Анализ УМК “Spotlight 7”: развитие рецептивных и продуктивных видов деятельности.
Авторами учебно-методического комплекта для седьмого класса общеобразовательных школ “Spotlight – 7” являются Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е. и Эванс В.
УМК состоит из учебника (Student’s Book), рабочей тетради (Workbook), книги для учителя (Teacher’s Book), книги для чтения (Reader), CD к книге для чтения (Reader CD), языкового портфеля (My Language Portfolio), CD для занятий в классе, CD для самостоятельных занятий дома и сборника контрольных заданий (Test Booklet).
УМК имеет модульную структуру и состоит из 10 модулей. Модуль урока состоит из вводного урока, трех основных уроков, в которых вводится новый лексико-грамматический материал, урока речевого этикета (English in Use), двух уроков культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia) и урока дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the curriculum).
Рассмотрим УМК с позиции развития рецептивных (чтения и аудирования) и продуктивных (говорения и письмо) видов речевой деятельности.
Чтение.
Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся 7 класса. (e.g. Mod.5 “Predictions”, “Online or IN class”, Mod. 6 “The fun starts here”, Mod. 7 “Avril Lavigne, Let Go”, etc.).
Задания по чтению направлены на формирование умений пользоваться различными стратегиями чтения: ознакомительное чтение, изучающее, поисковое чтение.
Ознакомительное чтение – чтение с общим охватом содержания. Приведу несколько заданий из УМК, направленных на обучение ознакомительному чтению:
- выписать по одному наиболее интересному факту по каждому из достопримечательностей (Mod. 1 “Landmarks of the British Isles”);
- определить тему текста по иллюстрациям (Mod.1 “Do you live in a big city?”, Mod. 2 “A classis Read”);
- определить тему текста по заголовку (Mod.1 “Teenage life swap”);
- выбрать заголовки к каждому абзацу текста (Mod.1 “Mexico City”);
- прочитать и расставить картинки в правильном порядке (Mod. 2 “A classis Read”);
- пересказать текст по картинкам (Mod. 2 “A classis Read”);
- пересказать текст группой – chain story (Mod. 2 “Vanished”);
- соотнести заголовки статей с заголовками журнала, в которых они печатаются (Mod.4 “Teenage Magazines”);
Изучающее чтение – чтение с глубоким/детальным пониманием.
-назовите факты, которые впечатлили вас больше всего, обоснуйте ответ (Mod.4 “Take action”);
- выразите свое мнение по прочитанному (Mod.3 “Children in Victorian Times”)
Поисковое чтение - чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации. Примеры заданий на развитие навыков поискового чтения в УМК:
- составить список аргументов за и против компьютеров-учителей (Mod. 5 “Online or IN class”);
- найти в тексте прилагательные, которыми автор описывает героев, место повествования, таланты и т.д. (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”, Mod.2 “The Gift of Storytelling);
- прочитать текст и заполнить анкету по фактам из жизни (Mod.7 “Avril Lavigne, Let Go”);
- прочитать и ответить на вопросы (Mod.2 “Bookworms”, “Mod.2 “Vanished”);
- прочитать и вставить пропуски в предложения (Mod. 2 “A classis Read”, Mod.3 “Children in Victorian Times);
- выбрать правильный ответ – True/False (Mod.3 “The Yeoman Warders”);
Упражнения, направленные на обучение чтению в УМК Spotlight – 7, разнообразны и интересны, но большая их часть направлена на развитие ознакомительного и поискового чтения. Обучение изучающему чтению сводится лишь к обучению полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря) и выражению мнения о прочитанном.
Аудирование.
УМК “Spotlight – 7” позволяет в системе развивать и совершенствовать умение понимать иноязычную речь в естественном предъявлении.
Данный УМК предлагает работу над аудированием в каждом модуле. Тематика упражнений на аудирование в учебнике по каждому модулю соответствует тематике упражнений по аудированию в рабочей тетради.
Все упражнения на аудирование в УМК Spotlight - 7 нацелены на:
- развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации (прослушать и ответить на вопросы, выбрав картинку - Mod.3 “Who is who?”) или с опорой на контекст (прослушать и вписать недостающую информацию – Mod.1 “Stop Crime Now”, Mod.5 “Gadget Madness”, Mod.8 “Donations”, Mod.10 “A Get Well Card”, прослушать и определить соответствия – Mod.6 “Teen Camps”, выбрать правильный ответ – Mod. 7 “Famous Russian Figure Skaters”).
- развитие умений аудирования с выделением основной мысли (прослушать репортаж и определить тему, выбрав одну из предложенных Mod.4 “Take Action”).
Работа с аудированием проходит в 3 этапа: 1) до прослушивания, 2) во время прослушивания, 3) после прослушивания. На этапе до прослушивания используется догадка по заголовку или картинкам. На этапе после прослушивания материал аудирования используется для переноса новых знаний на личный опыт и развития навыков устной речи.
Письмо.
Развитию навыков письма в данном УМК уделяется большое внимание. В рабочей тетради представлен широкий круг упражнений на развитие навыков письма. В упражнениях представлены сочинения-образцы, ряд заданий на осмысление и переработку информации, план или ключевые слова для написания собственного сочинения. Учащиеся имеют возможность попрактиковаться в различных видах письменных работ: статья о любимом городе (Mod.1), об интересном человеке (Mod.3), рассказ (Mod.2), новостной репортаж (Mod.4), объявление (Mod.6), рецензия на фильм (Mod.7), эссе за и против (Mod.8), электронное письмо (Mod.9) и т.д.
Говорение.
Одной из задач УМК Spotlight – 7 является развитие умении учащихся выражать свои мысли в разнообразных повседневных ситуациях и взаимодействовать с собеседником, т.е. адекватно реагировать не его реплики и поддерживать разговор.
Работа над развитием навыков диалогической речи ведется в основном двух разделах УМК “English in Use” и “Everyday English”.
В разделе “English in Use” представлены упражнения с опорой на диалог-образец в рамках изучаемых тем (например, “В кассе метро” – Mod. 1, “Перед телевизором” – Mod. 4, , “В магазине” – Mod. 8, “У школьной медсестры” – Mod. 10 и т.д.). Алгоритм работы в этих упражнениях един. Рассмотрим в качестве примера работу с диалогом-образцом в 7 модуле “Покупая билеты в кино”. Учащиеся отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога (фразы билетного кассира в кино и реплики посетителей), отвечают на вопросы учителя по тексту диалога (Какой фильм посетители хотят увидеть? и на какой сеанс они покупают билеты?), читают диалог в парах. Далее, с опорой на программу киносеансов учащиеся делают необходимые трансформации в диалоге и разыгрывают собственные диалоги (диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации).
В разделе “Everyday English” работа над диалогической речью ведется несколько иначе. В данном разделе нет диалога-образца, представлены лишь речевые клише. Тематика клише очень многообразна. Учащиеся учатся заинтересовывать собеседника/выражать свою заинтересованность (Mod.4), соглашаться/не соглашаться с собеседником (Mod.5), приглашать/принимать или отказываться от приглашения (Mod.6), предлагать помощь/принимать или отказываться от помощи (Mod.8).
Учащимся предлагается сопоставить представленные клише со структурами родного языка. Затем на основе представленных аргументов или ключевых слов учащиеся должны разыграть свой диалог. В данном случае диалоги являются более свободными, чем в разделе “English in Use”, поскольку общая логика развития диалога жестко не фиксирована. Целью упражнений данного раздела нам видится развитие умения адекватно и быстро реагировать на реплики собеседника, что создает связность любого диалога.
Что касается развития навыков монологической речи в УМК, то их формирование основывается на различных этапах работы с текстом. На дотекстовом этапе учащиеся прогнозируют содержание текста по заголовку или картинкам. Задания после прочтения текста нацелены на формирование более продолжительных высказываний. Часто в заданиях предлагается план, пункты которого предлагается раскрыть в монологическом высказывании (например, Представьте себя на необитаемом острове, подумайте над тем, как вы можете -построить хижину, -добыть еду, -сохранить еду. – Mod.10; Расскажите о своем родном городе, раскрывая следующие пункты: -достопримечательности, -дома, -досуг, -еда). Высказывания учащихся с опорой всегда более логичные и пространственные. Однако некоторые задания сформулированы очень лаконично (например, Что впечатлило вас в тексте больше всего?–Mod.5). В этом случае высказывания учащихся сводятся только к ответу на вопрос, они затрудняются расширить свое высказывание без дополнительных вопросов.
Перейдем к рассмотрению УМК с позиции развития социокультурной компетенции.
В УМК принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере.
В каждом модуле учебника есть урок English in Use, в котором представлены формулы речевого общения в иноязычной среде. Приведу примеры лишь части из них:
- покупаем билет (Mod.1);
- даем инструкции(Mod.5);
- бронируем место в летнем лагере(Mod.6);
- выражаем благодарность и восхищение (Mod.9);
В учебнике представлены тексты лингвострановедческого и социокультурного плана. Тексты предоставляют сведения:
- о географическом положении и достопримечательностях страны изучаемого языка (Mod.1 “Landmarks of the British Isles”, Mod. 3 “The Yeoman Warders”);
- о жизни и интересах британских подростков (Mod.5 “High-tech Teens”, Mod. 4 “British Teenage Magazines”);
- о жизни известных американских подростков (Mod.3 “American Teens With Drive”)
- о популярных фильмах (Mod.7 “DVD Frenzy”);
- о самом популярном виде спорта в Англии (Mod. 7 “The National Sport of England”);
В учебнике представлены также отрывки из литературных произведений (Mod. 2 “The Canterville Ghost”, Mod 10 “Robinson Crusoe”) и факты из истории (Mod.3 “Children in Victorian Times”).
УМК обеспечивает установлению межпредметных связей, что реализуется в разделе Extensive Reading. Across the Curriculum. В данном разделе представлены: география (Mod.1), литература (Mod.2, Mod.10), история (Mod.3), физическая культура (Mod.6), музыка (Mod.7) и т.д.
Особый интерес представляет раздел Spotlight on Russia, в котором представлены материалы о России. Все темы раздела перекликаются с тематикой модулей. Раздел выполнен в виде журнала для подростков. В разделе представлены тексты различных жанров и форматов: описание родного города (“Teens”), анонс клубов и кружков по интересам (“Activity Time”), материалы школьных журналов (“School Magazine”), обзор телевизионных передач (“TV”), фоторепортаж с места событий (“Party Time”), рецепты народной медицины (“Health Matters”) и т.д.
Большое преимущество этих двух разделов в том, что английский язык видится учениками не как изолированный учебный предмет, а как всецело интегрированный в учебный процесс (Extensive Reading. Across the Curriculum). Они осознают, что с помощью английского языка можно получить интересную информацию из разных областей знаний, можно рассказать о своей родной стране, ее реалиях, традициях, истории (Spotlight on Russia). В этом смысле английский язык как учебный предмет приобретает осознанную практическую значимость для учащихся, что способствует росту мотивации к обучению.
А теперь рассмотрим УМК с точки зрения формирования и развития лексико-грамматических навыков.
Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи таблиц. Упражнения на закрепление и отработку грамматического материала многообразны (множественный выбор; раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму; заполнение пропусков; установление соответствий (например, начало и конец предложений)). В рабочей тетради в конце каждого модуля есть раздел Grammar Practice, в котором представлены дополнительные упражнения на отработку нового грамматического материала модуля. В конце учебника имеется грамматический справочник по всем изучаемым темам, что дает возможность учащимся для самообразования, для повторения материала как на уроке, так и самостоятельно. Названия грамматических явлений в справочнике представлены как на русском, так и на английском языке. Это связано с тем, что на данном этапе возникает необходимость освоения английской грамматики с точки зрения терминологии.
Лексические единицы вводятся разными способами, в том числе при помощи сюжетных картинок и предметной наглядности. В отличии от более ранних ступеней обучения новая лексика вводится преимущественно в словосочетаниях. Среди других приемов семантизации – использование синонимов, антонимов, перефразирования и дефиниций. Упражнения на отработку лексики представлены в основном в рабочей тетради и они разнообразны по форме: диаграммы, установить соответствия, заполнить пропуски, подписать картинки, разгадать головоломки со словами или кроссворды, найти лишнее слово в строке. В УМК уделяется внимание словообразованию, а именно: аффиксации, конверсии, словосложению и распознаванию и использованию интернациональных слов.
Но хотелось бы отметить, что, несмотря на разнообразие упражнений на отработку лексико-грамматических навыков, нам видится недостаточным их количество, поэтому необходимость использования дополнительных учебных пособий с упражнениями по грамматике и разработки дополнительных упражнений на закрепление лексики остается актуальной.
Общие выводы
- Представленные в УМК тексты интересны с познавательной точки зрения и соответствуют возрастным интересам школьников.
- Упражнения, направленные на обучение коммуникативным видам чтения, разнообразны и интересны. Но упражнений на обучение поисковому и ознакомительному чтению гораздо больше, чем упражнения, направленных на обучение изучающему виду чтения.
- Большое внимание уделяется формированию навыка письменной речи и говорению.
- Принцип развития у учащихся социокультурной компетенции реализуется в полной мере, но при желании представленный страноведческий материал следует дополнить более систематизированными материалами о географическом положении, символам и традициям стран изучаемого языка.
-Упражнения на отработку лексико-грамматических навыков разнообразны по форме, но ограничены по количеству.