Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» |
Кафедра технологий и профессионального образования |
«Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО
(СТОиМОКО)»
Самостоятельная работа № 1
«Анализ учебно-программной документации, разрабатываемой
на основе ФГОС СПО»
ВЫПОЛНИЛА:
Деженкова Анастасия Владимировна,
преподаватель спецдис.циплин
ГБПОУ МО ОЗЖТ
населенный пункт (город Орехово-Зуево)
Москва
2017
Содержание
Изучение рабочих программ……………………………………………….3
Структура тематического плана ПМ на конкретном примере…………..4
Результаты освоения профессионального модуля……………………….5
Тематический план профессионального модуля…………………………6
Содержание обучения по профессиональному модулю………………...8
Составление календарно-тематического плана…………………………..9
Изучение рабочих программ
Подготовка преподавателя к работе начинается с изучения и анализа учебно-программной документации (учебного плана и учебных программ).
Учебный план дает общее представление об организации изучения предмета, поскольку в нем указываются формы организации учебного процесса (виды учебных занятий), а также количество часов, отводимых на лабораторные, практические занятия, курсовое проектирование; формы завершения учебного курса (зачет, экзамен, курсовой проект или работа), обязательные рубежные проверки (контрольные работы, зачеты, семестровые экзамены).
Учебно-программная документация – совокупность программных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной профессии (специальности). К учебно-программной документации относятся, прежде всего, учебные программы, календарно (перспективно)-тематические планы.
Учебная программа – государственный документ, который определяет содержание и объём знаний, умений и навыков, приоритеты и значимость учебного предмета, последовательность его освоения по годам обучения, содержание отдельных разделов и тем, а так же время, отведённое на их изучение.
Учебные программы, используемые в системе профессионального образования любого уровня подразделяются на два типа: примерные учебные программы и рабочие учебные программы.
Рабочая учебная программа – документ (часть учебно-методического комплекса), раскрывающий подробное содержание дисциплины, требования к качественному уровню освоения учебного предмета рабочего учебного плана. Рабочая учебная программа разрабатывается преподавателем, либо мастером производственного обучения, утверждается методическими предметными комиссиями профессиональных учебных заведений.
Учебные программы должны постоянно обновляться с учетом потребностей производства. Реализуемый в стране принцип вариативности, позволяет учебным заведениям строить педагогический процесс по различным моделям, включая и авторские.
Рабочая учебная программа состоит из трёх блоков: пояснительная записка, тематический план, содержание теоретических и практических занятий, структурированное по разделам и темам.
Структура тематического плана ПМ на конкретном примере
Рассмотрим структуру и содержание примерного тематического плана профессионального модуля и примерных учебных программ на конкретном примере. Примерный учебный план для подготовки по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте в учреждениях среднего профессионального образования.
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии:
25337 Оператор по обработке перевозочных документов;
15894 Оператор поста централизации;
18401 Сигналист;
18726 Составитель поездов;
17244 Приемосдатчик груза и багажа;
16033 Оператор сортировочной горки;
25354 Оператор при дежурном по станции.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;
расчета норм времени на выполнение операций;
расчета показателей работы объектов транспорта;
уметь:
анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;
использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
применять компьютерные средства;
знать:
оперативное планирование, формы и структуру управления работой на железнодорожном транспорте;
основы эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;
систему учета, отчета и анализа работы;
основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Результаты освоения
профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками |
ПК 1.2 | Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях нестандартных и аварийных ситуаций |
ПК 1.3 | Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 1. Применение технологии управления работой железнодорожного транспорта |
ПК 1.2, ПК 1.3 | МДК 01.01. Технология перевозочного процесса железнодорожного транспорта | 273 | 182 | 60 | 30 | 91 | - | - | - |
Раздел2. Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта |
ПК 1.1 | МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса железнодорожного транспорта | 129 | 86 | 26 | - | 43 | - | - | - |
Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом |
ПК1.1, ПК 1.3 | МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте | 129 | 86 | 26 | | 43 | | | |
ПК 1.1 - 1.3 | Производственная практика (по профилю специальности), | 324 | | - |
| Всего: | 855 | 354 | 112 | 30 | 177 | - | - | - |
Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Раздел | Содержание | Объем часов |
Тема 1.1. Основы организации перевозок на железнодорожном транспорте | | 2 |
| Исходные понятия и определения эксплуатационной работы железных дорог. Понятие о транспортном производстве. Транспортный процесс и его характеристики. Основные понятия эксплуатационной работы железных дорог. Перспективы развития железнодорожного транспорта | 2 |
| Нормативно-правовая база деятельности железнодорожного транспорта. Документы, регламентирующие перевозочный процесс и безопасность движения на железнодорожном транспорте. | 2 |
| Классификация и индексация поездов. Понятие о поезде и сопровождающих его документах. | |
Тема 1.2. Управление и технология работы станций | | |
| Общие сведения о работе станций. Назначение и классификация железнодорожных станций, их техническое оснащение. | 2 |
| Общая характеристика работы станций. Документы, регламентирующие работу железнодорожных станций | 2 |
| Технологический процесс работы станций. | 2 |
| Порядок разработки и утверждения технологического процесса станции | 2 |
| Общие сведения о работе станций. Назначение и классификация железнодорожных станций, их техническое оснащение. | 2 |
Вышеприведенные примерный тематический план профессионального модуля и примерные программы разработаны на основе Стандарта среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
Составление календарно-тематического плана
Для распределения учебного материала, предусмотренного программой по учебным занятиям, то есть для определения времени на изучение каждой части учебного материала, составляется календарно-тематический план.
Он разрабатывается после утверждения новых учебных программ и используется на протяжении всех лет ее действия. Практически этот период охватывает 5-8 лет. Естественно, что в него могут быть внесены определенные изменения, вызванные развитием науки и техники, изменениями в целевой подготовке специалистов.
Календарно-тематический план ежегодно рассматривает предметная (цикловая) комиссия и либо переутверждает, либо утверждает изменения к действующему. Следует иметь в виду, что изменения могут быть внесены как в распределение учебного материала по занятиям, так и непосредственно в содержание (дополнение и замена одного материала другим). При пересмотре и переутверждении календарно-тематических планов рассматривают следующие вопросы:
а) новые проблемы, которые решаются в той области науки, с которой связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста в учебном предмете;
б) новые требования к знаниям и умениям, связанным с целевой подготовкой специалистов, и их отражение в действующих учебных программах;
в) возможности улучшения профессиональной подготовки как за счет пересмотра содержания учебного материала, так и за счет изменения характера заданий для лабораторных и практических занятий, повышения качества отдельных элементов урока, самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий». «Наглядные пособия», «Задания на дом».
Изменения могут быть также внесены в соотношение теоретических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.
У преподавателей иногда вызывает затруднение планирование видов учебных занятий. В профессиональных учреждениях в планах указывают следующие виды учебных занятий: лекция, урок, семинар, практическое занятие, лабораторная работа. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уроков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного материала, комбинированные, контрольные, итогово-обобщающие.
При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр, что даст возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать за определенный период разнообразие характера заданий, их направленность на формирование умений и навыков.
В календарно-тематическом плане предусмотрено определение учебно-наглядных средств за семестр. Такой план преподаватель составляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.
Разработка учебно-методического комплекса.
Представляет собой проект системного описания учебного процесса по дисциплине (профессиональному модулю), который впоследствии будет реализован на практике. Это средство решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, обеспечивающими достижение обучающимися необходимого качества профессионального образования, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых технологий и методик обучения.
В основу построения УМК могут быть положены следующие принципы:
- соответствие содержания материалов УМК требованиям ФГОС и учебному плану специальности / профессии;
- обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины (профессионального модуля), всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими достичь запланированных результатов в отведенное учебным планом время;
- наличие методических указаний, описывающих процессы и процедуры, необходимые для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочих программах дисциплин (профессиональных модулей), а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами в соответствующей области профессиональной деятельности;
- достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов;
- достаточность материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ, предусмотренных рабочими программами дисциплин (профессиональных модулей) на уровне требований ФГОС;
- доступность для обучающихся всех компонентов УМК в стенах профессиональной образовательной организации;
- обеспеченность обучающихся средствами самоконтроля уровня освоения содержания дисциплин, профессиональных модулей;
- обязательное применение в преподавании дисциплин, профессиональных модулей и отражение в УМК инновационных производственных технологий, методов и образовательных технологий.