Анализ научно - методической работы
за 2014 – 2015 учебный год
Ключевой целью методической работы КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного в 2014 – 2015 учебном году являлось создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Работа методической службы гимназии в этом году была ориентирована на выполнение стратегических направлений работы школы, городского методического кабинета, программы развития образования Костанайской области, задач, определенных в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года. Для реализации поставленных целей и задач в гимназии имеется необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, перспективный план методической работы.
При планировании методической деятельности были отобраны те формы работы, которые реально позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед гимназией, а именно:
– педагогический совет, методический совет;
– творческий отчет (защита электронного портфолио);
– доклады, выступления;
– мастер - классы;
_ конкурсы пед.мастерства;
– семинары и конференции разного уровня;
– коучинги (обсуждение проблем);
– самообразование, самоотчеты;
– анкетирование ;
– наставничество;
– недели кафедр;
– обобщение ППО;
- педагогические чтения;
- лицензирование авторских работ;
- публикации статей и тезисов;
– административные совещания.
Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали:
1) спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;
2) анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся;
3) выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Содержание методической работы гимназии в этом году включало:
Работу над общешкольной методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического и управленческого опыта в различных формах
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации.
Разработку, анализ и внедрение современных методик образования и воспитания.
Разработку системы мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической базы
Просветительскую деятельность и информационную поддержку педагогов.
Систему демонстрации результатов труда учителя
Второй год коллектив гимназии работает над методической темой "Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)".
Основными целями при работе над методической темой гимназии было:
-применение педагогами гимназии возможностей компьютера для совершенствования и организации своей работы;
-создание условий для успешного развития и саморазвития личности учащихся и учителей гимназии;
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников.
Также, осваивая работу над методической темой гимназии, были определены и поставлены конкретные задачи на учебный год:
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
Повышение профессиональной компетентности учителей гимназии.
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
Создание в гимназии благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ученика.
Практически все мероприятия кафедр были направлены на реализацию задач по методической теме гимназии. Ниже представленный мониторинг деятельности педагогического коллектива и коллектива обучающихся будет тому доказательством.
Поставленные перед педагогическим коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работу с обучающимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучениюу учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Тематика педагогических советов ежегодно обновляется с учетом проблем, над которыми работают учителя гимназии. Так, в 2014 – 2015 учебном году было проведено по 12 педагогических советов, которые подробно запротоколированы в книге протоколов педагогических советов КГУ «Гимназия №2»акимата города Рудного. В процессе подготовки к педсоветам проводилось анкетирование, диагностика профессиональных затруднений, посещались уроки по темам педсоветов, изучалась документация, готовились презентации. Следует отметить активных участников педагогических советов - это, Буньковская Н.Е., Голубцева Л.Г., Гриценко Г.В., Мунтаева А.С., Сулейменова К.С., Файзулина А.А., Журавлева М.А., Жила И.В. Выполнение принятых педсоветом решений контролируется администрацией гимназии. Как результат принятых решений следует отметить повышение качества проведения предметов, преодоление отдельных педагогических затруднений учителями-предметниками. В этом учебном году к проведению педагогических советов привлекались школьники старших классов и родительская общественность (Педсовет №3 , на тему: «Повышение качества образования - главная задача образовательного учреждения»).
В этом учебном году методический кабинет КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного участвовал в городском фестивале методических кабинетов организаций образования «Лучший методический кабинет города Рудного», представляя паспорт и буклет методического кабинета ( буклет прилагается) .
В гимназии действует научно - методический совет, план работы которого был подчинен в этом учебном году задачам методической работы и методической теме школы. В состав НМС гимназии входят: директор гимназии, заместитель директора по УВР, заместитель директора по НМР, заведующие кафедр, педагог-психолог.
Приоритетные направления в работе методического совета в 2014 – 2015 учебном году были:
- создание условий для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин;
- изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, развития их познавательного интереса;
- изучение и распространения положительного педагогического опыта.
Работа методического совета строилась в тесном контакте с предметными кафедрами гимназии. На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителей-предметников над повышением качества знаний, умений и навыков учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении, работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией. Также на заседаниях МС рассматривались авторские работы учителей, курсы по выбору, прикладные курсы и давались определенные рекомендации.
Работа методического совета строилась на общей воспитательно-образовательной цели гимназии, состоящей в развитии личности ученика и учителя. План работы методического совета подчинен общим методическим задачам гимназии в соответствии с методической темой. Имеется журнал протоколов методических советов гимназии.
В рамках реализации Государственной программы развития на 2011-2020 годы важным является активное вовлечение педагогических кадров в обучение по уровневым программам повышения квалификации учителей общеобразовательных школ РК. В этом учебном году на уровневых курсах отучились 3 учителя (третий уровень). Теперь в гимназии работает 10 сертифицированных учителей: два учителя - первого уровня, два учителя – второго уровня, шесть учителей – третьего (базового) уровня. Заместитель директора по УВР Голубцев А.В. прошел курс обучения в Астане по программе для руководителей общеобразовательной школы РК. С января 2015года по май месяц 2015года в нашей гимназии началось масштабное внедрение данной программы для обеспечения сотрудничества сертифицированных педагогических кадров, а также вовлечения в процесс учителей, не прошедших обучение по уровневым программам, для поддержки обновления содержания среднего образования в РК. Каждую неделю собиралась на заседания команда развития гимназии (вторник) и каждую неделю по четвергам собирался коллектив учителей на разнообразные коучинги. Все это, несомненно, расширило кругозор учителей, дало разъяснения по некоторым темам, однако, требуется работа планомерная и в новом учебном году. Так и не удалось создать сетевое сообщество учителей КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного.
Педагогические чтения в этом учебном году посвящались теме «Система дидактических и методических мер, средств реализации задач формирования экологической культуры учащихся гимназии» (в рамках деятельности областного эксперимента). Основными активистами и организаторами этого мероприятия были учителя – экспериментаторы. Всего приняли участие в пленарном заседании и работе секций более 50% всего педагогического коллектива. По результатам педчтений создан общий сборник.
В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности предметных кафедр и определял стратегические задачи развития школы. Можно отметить
нестандартный подход большинста кафедр ( ЕМЦ, гуманитарная, эстетики и спорта к проведению мероприятия «Неделя кафедры» в этом учебном году, что несомненно сказывалось на качестве проведения мероприятий: проводились нестандартные уроки(например, химия и физкультура) коучинги для педагогов, приглашались на встречу с обучающимися местная поэтесса и команда футболистов; организовывались большие массовые праздники, круглые столы, пресс – конференция с учеником, посетившим Кипр и т.д.
С 03 марта 2015 года по 04 апреля2015года под непосредственным руководством методического совете проводился «Методический месячник». За этот период было запланировано и проведено большое количество разнообразных мероприятий, которые являлись своего рода «заключительным аккордом» по работе над реализацией методической темы гимназии. Наиболее яркие из них: городской семинар педагогов – психологов школ города «Профессиональное самоопределение школьников» ; коучинг «Лидерство в образовании»; защита электронного портфолио аттестуемых учителей, научно – практическая конференция школьников «Судьба земли – наша судьба»; городская олимпиада по Основам наук по общеобразовательным предметам для учащихся 5-7 классов; педагогический совет «Повышение качества образования - главная задача образовательного учреждения»; методический семинар «Мониторинг качества образования»; конкурс «Педагогический дебют - 2015»; педагогические чтения «Система дидактических и методических мер, средств реализации задач формирования экологической культуры учащихся гимназии».
Применение современных образовательных технологий
Учителя нашей гимназии в своей педагогической практике активно применяют следующие технологии:
| Название педагогической технологии | Количество педагогов, использующих технологию в собственной практике |
| Технологии на основе личностной ориентации обучения |
1. | Технология личностно-ориентированного обучения | 30 |
2. | Технология сотрудничества | 32 |
| Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
3. | Технология дебатов | 8 |
4. | Технология проектного обучения | 21 |
5. | Технология проблемного обучения | 13 |
6. | Игровые технологии | 25 |
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса |
7. | Технология разноуровневого обучения | 9 |
8. | Технология Караева, основанная на уровневой дифференциации обучения | 2 |
9. | КСО | 10 |
10. | Технология Монахова. | 1 |
Технологии на основе информационно-коммуникационных средств |
11. | Новые информационно-компьютерные технологии | 21 |
Технологии развивающего обучения |
12. | Технологии развивающего обучения | 32 |
13. | RWST(развитие критического мышления через чтение и письмо) | 31 |
Другие технологии |
14. | ТРИЗ – технология | 7 |
15. | Технология Активных методов обучения и модерации (АМО) | 13 |
16. | Технология атрибутивного анализа. | 1 |
17 | Технология Lesson study или «Урок - исследование » | 5 |
18 | Технологии критерирального оценивания знаний учащихся | 6 |
19 | Технология целеполагания в нач. классах | 2 |
Проведенная педагогическая диагностика по использованию современных образовательных технологий показала, что учителя КГУ «Гимназия №2» акимата г. Рудного используют на уроках в основном элементы различных образовательных технологий, реже, отдавая предпочтение традиционному уроку.
За последние три года активно внедряются учителями гимназии следующие инновационные технологии:
Название педагогической технологии | Этап внедрения /год/ | Краткое описание результата работы | Достижения, обобщение опыта по данной технологии (уровень,год, место, форма) |
Проектная технология | С 2011г. | Умение самостоятельно ориентироваться в учебном материале, сотрудничество учителя и учеников. | Призовые места учащихся на городском, областном и республиканском уровнях; Залицензированное УМК . |
Технологии критерирального оценивания знаний учащихся | С 2013г. | Индивидуальность и дифференцированность обучения | Открытые уроки, городской семинар, педагогические чтения. |
Технология Lesson study или «Урок - исследование » | С 2013г. | Развитие и усовершенствование преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся; Совершенствование практики учителей, преподающих обучение на исследуемых уроках. | Коучинги, открытые уроки, наличие публикаций. |
Технология АМО в нач. классах | С 2011г. | Активизация учебного процесса ( каждого этапа урока) | Открытые уроки, обучающие семинары, тренингип,публикаци, лицезирование работы. |
Технология целеполагания в нач. классах | С 2013г. | Четкое и конкретное формулирование цели каждого этапа урока. | Открытые уроки для учителей кафедры. Повышенные требования к написанию конспектов уроков. |
Инновационная деятельность КГУ «Гимназия №2» акимата г. Рудного
1) С 2011 года в Казахстане действует Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Одним из направлений данной программы является изучение английского и других иностранных языков. В рамках данной программы предусмотрено сохранение широкого образовательного пространства процесса обучения иностранным языкам.
На основании письма Министерства образования и науки РК от 30.12.2011г. О проведении апробации адаптированных учебников английского языка издательства Cambridge University Press в ГУ «Гимназия №2» в 2012-2013 учебном году был начат эксперимент с целью апробации адаптированных учебников английского языка издательства, а также с целью внедрения новых учебных программ и новых подходов к обучению.
Участниками эксперимента в 2014 – 2015 уч. году являлись ученики третьего класса. Учителем английского языка в экспериментальном классе работает Коновалова Оксана Петровна (высшая категория, педагогический стаж - 16 лет, из них 8 лет - в начальной школе).
В ходе эксперимента на практике обучения начальных классов английскому языку был освоен базовый УМК “Primary Colors” by Diana Hicks and Andrew Little John издательства Cambridge University Press. Уроки английского языка проводятся в кабинете начальных классов, где мебель соответствует возрастным особенностям учащихся. Кабинет оснащен мультимедийной доской и аудио-техническими средствами обучения. Учебной базой для эксперимента стал весь учебно-методический комплекс издательства Кембриджского университета. Данный учебно-методический комплекс обеспечил надлежащий уровень языковой подготовки, сочетая практику выполнения заданий с интенсивным интеллектуальным, речевым и эмоциональным развитием младших школьников, делая процесс занятий увлекательным, разнообразным, отличающимся от обычного школьного урока многочисленными и разнообразными игровыми формами. Для решения всех возникших проблем и трудностей при обучении английскому языку в начальных классах наиболее приемлемым является личностно-ориентированный подход. Среди современных педагогических технологий наиболее чаще используются следующие: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии. Мониторинг успеваемости учащихся третьего класса по английскому языку показал следующее:
учащиеся усваивают лучше всего устную речь. Это показывает 92% качества (на конец года);
легко идет усвоение письменной речи- 85% качества;
неплохо развиваются навыки аудирования-85% качества, т.е. 23 учащихся хорошо и практически без ошибок слышат и понимают английскую речь.
Труднее всего идет развитие навыков чтения, но результаты работы (85% качества, т.е. 20 учащихся читают на «4» и «5») показывают, что учащиеся много работают над этим видом речевой деятельности.
2) С сентября 2014 года наша гимназия включилась в областной эксперимент по теме: «Система формирования экологической культуры учащихся гимназии». Имеется паспорт программы, разработана программа опытно – экспериментальной работы, составлен и утвержден план работы экспериментальной площадки на каждый месяц. Учителями – экспериментаторами была выдвинута гипотеза: формирование экологической культуры обучающихся гимназии будет эффективным, если:
в качестве методологической основы решения проблемы будут использованы системно-деятельностный и исследовательский подходы, которые обладают значительным теоретико-методологическим потенциалом для отбора содержания и организации экологического образования обучающихся гимназии;
разработана и внедрена структурно-функциональная модель развития экологически культурной личности обучающихся в условиях гимназии;
– используется комплекс педагогических условий, составляющий основу деятельности педагога по развитию экологической культуры обучающихся, включающий в себя: разработку и внедрение комплексной программы по развитию экологической культуры обучающихся; развитие социально-значимых ценностных ориентации гимназистов; актуализация потребности обучающихся гимназии в природоохранной деятельности;
- организовано тесное взаимодействие в системе ученик - учитель - родитель.
На первом этапе (организационно - прогностический) (август 2014- май 2015 гг.) осуществлялся теоретический анализ литературы зарубежного и отечественного педагогического опыта в развитии экологического образования. Проводилось поисковое исследование, включающее констатирующий эксперимент и сбор первичного эмпирического материала.
Организационный этап включал проверку оснащённости кабинетов педагогов – экспериментаторов современными техническими средствами: компьютерами, интерактивными досками. Так, на август 2014 г. в гимназии имелось 7 интерактивных досок, один компьютерный класс, один мультимедийный кабинет, четыре класса оборудованы мультимедийными экранами и три кабинета телевизорами, предусмотрено плановое обновление компьютерной техники в школе, приобретение интерактивного оборудования в кабинеты.
В группу педагогов- экспериментаторов вошли учителя со стажем работы не менее трёх лет, дабы они могли сделать сравнительный анализ форм методов и методик, что важно для экспериментальной работы.
В этом учебном году учителям КГУ «Гимназия №2» выданы свидетельства Областным Экспертным Советом
№ | Ф.И.О.учителя | Тема авторской работы | № лицензии |
11 | Жила Ирина Васильевна Нагноенко Оксана Юрьевна Тисленко Юлия Николаевна | Программа факультатива «Наш дом – планета Земля» для 1-4 класса | Серия АА №221 от 28 ноября 2014года |
22 | Иконникова Светлана Сергеевна | Организация воспитательного процесса через проектно – исследовательскую деятельность в начально школе. Сборник практических материалов в начально школе по технологии проектной детельности .2014г. | Сери АА №141 От 28 марта 2014года |
Получили свой авторский печатный знак ISBN в 2014 – 2015 учебном году следующие учителя:
№ | Ф.И.О.учителя | Тема авторской работы | Авторский номер |
21 | Тисленко Дмитрий Михайлович | Мыслить и работать по – новому: Сборник эссе слушателей курсов третьего (базового) уровня – Костанай, 2015г. | ISB N978-601-7789-63-3 |
32 | Иконникова Светлана Сергеевна | Организация воспитательного процесса через проектно – исследовательскую деятельность в начально школе. Сборник практических материалов в начально школе по технологии проектной детельности .2014г. | ISB N978-601-303-46-0 |
33 | Панова Елена Викторовна | Сборник «Урок успеха» «Креативный урок» | ISB N9965-522-56-1 РНПЦ «Костанай дарыны», 2015 |
44 | Гриценко Галина Васильевна | Сборник «Урок успеха» «Креативный урок» и «Активные методы обучения» | ISB N 9965-522-56-1 РНПЦ «Костанай дарыны», 2015 |
55 | Уланова Елизавета Анатольевна | Сборник «Урок успеха» «Креативный урок» | |
В 2014 – 2015 уч. году обобщен положительный педагогический опыт
на городском уровне:
№ | Ф.И.О. учителя | Предмет | Тема обобщения опыта |
1 | Водопьянова Галина Николаевна | Информатика | Использование проектного метода для развития творческой активности учащихся на уроках ИВТ |
2 | Иконникова Светлана Сергеевна | Начальные классы | «Организация воспитательного процесса через проектно – исследовательскую деятельность в начальной школе» |
3 | Сафронова Ирина Львовна | Начальные классы | УМК по экономике и финансовой грамотности обучающихся в начальных классах. |
В 2014 – 2015 уч. году обобщен передовой педагогический опыт
на областном уровне:
№ | Ф.И.О. учителя | Предмет | Тема обобщения опыта | № свидетельства и дата выдачи |
1 | Дементьева Инга Валерьевна | История и обществоведение | «Проблемы и особенности формирования проектно – исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве ишколы» | № 74 от 27 апреля 2015г. НМС РНПЦ «Костанай дарыны» |
2 | Кузьмина Любовь Владимировна | Физическая культура | «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» | №80 от 27 апреля 2015г. НМС РНПЦ «Костанай дарыны» |
Работа с молодыми специалистами
В ГУ «Гимназия №2» ежегодно действует «Школа молодого учителя» под руководством зам. директора по НМР Ткач О.В. Разработано и утверждено решением педагогического совета Положение о школе молодого учителя. Разработан план работы с педагогами, который включает в себя теоретические обучающие занятия, взаимопосещение уроков, оказание индивидуальной методической и психологической помощи, проведение консультаций. За каждым молодым, вновь прибывшим специалистом закреплен наставник, имеющий соответствующий опыт работы и достигшие определенных результатов в обучении и воспитании школьников (Нагноенко О.Ю., Прищепина А.В., Жила И.В., Кузьмина Л.В, Буньковская Н.Е.)
Данные о молодых педагогах К ГУ «Гимназия №2» с педагогическим стажем до 5 лет:
Кол-во до 5 лет Окончили вузы Окончили колледжи Ежегодное прибытие молодых спец алистов Имеют категории (вторую) Прошли уровневые курсы (третий) 11-12 12-13 13-14 14-15 7 5 2 1 1 2 1 2 1 |
Таблицы творческой активности молодых специалистов КГУ
«Гимназия №2»акимата Рудного:
Подготовка детей для участия в конкурсах, олимпиадах
Ф.И.О. молодого специалиста
Стаж работы
Преподаваемый предмет
Формы работы с одаренными детьми по
подготовке к конкурсам, олимпиадам. Результативность работы
Тисленко Ю.Н.
3
нач. классы
международная дист. Олимпиада по русск.языку
Всего 10 уч-ся
Победители:
5 человек ( 3 места)
Тисленко Ю.Н.
3
нач. классы
международная дист. Олимпиада по основам нау
Всего 10уч-ся
Победители
:5 человек
Тисленко Д.М.
5
география
олимпиада по осн. Наук
Всего5 человек
Победител:
1 участник областной олимпиады; 4 призера в городе
Тисленко Ю.Н.
3
нач. классы
Интеллект.конкурс "Эму -эрудит"
Всего 9 уч-ся
Все номинант
Участие в научно-практических конференциях
Ф.И.О. молодого специалиста
Стаж работы
Преподаваемый предмет
Личное участие молодого специалиста в НПК
Участие воспитанника молодого специалиста в НПК, олимпиадах, конкурсах
тема конференции
место прове
ения
Ф.И.О. учащегося
Горбылева А.Я.
1
психолог, соц. педагог
«Профессиональное самоопределение учащихся, проявляющих социальную одаренность»
г.Костанай
Тисленко Ю.Н.
3
нач.кл.
"Карьера учителя: лидерство и профессионализм"
г.Костанай
Кокорина Е.В.
1
физ-ра
Кобалия Энрике
Тисленко Д.М.
5
география
Чечин Сергей
Публикации
Ф.И.О. молодого специалиста
Стаж работы
Преподаваемый предмет
Публикации в СМИ и участие в телепередачах
Наименование журнала, публикации,номер и дат
выпуска
Наименование газеты, публикации,номер и дата выпуска
Тисленко Ю.Н.
3
нач.кл.
"Внедрение и реализация модуля "Обучение критическому мышлению" на уроках познания мира в начальных классах" в сб. региональной НПК"Карьера учителя: лидерство и профе
сионализм"
Статьи на педагогич. Сайтах в количестве 4 штук (имеются свидетельства о публикации)
Горбылева А.Я.
1
психолог, соц. педагог
«Одаренность как педагогический и психологический феномен»
Вяткина А.Р.
3
нач. классы
Размещение публикаций
а сайте «Коллегии» в количестве 2 штуки.
Кокорина В.Е.
1
физ - ра
Размещение публикаций на сайте «Коллегии» в количестве 3 штуки.
Участие молодых учителей в конкурсах:
Ф,И.О. учителя
Стаж работы
Уровень участия
Размещение публикаций
а сайте «Коллегии» в количестве 2 штуки.
город
область
Награда
Кокорина В.Е.
1
«Педагогический дебют»
Номинация «Успешный старт»
Размещение публикаций на сайте «Коллегии» в количестве 3 штуки.
Горбылева А.Я.
1
Конкурс на лучшую психологическую службу области
3 место
Выводы: система наставничества является наиболее эффективной формой работы с вновь прибывшими учителями и имеющими стаж педагогической деятельности 5 лет.
Рекомендации: необходимо развивать систему наставничества в работе с вновь прибывшими учителями.
Осуществление проильного обучени:
ГУ «Гимназия №2» осуществляет профильное образование по двум направлениям: ЕМЦ и ОГН. Естественно – математическое направление состоит из профиля географо – математического. Общественно – гуманитарное направление содержит профили лингвистический и историко - филологический.
2014 – 2015 уч. год
Название школы | Количество профильных классов | Профили |
10 кл. | 11 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
ГУ «Гимназия №2» | 2 | 1 | 1.Историко –филологич. 2.Лингвистический | 1.Географо –математический |
Выбор учащимися 10 – 11 классов того или иного направления обоснован выбором будущей профессии, а также рекомендациями школьного психолога и классного руководителя.
Наиболее выбираемые профили у старшеклассников – это лингвистический (английский язык) и историко – филологический, из – за профильного предмета выбранного вуза.
КГУ «Гимназия №2» оснащена кабинетом физики (1 шт.), кабинетами химии (2 шт.), кабинетом биологии (1 шт.), ЛМК (1 шт.), кабинетом самопознания (1 шт.) и кабинетами начальных классов (8 шт.)
КГУ «Гимназия №2» оснащена интерактивными досками в количестве 7 штук.
КГУ «Гимназия №2» подключена к ШПД.
Всего функционирует в гимназии ПК - 95 штук, требуют замены -28.
Показатели соотношения ученик/компьютер составляет - 6,3 штук на одного ученика.
Кадровый потенциал, обеспечивающий профильное образование старшеклассников, составляет ЕМЦ – 100% категорийности; ОГН – 100% категорийности.
Курсы повышения квалификаци -20%
Осмысленность подхода к выбору профессии у нынешних выпускников (по результатам анкет ) можно обозначить на 75 процентов.
Профильное обучение уже само по себе является средством дифференциации и индивидуализация обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В КГУ «Гимназия №2» старшеклассники изучают следующие прикладные курсы и курсы по выбору, направленные на развитие исследовательских, экспериментальных навыков, профориентации выпускников : « Основы экономики», «Решение задач повышенной сложности», «География Казахстана в фактах», «Физические процессы и явления», «Журналистика», «Зарубежная литература», «Историковедение», «Практическая грамматика (англ.яз.)», «Переводческое дело (англ.яз.)», «Страноведение (англ. язык)».
В процессе изучения прикладных курсов и курсов по выбору наши старшеклассники расширяют, углубляют свои знания по предметам, несмотря на то, что профили не всегда связаны с существующей классификацией профессий; они помогают осознанному выбору профессии и адаптироваться в социуме после окончания школы.
Все дисциплины профильного обучения (курсы по выбору и прикладные курсы) снабжены программами, составленными с учетом требований Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК. В основном все программы профильного обучения в ГУ «Гимназия №2» являются заимствованными. Все программы составлены в соответствии с требованиями к прикладным курсам и курсам по выбору: имеют пояснительную записку, содержательную, нормативную и информационную части, формы оценивания учебных достижений учащихся, межпредметные связи, список рекомендуемой литературы, календарно – тематическое планирование.
По результатам анкетирования, выпускники профильных классов уходят из школы с чувством,%:
Уверенности и оптимизма- 78 ;
Надеждой и предвосхищением- 63
Целеустремленность- 98
Деятельность учителей, осуществляющих профильное обучение, заслушивалась на совещании при директоре «Особенности планирования профильного обучения», на заседаниях кафедр « О выполнении учебной нагрузки», на педагогическом совете по вопросу ИКТ в профильном обучении, в гимназических педчтениях по вопросу применения современных технологий.
Проблемы профильного обучения:
Недостаточное количество часов на профильные предметы;
Несоответствие профильного предмета вуза предметам ЕНТ;
Материально – техническая база желает быть лучше, например, для качественного ремонта и т. д.
Научно – исследовательская работа обучающихся
С целью выявления и поддержки одаренных детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей к научно – познавательной деятельности в гимназии действует НОУ «Жоламан», деятельность которого направлена на формирование научных взглядов обучающихся, развития интереса к изучению окружающей естественной и социальной среды, раскрытие индивидуального творческого потенциала.
Традиционно каждый год в гимназии проводится гимназическая научно – практическая конференция «Я познаю мир». Победители НПК в гимназии отправляются на защиту своих проектов в город, область, республику.
Участие в городских соревнованиях научных проектов школьников
Уч.год | Проектов | 1 место | 2 место | 3 место | 4 место |
2011-2012 | 2 | - | 1 | 1 | - |
2012-2013 | 8 | - | 3 | 2 | 1 |
2013-2014 | 11 | 1 | 4 | 3 | - |
2014-2015 | 12 | 3 | 2 | 3 | - |
Участие в областном этапе НПК школьников
Уч.год | Проектов | 1 место | 2 место | 3 место | 4 место |
2011-2012 | 2 | - | 2 | - | - |
2012-2013 | 3 | - | 1 | - | - |
2013-2014 | 5 | - | - | - | - |
2014-2015 | 2 | - | 1 | - | - |
Участие в республиканском этапе НПК школьников
Уч.год | ФИО учащегося | класс | Результативность | Название проекта | ФИО учителя |
2011-2012 | Амирбекова Нурсауле | 9 | Номинация «Лучшая пракическая направленность» «Одаренный ребенок» | Вторая жизнь ненужных вещей. | Прищепина А.В. |
2011-2012 | Коллективный проект | 7-8 | Сертификат участия | А – остановка. | Голубцева Л.Г. |
2012-2013 | Менщикова Александра | 3 | Сертификат участия | Зимующие птицы нашего города. | Иконникова С.С. |
2013-2014 | Тлеуленова Алтынай | 5 | 3 место | Почему шахматы развивают мышление? | Иконникова С.С |
2014 - 2015 | Крутько Эрика | 4 | 2 место | Кристаллы. | Нагноенко О.Ю. |
2014-2015 | Шаяхметов Тимур | 10 | 3 место | Традиции меценатства:взгляд сквозь времена. | Голубцева Л.Г. |
2014-2015 | Жаркова каролина, Юрина Ангелина | 7 | 2 место | Город Рудный в задачах. | Бреусова Л.М. |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Широкий кругозор тематики исследований. Выявление одаренных в этой области детей с начальных классов. Практическая направленность проектов. | 1. Слабая мотивация самих учителей . 2. Теряется интерес у некоторых учащихся старших классов из-за нехватки свободного времени. 3.Учителя перестают работать с учеником,заранее обрекая работу на неуспех. |
Результативность участия гимназистов в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах
В гимназии функционирует программа «Одаренные дети». В ее реализации участвует весь педагогический коллектив в сопровождении социально – психологической службы. Задачами программы являются:
1.Создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности;
2.Внедрение в образовательную практику гимназии продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;
3.Разработка и реализация вариативных образовательных программ для одаренных детей.
Развитию детской одаренности способствует не только урочная деятельность , а также участие гимназистов в серии интеллектуальных игр, марафонов, олимпиад, конкурсов с учетом их желаний и потребностей.
Ежегодно наши гимназисты принимают участие в следующих интеллектуальных играх, и конкурсах: республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота», международный интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех», международная интеллектуальная игра-конкурс «Золотое руно», международный конкурс «Британский бульдог» и международный интеллектуальный конкурс «Кенгуру-математика для всех», республиканский конкурс «Кенгуру-лингвист». Второй год младшие школьники принимают участие в областной интеллектуальной игре «Атамекен». Впервые в прошлом учебном году обучающиеся 1-4 классов приняли участие в областной математической игре «Олимп и Я». Спектр интеллектуальных игр расширяется, и наши обучающиеся впервые принимали участие в игровом международном конкурсе «Человек и природа». Все перечисленные интеллектуальные игры проводятся согласно плану РНПЦ «Дарын».
Кроме традиционных ежегодных интеллектуальных конкурсов наши обучающиеся под руководством своих учителей принимают участие в российских конкурсах , таких как «Эму -эрудит» ( нач. классы), «Почитай - ка» (5 – 11 классы), «Грамотей» (5 – 11 классы).
Акбота | Русский медвежонок | «Золотое Руно» | Кенгуру математик | Кенгуру лингвист | Британский бульдог | Атамекен |
2011 - 2012 |
76 | 46 | 1м - 1 38 2м - 3 3м - 3 | 48 | 52 | 49 3м – 1 | - |
2012 - 2013 |
1м - 74 2м - 7 3м - 7 | 1м - 4 92 2м - 8 3м - 7 | 1м - 1 5 2м - 3м - 3 | 34 | 1м - 7 44 2м - 3м - 13 | 1м - 5 28 2м - 7 3м - 6 | 1м - 4 14 2м - 2 3м - |
2013 - 2014 |
1м - 116 2м-7 3м-1 | 1м - 38 2м - 3 3м - 2 | 1м - 24 2м - 1 3м - | 1м - 2 37 2м - 3м - 1 | 1м - 24 2м - 3м - | 1м - 1 54 2м - 9 3м - 2 | 1м - 39 2м - 1 3м - 9 |
| | | 2014-2015 | | | |
63 –участника 3 - призера | 19 участников сертиикаты | 14 –участников 2 - призера | 8 –участников сертиикаты | 34 участника 9 -призеров | 48 участников 12 призеров | 24 участников 1-призер |
2014 -2015 учебны год был удачным дл ученика 8 класса Павлюченко Александра. Как победитель интеллектуальных игр он был награжден поездко на Кипр.
Популярной формой стало участие в дистанционных олимпиадах по общеобразовательным предметам (математика, география, физика, история ).
Однако, призовых мест по участию в дистанционных олимпиадах за исследуемый период пока всего четыре.
Уже второй год учащиеся начальных классов участвуют в Международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Процент участия в данных олимпиадах очень высок, благодаря слаженной работе учителей начальных классов ( Жила И.В., Нагноенко О.П., Тисленко Ю.Н., Гриценко Г.В.). Процент качества знаний по предметам также на высоком уровне.
В этом учебном году дважды принимали участие наши гимназисты в командных областных олимпиадах – конкурсах. Команда объединяла участие детей разных классов и по разным предметам. Задания были очень непростые и лимит времени был ограничен. Оставались невыполненными по 2 задания, поэтому в призеры наши команды не вошли. Но данная форма проведения понравилась ребятам, дала возможность многим раскрыться.
С целью развития интереса к английскому языку, выявления одаренных детей в области лингвистики ежегодно проводятся международный интеллектуальный конкурс «British Bulldog», международная олимпиада «Go West» и международная программа FLEX по обмену. Наши гимназисты ежегодно дают высокий показатель по количеству участников и по качеству выполнения заданий ( см. таблицу). Так, победитель “BritishBulldog” в 2013 – 2014 уч.гг Павлюченко А.(8 класс), награжден Республикой поездкой на Кипр. Все 62 участника олимпиады «Go West» награждены дипломами 1 степени и подарками. В международной программе FLEX по обмену ежегодно учащиеся КГУ «Гимназия №2» показывают отличные знания английского языка и имеют приглашения. Вся эта работа проходит под чутким руководством учителей Файзулиной А.А. и Коноваловой О.П.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возросло количество участников Повышение результативности Внедрение новых развивающих игр. Появление игр не только индивидуального, но и коллективного характера | Невнимательность при оформлении работ детьми Стоимость оплаты за участие в интеллектуальных играх |
Анализ участия гимназистов в олимпиадах по общеобразовательным предметам
Ежегодно обучающиеся нашей гимназии (3 – 11 классы) являются участниками школьного, городскго и областного этапов Республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным дисциплинам..
Участие в городских предметных олимпиадах гимназистов начальной школы
Год | Русский язык (места) | Математика (места) | Учителя |
2011 – 2012 г. | 1, 3 | 3,4 | Глазырина Н. Л.., Нагноенко О. Ю., Жила И. В. Алексеева В. Ф. |
2012 – 2013г. | 2, 4,4 | 1, 3 | Иконникова С. С., Гриценко Г. В., Гладкая Л. Н. Гриценко Г. В., Сыч Н. В. |
2013- 2014г. | 1,3,4 | 1,1 | Нагноенко О.Ю Нагноенко О.Ю. Гладкая Л.Н. Гриценко Г.В. Алексеева В.Ф. |
2014-2015 | 1 место-Сагандыков Ерсултан 2 место – Крутько Эрика 3 место – Марущак Максим 3 место – Васильева Алиса | 1место –Андринов Кирилл 5 место – Мазур Маргарита | Алексеева В.Ф. Жила И. В. Нагноенко О. Ю. |
Из данных таблицы видно, что уровень участия школьников младших классов в городских предметных олимпиадах достаточно высокий, на протяжении нескольких лет в городском рейтинге кафедра занимаем 1 место по количеству призовых мест. Стабильно дают хорошие результаты учащиеся таких учителей, как Жила И.В., Нагноенко О. Ю., Алексеева В. Ф.
Результаты участия в в городских предметных олимпиадах гимназистов
5 – 7классов
Учебный год | Количество участников | Количество призеров (1,2,3 места) |
2011-2012 | 39 | 29 |
2012 – 2013г. | 40 | 30 |
2013-2014г. | 30 | 24 |
2014-2015 | 35 | 22 |
Призовые места наши гимназисты занимают практически по всем дисциплинам, что свидетельствует о высоком уровне знаний обучающихся по изучаемым предметам. В этом учебном году он был равен – 59.46%. Подготовили победителе и призеров олимпиады 5 – 7 классов учител Журавлева М.А., Голубцев А.В., Прищепина А.В., Тисленко Д.М., Панова Е.В., азулина А.А., Утегенова Р.Ж.
Результаты участия в городских предметных олимпиадах гимназистов
8 – 11классов
Учебный год | Количество участников | Количество призеров (1,2,3 места) | % качества | Место в городе |
2011-2012 | 52 | 26 | 50 | 2 |
2012-2013 | 46 | 21 | 45 | 3 |
2013-2014 | 46 | 28 | 60,87 | 2 |
2014-2015 | 38 | 13 | 33,3 | 4 |
Результаты участия в областных и республиканских этапах олимпиад
Годы | Ф.И. учащихся | 1 место | 2 место | 3 место | Ф.И. О. учит еля |
2013-2014 | Новиков Никита-(английский язык) | | | 4 место | Коновалова О.П. |
2013-2014 | Юрина Ангелина (биология) | | 2 место | | Прищепина А.В. |
2014- 2015 | Карпенко Дмитрий (биология) | | 2 место | | Прищепина А.В. |
2014- 2015 | Шевкунова Даша (каз. зык) | | | 3 место | Башиева М.И. |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Хорошая подготовка к олимпиаде учителями английского языка, русского языка, казахского языка, истории, биологии, географии 2. Использование разнообразных форм заданий при подготовке к олимпиаде. 3. Подготовка УМК учителем нач. классов к олимпиаде по русскому языку. | Слабая подготовка по предмету информатика, физика Несоблюдение преемственности по предметам у учащихся начальных классов и среднего звена Отсутствие систематичности в занятиях по подготовке к олимпиаде. Подготовка к олимпиадам начинается не с 1 сентября, а перед самой олимпиадой. |
С целью повышения качества отбора учащихся на олимпиады и обеспечения высокой результативности рекомендовано:
1.Учителям-предметникам вести целенаправленную и результативную работу с учащимися по подготовке к олимпиадам.
2. Увеличить процент отбора учащихся по математике, физике, химии, ивт.
3. Учителям гуманитарного цикла поставить задачу результативной подготовки учащихся к олимпиадам не только городского, но и областного и республиканского уровней.