Просмотр содержимого документа
«Анализ учебно-методического комплекта «Школа России»»
Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» в начальной школе на предмет формирования функциональной грамотности.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс предмета Окружающий мир), норм и правил русского языка, правильного произношения, использования слов в речи и т.п. - курс Литературного чтения, а также курсы ИЗО, Музыки, которые знакомят ребенка с миром литературы, искусства, музыки, с миром прекрасного. Знакомство с произведениями, обычаями, традициями, праздниками народов России и мира способствую формированию толерантности юных граждан нашей страны и мира.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся и формированию функциональной грамотности.
Так, например, содержание программы УМК «Школа России» направленное на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся по русскому языку представлено следующими линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста. Задания, направленные на формирование умения сравнивать, создавать и использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем. Осуществлять интерпретацию рисунка (картинки). В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире - это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.
При работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно, а также формировать функциональную грамотность обучающихся.
Таблица
№ | Источник заданий (название сборника, УМК, ссылка из Интернета) | Полный текст задания | Анализ задания согласно критериям |
1 | УМК «Школа России» 1 класс, учебник математики. | У Оли было 5 монет. Она истратила 3 рубля. Сколько рублей осталось у Оли? Сколько монет у неё могло осталься? | Тип задания: предметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Представлена реальная ситуация, в которой ребёнок должен применить собственный опыт и вспомнить, какие монеты могут представлять 2 рубля. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: низкий. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |
2 | УМК «Школа России» 1 класс, учебник математики. | В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро если в нём 6 л, 9 л, 7 л? | Тип задания: предметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Представлена реальная ситуация, в которой ребёнок должен применить практические навыки. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: средний. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |
3 | УМК «Школа 21 века», 1 класс, учебник математики. | | Тип задания: межпредметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Представлена реальная ситуация, задание несёт функцию источника информации. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: средний. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |
4 | Информатика и ИКТ. 2 класс. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. | Расставь по порядку действия алгоритма «Пришивание пуговицы». Запиши ответ. 1) сделать узелок на конце нитки 2) пришить пуговицу 3) взять пуговицу 4) взять иголку 5) вдеть нитку в иголку | Тип задания: межпредметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Представлено задание, которое направлено на жизненный опыт обучающегося. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: средний. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |
5 | УМК «Школа 21 века», 3 класс, учебник окружающего мира. | Древесина - это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера. | Тип задания: предметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Представлено задание, которое направлено на жизненный опыт обучающегося. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: средний. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |
6 | УМК «Школа 21 века», 3 класс окружающий мир. | Найти отличительные особенности каждого вида растений. Водоросли ( стр. 59) « … не имеют настоящих корней, стеблей, листьев, цветков» Мхи ( стр. 61) « .. есть стебель и листья, но нет корней и цветков» Папоротники ( стр. 61 ) « … кроме стеблей и листьев, имеют корни» Хвойные ( стр. 62) « … есть не только корни, стебли и листья, но и семена. Голосеменные). Цветковые ( стр. 64) « … имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами». | Тип задания: предметное. Присутствует контекст поставленной задачи. Задание несёт функцию источника информации, представлена реальная ситуация. Контекст задания носит мотивационный характер. Уровень сложности: средний. Формулировки представляют собой деятельность, которую необходимо выполнить обучающемуся. |