СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ учебно-программной документации, разрабатываемой на основе ФГОС СПО»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Анализ учебно-программной документации, разрабатываемой на основе ФГОС СПО»

Просмотр содержимого документа
««Анализ учебно-программной документации, разрабатываемой на основе ФГОС СПО»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
ГБОУ ВО МО

«Академия социального управления»


Кафедра технологий и профессионального образования




«Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО

(СТОиМОКО)»









Самостоятельная работа № 1

«Анализ учебно-программной документации, разрабатываемой
на основе ФГОС СПО
»










ВЫПОЛНИЛА:

Деженкова Анастасия Владимировна,

преподаватель спецдис.циплин

ГБПОУ МО ОЗЖТ

населенный пункт (город Орехово-Зуево)





Москва

2017

Содержание

Изучение рабочих программ……………………………………………….3

Структура тематического плана ПМ на конкретном примере…………..4

Результаты освоения профессионального модуля……………………….5

Тематический план профессионального модуля…………………………6

Содержание обучения по профессиональному модулю………………...8

Составление календарно-тематического плана…………………………..9



































Изучение рабочих программ

Подготовка преподавателя к работе начинается с изучения и анализа учебно-программной документации (учебного плана и учебных программ).

Учебный план дает общее представление об организации изучения предмета, поскольку в нем указываются формы организации учебного процесса (виды учебных занятий), а также коли­чество часов, отводимых на лабораторные, практические занятия, курсовое проектирование; формы завершения учебного курса (зачет, экзамен, курсовой проект или работа), обязательные ру­бежные проверки (контрольные работы, зачеты, семестровые экзамены).

Учебно-программная документация – совокупность программных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной профессии (специальности). К учебно-программной документации относятся, прежде всего, учебные программы, календарно (перспективно)-тематические планы.

Учебная программа – государственный документ, который определяет содержание и объём знаний, умений и навыков, приоритеты и значимость  учебного предмета, последовательность его освоения по годам обучения, содержание отдельных разделов и тем, а так же время, отведённое  на их изучение.

Учебные программы, используемые в системе профессионального образования любого уровня подразделяются на два типа: примерные учебные программы и рабочие учебные программы.

Рабочая учебная программа – документ (часть учебно-методического комплекса), раскрывающий подробное содержание дисциплины, требования к качественному уровню освоения учебного предмета рабочего учебного плана. Рабочая учебная программа разрабатывается преподавателем, либо мастером производственного обучения, утверждается методическими предметными комиссиями профессиональных учебных заведений.

Учебные программы должны постоянно обновляться с учетом потребностей производства. Реализуемый в стране принцип вариативности, позволяет учебным заведениям строить педагогический процесс по различным моделям, включая и авторские.

Рабочая учебная программа состоит из трёх блоков: пояснительная записка, тематический план, содержание теоретических и практических занятий, структурированное по разделам и темам.




Структура тематического плана ПМ на конкретном примере

Рассмотрим структуру и содержание примерного тематического плана профессионального модуля и примерных учебных программ на конкретном примере. Примерный учебный план для подготовки по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте в учреждениях среднего профессионального образования.

Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии:

  • 25337 Оператор по обработке перевозочных документов;

  • 15894 Оператор поста централизации;

  • 18401 Сигналист;

  • 18726 Составитель поездов;

  • 17244 Приемосдатчик груза и багажа;

  • 16033 Оператор сортировочной горки;

  • 25354 Оператор при дежурном по станции.

Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;

  • использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;

  • расчета норм времени на выполнение операций;

  • расчета показателей работы объектов транспорта;

уметь:

  • анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;

  • использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

  • применять компьютерные средства;

знать:

  • оперативное планирование, формы и структуру управления работой на железнодорожном транспорте;

  • основы эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;

  • систему учета, отчета и анализа работы;

  • основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Результаты освоения
профессионального модуля

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками

ПК 1.2

Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях нестандартных и аварийных ситуаций

ПК 1.3

Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от­ветственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль­тат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятель­ности



Тематический план профессионального модуля

Коды профессио­нальных компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Применение технологии управления работой железнодорожного транспорта

ПК 1.2,
ПК 1.3

МДК 01.01. Технология перевозочного процесса железнодорожного транспорта

273

182

60

30

91

-

-

-

Раздел2. Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта

ПК 1.1

МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса железнодорожного транспорта

129

86

26

-

43

-

-

-

Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом

ПК1.1,
ПК 1.3

МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте

129

86

26


43




ПК 1.1 - 1.3

Производственная практика (по профилю специальности),

324


-


Всего:

855

354

112

30

177

-

-

-

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Раздел

Содержание

Объем часов

Тема 1.1.

Основы организации перевозок на железнодорожном транспорте



2


Исходные понятия и определения эксплуатационной работы железных дорог. Понятие о транспортном производстве. Транспортный процесс и его характеристики. Основные понятия эксплуатационной работы железных дорог. Перспективы развития железнодорожного транспорта


2


Нормативно-правовая база деятельности железнодорожного транспорта. Документы, регламентирующие перевозочный процесс и безопасность движения на железнодорожном транспорте.

2


Классификация и индексация поездов. Понятие о поезде и сопровождающих его документах.


Тема 1.2.

Управление
и технология работы станций






Общие сведения о работе станций. Назначение и классификация железнодорожных станций, их техническое оснащение.


2


Общая характеристика работы станций. Документы, регламентирующие работу железнодорожных станций

2


Технологический процесс работы станций.

2


Порядок разработки и утверждения технологического процесса станции


2


Общие сведения о работе станций. Назначение и классификация железнодорожных станций, их техническое оснащение.

2

Вышеприведенные примерный тематический план профессионального модуля и примерные программы разработаны на основе Стандарта среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Составление календарно-тематического плана

Для распределения учебного материала, предусмотренного программой по учебным занятиям, то есть для определения вре­мени на изучение каждой части учебного материала, составляется календарно-тематический план.

Он разрабатывается после утверждения новых учебных про­грамм и используется на протяжении всех лет ее действия. Прак­тически этот период охватывает 5-8 лет. Естественно, что в него могут быть внесены определенные изменения, вызванные разви­тием науки и техники, изменениями в целевой подготовке спе­циалистов.

Календарно-тематический план ежегодно рассматривает предметная (цикловая) комиссия и либо переутверждает, либо утверждает изменения к действующему. Следует иметь в виду, что изменения могут быть внесены как в распреде­ление учебного материала по занятиям, так и непосредственно в содержание (дополнение и замена одного материала другим). При пересмотре и переутверждении календарно-тематических планов рассматривают следующие вопросы:

а) новые проблемы, которые решаются в той области науки, с которой связан данный учебный предмет, их значимость для под­готовки специалиста в учебном предмете;

б) новые требования к знаниям и умениям, связанным с целе­вой подготовкой специалистов, и их отражение в действующих учебных программах;

в) возможности улучшения профессиональ­ной подготовки как за счет пересмотра содержания учебного ма­териала, так и за счет изменения характера заданий для лабора­торных и практических занятий, повышения качества отдельных элементов урока, самостоятельной внеаудиторной работы.

Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий». «Наглядные пособия», «Задания на дом».

Изменения могут быть также внесены в соотношение теоре­тических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.

У преподавателей иногда вызывает затруднение планирова­ние видов учебных занятий. В профессиональных учреждениях в планах указывают следующие виды учебных занятий: лекция, урок, се­минар, практическое занятие, лабораторная работа. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уро­ков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного ма­териала, комбинированные, контрольные, итогово-обобщающие.

При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру до­машних заданий. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр, что даст возможность не только наме­тить оптимальные объемы материала, но и проанализировать за определенный период разнообразие характера заданий, их на­правленность на формирование умений и навыков.

В календарно-тематическом плане предусмотрено определе­ние учебно-наглядных средств за семестр. Такой план преподаватель со­ставляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы под­готовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответ­ствующей темы.

Разработка учебно-методического комплекса.

Представляет собой проект системного описания учебного процесса по дисциплине (профессиональному модулю), который впоследствии будет реализован на практике. Это средство решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, обеспечивающими достижение обучающимися необходимого качества профессионального образования, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых технологий и методик обучения.

В основу построения УМК могут быть положены следующие принципы:

- соответствие содержания материалов УМК требованиям ФГОС и учебному плану специальности / профессии;

- обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины (профессионального модуля), всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими достичь запланированных результатов в отведенное учебным планом время;

- наличие методических указаний, описывающих процессы и процедуры, необходимые для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочих программах дисциплин (профессиональных модулей), а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами в соответствующей области профессиональной деятельности;

- достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов;

- достаточность материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ, предусмотренных рабочими программами дисциплин (профессиональных модулей) на уровне требований ФГОС;

- доступность для обучающихся всех компонентов УМК в стенах профессиональной образовательной организации;

- обеспеченность обучающихся средствами самоконтроля уровня освоения содержания дисциплин, профессиональных модулей;

- обязательное применение в преподавании дисциплин, профессиональных модулей и отражение в УМК инновационных производственных технологий, методов и образовательных технологий.