СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебно-методического комплекта «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебно-методического комплекта "Школа России" в начальной школе на предмет формирования ФГ.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебно-методического комплекта «Школа России»»


Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» в начальной школе на предмет формирования функциональной грамотности.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс предмета Окружающий мир), норм и правил русского языка, правильного произношения, использования слов в речи и т.п. - курс Литературного чтения, а также курсы ИЗО, Музыки, которые знакомят ребенка с миром литературы, искусства, музыки, с миром прекрасного. Знакомство с произведениями, обычаями, традициями, праздниками народов России и мира способствую формированию толерантности юных граждан нашей страны и мира.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся и формированию функциональной грамотности.

Так, например, содержание программы УМК «Школа России» направленное на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся по русскому языку представлено следующими линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста. Задания, направленные на формирование умения сравнивать, создавать и использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем. Осуществлять интерпретацию рисунка (картинки). В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире - это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.

При работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно, а также формировать функциональную грамотность обучающихся.






Таблица

Источник заданий (название сборника, УМК, ссылка из Интернета)

Полный текст задания

Анализ задания согласно критериям

1

УМК «Школа России» 1 класс, учебник математики.

У Оли было 5 монет. Она истратила 3 рубля. Сколько рублей осталось у Оли? Сколько монет у неё могло осталься?

Тип задания: предметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Представлена реальная ситуация, в которой ребёнок должен применить собственный опыт и вспомнить, какие монеты могут представлять 2 рубля.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: низкий.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.

2

УМК «Школа России» 1 класс, учебник математики.

В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро если в нём 6 л, 9 л, 7 л?

Тип задания: предметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Представлена реальная ситуация, в которой ребёнок должен применить практические навыки.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: средний.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.

3

УМК «Школа 21 века», 1 класс, учебник математики.

Тип задания: межпредметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Представлена реальная ситуация, задание несёт функцию источника информации.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: средний.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.

4

Информатика и ИКТ. 2 класс. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. 


Расставь по порядку действия алгоритма «Пришивание пуговицы». Запиши ответ.

1) сделать узелок на конце нитки

2) пришить пуговицу

3) взять пуговицу

4) взять иголку

5) вдеть нитку в иголку

Тип задания: межпредметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Представлено задание, которое направлено на жизненный опыт обучающегося.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: средний.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.

5

УМК «Школа 21 века», 3 класс, учебник окружающего мира.

Древесина - это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Тип задания: предметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Представлено задание, которое направлено на жизненный опыт обучающегося.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: средний.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.

6

УМК «Школа 21 века», 3 класс окружающий мир.

Найти отличительные особенности каждого вида растений.

Водоросли ( стр. 59) « … не имеют настоящих корней, стеблей, листьев, цветков» Мхи ( стр. 61) « .. есть стебель и листья, но нет корней и цветков» Папоротники ( стр. 61 ) « … кроме стеблей и листьев, имеют корни» Хвойные ( стр. 62) « … есть не только корни, стебли и листья, но и семена. Голосеменные).

Цветковые ( стр. 64) « … имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами».

Тип задания: предметное.

Присутствует контекст поставленной задачи.

Задание несёт функцию источника информации, представлена реальная ситуация.

Контекст задания носит мотивационный характер.

Уровень сложности: средний.

Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся.