Анализ учебно-методического комплекта
на соответствие ФГОС НОО
По какому УМК работает учитель?
Учитель работает по УМК: «Перспективная начальная школа»
1. Каким образом, данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов, что позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода. Также УМК «Перспективная начальная школа» реализует личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, используя общий метод проектов.
2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?
Все учебники сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.
3. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?
Данный комплект — один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть, как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника; особенности восприятия школьника. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
4. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?
а) Данный УМК по чтению обеспечивает выполнение предметных результатов, поскольку содержит упражнения, вопросы и задания, направленные на формирование всех необходимых компонентов читательской самостоятельности. В нем есть специальные упражнения и задания для формирования навыка чтения (осознанности, правильности, беглости и выразительности чтения); умений работы с различными по жанрам художественными и познавательными текстами (анализ содержания и образных средств языка, выделение главного и второстепенного, составление плана и различных видов пересказа, выделение ключевых слов и мн. Др.
б) Достижение метапредметных результатов обеспечено самой сущностью учебного предмета, поскольку чтение, являясь одним из видов речевой деятельности, представляет собой ведущий способ сбора и освоения информации, в том числе и при использовании компьютерных технологий. Кроме обучения различным видам чтения (творческому, поисковому, изучающему), в учебнике предусмотрены задания, формирующие способы обработки и трансформации информации.
5. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?
В данном УМК учтены личностные и социальные интересы современных детей. Например, это выражается в подборе учебного материала. Произведения, составляющие учебник, соответствуют возрастным возможностям обучающихся, с интересом читаются ими. Этому способствует разнообразная тематика чтения, охватывающая различные аспекты внутреннего мира детей и современной им действительности. Интересам и потребностям детей также соответствует подбор литературных произведений с точки зрения жанров (при всем жанровом разнообразии в учебных книгах достаточно любимых младшими школьниками сказок и стихов, в том числе написанных современными авторами).
6. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?
Подробный методический аппарат учебников по чтению содержит вопросы и задания не только обучающего характера; часть из них используется учителями для оценки достижений обучающихся. Кроме того, оцениванию результатов обучения способствует применение на уроках рабочих тетрадей, входящих в данный УМК. Наиболее эффективны для прослеживания динамики личных достижений каждого из учеников и всего класса в целом тестовые задания, входящие в УМК. Они составлены для каждого года обучения и снабжены методическим приложением для учителя, содержащим не только ответы на тесты, но также систему оценивания, соответствующую разным этапам формирования читательской самостоятельности учащихся. Здесь же имеются «Листы контроля», заполнив которые учитель увидит картину всего класса в целом по наиболее существенным параметрам обучения чтению.
7. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.
Формирование личностных УУД:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.
Задания типа «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и...».
У (ч. 1) - 8 (1), 16 (1), 17 (4), 27 (5), 36 (1), 37 (5), 39 (1), 40 (1),
52 (1), 93 (1);
У(ч. 2)- 39 (2), 24 (1), 44 (1), 68 (1,2).
Формирование регулятивных УУД:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д. Задания типа «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?». У(ч. 1)- 9 (3), 83 (1), 89 (2), 90 (3);
У (ч. 2) - 14 (1), 10 (2), 11 (5), 26 (2), 27 (4), 39 (2), 40 (2), 52 (3), 53 (2), 56 (2), 71 (1), 67 (3), 79 (1).
Формирование коммуникативных УУД:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач».
У (ч. 1)- 6 (1), 11 (4), 14 (1), 15 (1), 16 (1), 19 (3), 20 (3), 25 (6), 27 (6), 31 (5), 35 (3), 44 (2), 48 (2), 49 (3), 54 (1, 2), 55 (1, 2), 56 (1), 70 (2), 76 (1, 2), 80 (5), 82 (1, 2), 88 (3), 89 (2), 90 (3), 93 (2); У (ч. 2) - 8 (2), 17 (4), 19 (4), 13 (1), 32 (1), 36 (1).
Формирование познавательных УУД:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
1. Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.
У (ч. 1) - 6 (2, 3), 7 (4-6), 65 (1), 71 (1, 2), 77 (1, 2), 83 (1), 90 (1);
У (ч. 2) - 4 (1, 2), 5 (1), 8 (1, 2, 3), 14 (1), 77 (1), 10 (3), 11 (5), 26 (1, 2), 20 (2), 22 (1), 38 (1), 39 (2), 23 (1), 40 (1), 42 (1), 44 (1), 53 (2), 73 (1), 75 (1).
2. Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:
У (ч. 1) - 14 (1), 24 (1, 2, 3), 25 (4,5), 30 (1), 41 (5), 59 (3,4), 62 (1), 63 (1), 64 (2), 65 (2), 69 (5), 71 (3), 83 (2), 90 (2), 93 (2).
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно:
У (ч. 1) - 5 (5), 8 (1), 11 (4), 12 (2), 14 (2), 16 (2), 18 (1, 2, 3), 23 (2), 30 (2, 3), 38 (3), 48 (1, 2) 49 (2), 53(6), 69 (6), 70 (3), 74 (3),75 (6), 86 (3), 87 (6), 90 (3), 92 (1); У (ч. 2) - 3 (2, 3), 4 (2), 77 (2), 19 (6), 21 (3);
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий:
У (ч. 2) - 27 (5), 39 (3), 40 (2), 42 (2, 3), 54 (3), 57 (3, 4), 69 (1, 2), 76 (2).
3. Проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ).
У (ч. 1) - 83 (2), 90 (2, 3), 91 (4), 92 (1); У (ч. 2) - 10 (3), 26 (2), 39 (3), 32 (1), 33 (2, 3, 4), 52 (1), 54 (5).
8. Каким образом в УМК формируются действия контроля?
Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, регулярно встречающиеся в учебнике и в рабочей тетради, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также неоднократная рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки». Кроме того, чтобы учащиеся приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением автора? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил на месте этого героя?»).
9. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?
Да, данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению, так как учитывает возрастные особенности детей, современные подходы к созданию мотивации через адекватно подобранные проблемные ситуации на уроках, подбор нестандартных продуктивных заданий, вызывающих активизацию интеллектуальной сферы деятельности учащихся, интересное для детей оформление и конструкцию учебных пособий. Главное средство мотивации данного УМК – содержащиеся в нем интересные, близкие детям произведения и посильные задания. Кроме того, в учебниках находится много произведений на тему школы, обучения.
10. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?
Все учебные технологии, на которых базируется данный УМК, требуют совместной работы учителя с классом и учащихся друг с другом. Идеи развивающего обучения позволяет реализовать, прежде всего, достаточное количество разнообразных творческих заданий, входящих в учебник. Это, например, словесное, музыкальное и графическое рисование, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация.
На страницах учебников имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?»; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни». Кроме того, обеспечению индивидуальной работы с учащимися способствуют входящие в данный УМК рабочие тетради, хрестоматии для дополнительного чтения.
В качестве инструментов оценивания результатов образования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применяются: стартовая диагностика, олимпиады, международные и мониторинговые исследования, экспертиза оценки формирования ключевых компетентностей у обучающихся, публичный доклад, внешний мониторинг состояния здоровья обучающихся, и иные способы.
11. Каким образом, данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.