Просмотр содержимого документа
«Анализ учебно-методического комплекта»
Электронные версии учебников можно найти в Библиотеке Юрайт, на сайте Просвещения. Или по ссылке: https://yadi.sk/d/2qxFY9yAOb-m5g
Название УМК, предмет, класс | Основной текст | Дополнительный текст | Пояснительный текст | Аппарат организации и усвоения | Иллюстрации | Аппарат ориентировок |
УМК «Школа России» 2 класс, математика. | | | | | | |
УМК «Перспектива», 2 класс, русский язык | | | | | | |
УМК «Школа 21 века», 4 класс, окружающий мир | | | | | | |
УМК «Эльконин-Давыдов», 2 класс класс, литература | | | | | | |
Материал для заполнения:
Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.
Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.
Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.
Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.
Аппарат организации усвоения - структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.
Основные элементы аппарата организации усвоения:
вопросы и задания;
упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной литературой);
памятки или инструктивные материалы;
таблицы;
текстовые выделения;
подписи к иллюстративному материалу.
(НАПРИМЕР: Аппарат организации усвоения представлен в виде системы вопросов и заданий. В конце каждого параграфа даны задания, требующий логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизация, установление причинно-следственных связей, обобщение, а так же задания , требующие практического применения полученных знаний. Есть задания типа «Проверь себя», направленные на выявление и закрепление знаний. А также группа вопросов «Подумай!», содержащие задания творческого характера. Особую группу составляют вопросы для организации практических работ, опытов и наблюдений. Дана рубрика «Задания», где среди указанных действий встречаются рекомендации по той или иной дидактической игре.)
Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.
Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:
методическое предисловие;
оглавление;
рубрикацию;
шрифтовые и цветовые выделения;
сигналы-символы;
предметные и именные указатели;
библиографию;
колонтитул.
Проект по созданию предметно-развивающей среды можно посмотреть здесь.
Посмотрите видеолекцию: https://ok.mgpu.ru/courses/prostranstvo-shkoly-v-kontekste-potrebnostej-cheloveka/?tab=tab-curriculum