Начальная школа XXI века
УМК «Начальная школа ХХI века» создан авторским коллективом под руководством доктора педагогических Натальи Федоровны Виноградовой.
Комплект учебников и
учебно-методических пособий включен в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий.
Наталья Федоровна Виноградова
Ведущие идеи УМК «Начальная школа XXI века»
В учебно- методическом комплекте «Начальная школа XXI века», реализованы следующие идеи:
- Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Методические особенности УМК «Начальная школа XXI века»
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос;
умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания.
Приоритетные цели
«Начальной школы XXI века»
Целостное гармоничное развитие личности
школьника;
формирование общих способностей и эрудиции
в соответствии с индивидуальными
возможностями и
особенностями каждого.
Технология обучения построена
на целенаправленном использовании:
Моделирующей
деятельности
Поисковой
деятельности
Темпа
обучения
«Начальная школа
ХХI века»
Моделирующая деятельность
- Ребёнок учится не глазами и ушами,
а руками. Это главная закономерность технологии УМК.
- Уход от репродуктивного обучения (сначала правило, а потом натаскивание на применение этого правила). Ребёнок все возможные действия осуществляет путём моделирования. На этом построены все предметы – и математика, и русский язык, и окружающий мир.
Поисковая деятельность
- В программах резко снижено значение готового образца, определяющего всю деятельность школьника. Так как необходимо учитывать, что ребёнок – это личность, и навязывать ему ничего нельзя. Он должен всё принять. А принять он может только в поисковой деятельности. Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Это формирует способ действия, понимание учебных операций, учебных действий, а это даёт возможность расширить содержание образования.
Темп обучения
- Методики обучения по УМК состоят в том, что дети младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости.
- Важно уйти от традиционного понимания дифференцированного обучения, где сильному ребёнку дают больше (не другое, а больше),
а слабому ребёнку дают меньше (а для того, чтобы он выполнял, начинают его натаскивать, но дают однотипные задания).
Обучение на высоком информационном и интеллектуальном фоне, развитие общей культуры и эрудиции школьника
- Введение рубрик : «Давай подумаем!», «Трудное задание», «Прояви смекалку».
- Введение тем, ранее не изучавшихся в начальной школе.
- Включение сведений из истории русского языка и литературы.
- Расширение содержания ряда курсов.
1
2
10
Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка
- Выделение заданий разных уровней сложности
- Наличие коррекционно - развивающих тетрадей
10
- Сборник программ поясняющих концептуальные особенности построения каждого курса,
- определяющих требования к уровню обученности на конец каждого года,
- поясняющих принципы системности, преемственности и перспективности;
Курс "Грамота"
- Задания разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей.
- Значительное место занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность ,введение детей в языковую теорию и
решение различных лингвистических задач, обеспечивающих
пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь».
Безруких М.М.Прописи. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях.
Кузнецова М.И. Я учусь писать
и читать. 1 класс . Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения.
Курс «Литературное слушание »
Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Уроки литературного слушания развивают:
- оценочные суждения первоклассников
- умение анализировать эмоциональные состояния
- вызванные слушанием конкретного произведения.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии.
Курс «Литературное чтение»
Конструирование курса "Литературное чтение" подчиняется приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Направлено на расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики .
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Курс «Русский язык»
- В программе курса «Русский язык» выделяются три блока:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
- При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, причем в одном блоке даются начальные сведения, касающиеся лексики, морфологии и синтаксиса.
- Язык изложения материала доступен, грамотен, выполняет воспитательные, образовательные и культурологические задачи . Подбор наилучших художественных произведений, иллюстрированный материал даёт возможность развивать кругозор учащихся; интерес к чтению, 93% учащихся не просто укладываются в технику чтения, а даже превышают норму до 130 – 140 слов в мин, стремятся к творческой работе: посвящают собственного сочинения стихи одноклассникам, составляют загадки, рассказы, сказки.
И самое главное детям дана
возможность развития навыков самообразования.
Иванов С.В. Русский язык. 1 класс . Учебник.
Иванов С.В. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.
Курс «Математика»
- В целях обеспечения разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы в курс включены элементарные сведения из разных математических дисциплин арифметики, алгебры, геометрии, математической логики и пограничных с математикой областей знаний . Эти сведения образуют пять важнейших содержательных линий:
- элементы арифметики;
- величины и их измерение;
- логико – математические понятия и отношения;
- элементы алгебры,
- элементы геометрии,
Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э. Математика. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Кочурова Е.Э.Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Разрезной дидактический материал к учебнику.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях.
Курс «Окружающий мир»
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать",
"Учимся познавать окружающий мир".
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс. Учебник.
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (1) .
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.- 2009, с.10-12
10
Педагогическая диагностика
позволяет учителю:
- выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
- выявить способы работы, которыми овладели ученики;
- пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся
10
Журова Л.Е. Проверочные тестовые работы по русскому языку и математике. 1 класс.
Младший школьник ХХI века
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Спасибо за внимание!