| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Анализ учебно-методических комплектов, вариативных (авторских) программ по предметам начальной школы.
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Калышкина Виктория
Ейск, 2021г.
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы. Обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Учебно-методический комплекс «Школа России» (под ред. А. Плешакова). Издательство «Просвещение».
Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Система учебников «Школа России»:
1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.
4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.
7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
17. Физическая культура - В.И.Лях.
Учебно-методический комплекс «Школа 2000» (научный руководитель – Л.Г. Петерсон). Издательство «Ювента».
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ – школа – вуз).
Главной целью программы «Школа 2000» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
Учебно-методический комплекс «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон). Издательство «Баласс».
В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста.
Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик.
Перечень учебников УМК «Школа 2100»:
1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
4. Английский язык – М.З. Биболетова и др.
5. Математика – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
6. Окружающий мир – А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
7. Изобразительное искусство – О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
8. Музыка – Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
9. Технология – О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
10. Физическая культура – Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.
Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»
(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова). Издательство «Вентана – Граф».
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности.
Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»:
1. Букварь – Л.Е. Журова.
2. Русский язык – С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
3. Литературное чтение – Л.А. Ефросинина.
4. Английский язык – УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд.
5. Математика – Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
6. Окружающий мир – Н.Ф. Виноградова.
7. Музыка – О.В. Усачева, Л.В. Школяр.
8. Изобразительное искусство – Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
9. Технология – Е.А. Лутцева.
10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
Учебно-методический комплекс «Планета знаний» (научный руководитель – И.А. Петрова). Издательство «Астрель».
Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.
Выпускают учебники и учебные пособия УМК «Планета знаний» издательства «Астрель» и «АСТ».
В состав УМК входят:
1. Букварь – автор Т.М. Андрианова.
2. Русский язык – автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.
3. Литературное чтение – Э.Э.Кац
4. Английский язык – Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская.
5. Математика – М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова.
6. Окружающий мир – Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина.
7. Музыка – Т.И. Баланова.
Учебно-методический комплект «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина). Издательство «Ассоциация XXI века».
В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
В состав УМК входят:
1. Букварь – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
2. Русский язык – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
3. Литературное чтение – автор О.В. Кубасова.
4. Математика – автор Н.Б. Истомина.
5. Окружающий мир – автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
6. Технология – автор Н.М.Конышева.
7. Изобразительное искусство – (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
8. Музыка – (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.
Развивающая система Л.В. Занкова (научный руководитель – Н.В.Нечаева). Издательство «Издательский дом «Федоров»».
Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
Программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС.
Список учебников системы Л.В. Занкова:
1. Азбука - Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
2. Русский язык – Н.В. Нечаева.
3. Русский язык – А.В. Полякова
4. Литературное чтение – В.Ю. Свиридова.
5. Литературное чтение – В.А. Лазарева.
6. Математика – Аргинская И.И., Е.П.Бененсон, Л.С.Итина и др.
7. Окружающий мир – Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казакова.
8. Технология – Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова.
9. Музыка –Г.С. Ригина
10. Физическая культура – В.Н.Шаулин.
Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Издательство «Вита-Пресс».
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.
Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.
Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.
Структура параграфа – основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку.
Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:
1) мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
2) система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
3) блок упражнений и заданий, содержащих отработочный иконкретизирующий найденный способ материала;
4) разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
Список учебников, входящих в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:
1. Букварь - Д.Б. Эльконин.
2. Русский язык – В.В. Репкин и др.
3. Русский язык – С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко.
4. Литературное чтение – Г.Н. Кудина, З.Н.Новлянская.
5. Литературное чтение – Е.И. Матвеева.
6. Математика – В.В. Давыдова, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина.
7. Окружающий мир – Е.В.Чудина, Е.Н. Букварева.
8. Изобразительное искусство и художественный труд – Ю.А. Полуянов.
Учебно-методический комплекс «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой). Издательство «Просвещение».
Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ.
В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
.
Основная цель курса – активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других.
Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.
Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»:
1. Азбука – Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
2. Русский язык – Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
3. Литературное чтение – Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
4. Математика – Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
5. Окружающий мир – А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
6. Технология – Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова.
Вывод: В программах прослеживаются похожие содержательно-методические линии, однако каждая программа имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению. На практике я работала по УМК «Перспектива». Главная особенность программы «Перспектива» — акцент на развитие познавательной способности как таковой — навыков поиска, отбора, анализа информации. Авторы называют эти навыки «умением учиться» и выделяют их как основную образовательную компетенцию. Образовательный процесс в этом УМК организован так, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес, прививать любовь к узнаванию нового, желание расширять свои знания в соответствии с собственными интересами.