивирование народного наследия, возрождение, сохранение и преумножение этнических начал.
Социально компетентный субъект изначально формируется лишь в идентично сформированной среде, и первостепенную важность приобретает использование накопленного богатства народных традиций в воспитании, культивирование национальных ценностей и регионально-этнических стереотипов (В.Ф. Афанасьев, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, М.С. Каган, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.)-
Гуманизация образования предопределяет необходимость совершенствования педагогического процесса в направлении осмысления и глубокого анализа роли воспитания в процессе взаимодействия с ребенком. Уровень развития, достигнутый в период дошкольного детства, во многом определяет дальнейшее развитие личности, ее успешность и круг взаимоотношений в социуме.
Анализ современной литературы свидетельствует, что готовность ребенка к социальному взаимодействию всегда готовность ребенка к социальному взаимодействию всегда волновала исследователей - философов, психологов, педагогов, о чем они неоднократно подчеркивали в своих работах (E.H. Герасимова, М.С. Каган, В.А. Караковский, С.А. Козлова, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов и др.).
Опираясь на индивидуальное своеобразие личности каждого ребенка, воспитание способствует целостному формированию индивида (Щ.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков Сухомлинский и др.). Поскольку воспитание опирается на собственные личностные составляющие, желания, интересы, способности и возможности личности, возникает необходимость формировать умение адекватно использовать данные способности, а это возможно при наличии у ребенка социальной компетентности. Расширяются рамки социального взаимодействия, увеличивается его темп, усложняется содержание знаний, неуклонно увеличивается их объем (И.Я. Лернер, А.П. Сманцер, П.И. Третьяков, Т.И. Ша-мова и др.), поэтому прогрессирующее развитие общества не позволяет каждой личности в отдельности плавно и безболезненно, адекватно усваивать нормы, принципы и законы его функционирования.
Возникает необходимость направить взаимодействие педагога с детьми на развитие у ребенка стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и самоопределению, на оказание помощи в становлении его личности (О.С. Газман, И.С. Кон, М.В. Корепано-ва, В.Г. Маралов, A.B. Мудрик, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).
Педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть динамичной, мобильной, обретающей устойчивость в процессе самореализации, наряду с этим ребенок познает социальный мир и мир внутренний - собственный.
Познание самого себя как путь социализации личности, познание своих особенностей, принадлежности к человеческому роду, овладение умениями управлять своим телом, своими чувствами и поступками, формируют социальные навыки взаимодействия с обществом (O.A. Князева, С.А. Козлова, И.С. Кон, М.В. Корепанова, B.C. Мухина, СЕ. Шукшина и др.).
Выбор возраста детей в нашем исследовании обусловлен реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс формирования социальной компетентности наиболее эффективно. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является сензи-тивным в формировании социальной компетентности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Бобович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Элько-нин и др.).
Исследователи утверждают идею необходимости изучать детство как самобытную целостность в пространстве социальных общностей, в духовном пространстве культуры (Ш.А. Амонашвили, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский и др.).
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (Г.Н. Волков, Н.О. Лосский, М.Ю. Мартынова, О.Л. Морева, Э.К. Суслова и др.).
Определенные педагогические ориентиры на проблему формирования социальной компетентности позволяют признать доминирующую роль этнопедагогического наследия, поскольку именно в нем сконцентрирована могучая сила конструктивного и созидательного источника формирования ментальной осведомленности через культурную идентификацию личности.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:
— между теоретической аксиоматичностью роли этнического наследия и его практическим использованием в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;
- между необходимостью построения целесообразной этнопедагогической образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения.
Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации. Проблемами социализации личности, и в частности личности дошкольника, на современном этапе развития науки занимаются ведущие отечественные исследователи.
Социальная значимость компетентной личности дошкольника в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
За последние 10-15 лет дошкольное образование существенно обновило свой арсенал: новые программы в различных сферах жизнедеятельности дошкольника, методические разработки, дидактический материал. В основе этого обновления, лежит признание самоценности дошкольного возраста и, соответственно, такой интерпретации развития дошкольника, при которой оценивалась бы его социальная компетентность, адаптированность к соответствующим условиям жизнедеятельности .
Анализ теоретических и методических основ работы дошкольного учреждения позволил определить, что работа по формированию социальной компетентности личности дошкольника предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, то оно не может быть осуществлено стихийно, каким либо педагогом в отдельности, но требует объединения усилий воспитателей и психологов, которое может быть осуществлено на основе специально разработанных, психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста.
Социальная зрелость старшего дошкольника, по мнению Е.Н. Лебеденко означает такой уровень социально-личностного развития, при котором поведение и деятельность ребенка отличаются определенной целенаправленностью, осознанностью и возможностью ориентировки на социально заданные требования, правила, доступные детскому пониманию общечеловеческие ценности — ценности познания, добра, красоты, справедливости. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о важных достижениях социально-личностного развития детей к концу дошкольного возраста и, тем самым, подтверждают правомерность такого подхода к оценке дошкольника.
Среди них особое значение для вхождения в новые условия школьной реальности имеют такие, как:
— овладение формами внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения;
— появление социально-ценностных ориентаций, гуманного отношения к объектам окружающего мира, эмпатии, готовности к сотрудничеству и взаимодействию;
— проявление стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих, оценка своих действий, элементарное прогнозирование поступков;
— появление интереса к новым, более «серьезным» видам деятельности; к овладению грамотой, к познанию, интеллектуальным играм, результативной деятельности;
— способность к элементарной произвольной регуляции активности, умение ориентироваться на заданные образцы, требования.
Благодаря появлению этих новообразований развития и накоплению разнообразного практического социального опыта старший дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении. Он не нуждается в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях он начинает действовать целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий. Сформированные, в элементарном виде социально-ценностные ориентации (представления о мере допустимого и недопустимого, о добре и зле, о нормах поведения и общения), а также освоенные способы деятельности создают основу для выбора ребенком шести-семи лет «правилосообразной линии поведения в новых условиях» .
Сегодня уже существуют различные практические варианты реализации единых программ, формирующих социальную компетентность детей дошкольного возраста (в том числе и старшего дошкольного возраста) такие как :
• Программа «Сообщество».
• Программа «Давайте жить дружно».
• Программа «Дружные ребята».
• Программа «Я и мы».
• Программа «Тропинка к своему Я».
При любом методическом подходе к воспитанию дошкольников остается проблема фиксации его результативности. Принципиально можно говорить о наблюдении (включая и экспертные оценки) и тестировании (включая оценки предметной деятельности).
Тестовая диагностика на сегодня, как правило, связана с оценкой способностей ребенка. Стратегия целостной оценки развитости дошкольника находит отражение в оценивании характеристик, являющихся элементами социальной зрелости и компетенции. Здесь главное иметь определенные критерии. Так, например, уровень сформированности нравственного поведения, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, можно оценивать, ориентируясь на:
а) характер восприятия ребенком сверстника;
б) степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника;
в) характер и степень выраженность сопереживания сверстнику;
г) характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать в «пользу другого» или «в свою пользу».
Диагностика уровня развития общения ребенка со взрослым опирается на разработанную М.И.Лисиной концепцию генезиса общения ребенка со взрослым, которая ориентирована на выявление качественно своеобразных форм общения (личностное, внеситуативно-познавательное и т.д.) .
Другой важнейший показатель личностного развития ребенка — освоение им ведущей деятельности, соответствующей его возрасту, как целостного отношения к миру. Исследователи исходят из того, что мерой освоения деятельности является наличие активных самостоятельных действий, отступающих от стереотипа или образца, заданного взрослым.
Несмотря на универсальность некоторых оцениваемых характеристик, они все же не дают адекватного целостного представления о характере и особенностях развития дошкольника. Ориентация на целостное развитие ребенка предоставляет возможность несколько по-иному (не парциально) поставить вопрос о диагностике развитости дошкольника.
Таким образом, воспитание социальной компетентности в рамках дошкольных учреждений необходимо проводить с помощью специальных образовательных программ, освоение которых ребенком одновременно выполняет две функции: обеспечивает формирование определенный личностных новообразований и является формой диагностики, базирующейся на оценке степени освоения дошкольником этих программ. Учитывая, что усвоение социально- коммуникативных навыков у старшего дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, закономерным этапом представленной работы является рассмотрении особенностей формирования этих навыков в процессе игровых технологий.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.