Урок «открытия» нового знания». Тема «Антонимы». 5 класс
Учитель - Байкова Г.Н.
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ФИО учителя | Байкова Галина Николаевна |
2 | Дата посещения урока | 15.12.2015 г. |
3 | Предмет | Русский язык |
4 | Класс | 5 В |
5 | Учащихся по списку | 18 |
6 | Учащихся по факту | 16 |
7 | Цель посещения урока | Контроль соответствия ФГОС |
8 | Своевременность явки учителя на урок. | Учитель своевременно явился на урок. |
9 | Готовность учителя к началу урока. | К началу урока учитель готов. Наличие конспекта урока, наглядных пособий. На доске записано число и тема урока «Антонимы», включен мультимедийный проектор. |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | В ходе организационного момента учитель приветствовал учащихся, попросил проверить школьные принадлежности, Дежурный сообщил об отсутствующих на уроке. Учитель отметил отсутствующих в журнале. Учитель мобилизовал и настроил учащихся на работу. |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Урок оснащен наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика (учебники, словари, карточки, иллюстративный материал, мультимедийный проектор. Учитель использовал интернет-ресурсы: http://www.gramota.ru/slovari/info/lv http://fb.ru/article/120229/v-pomosch-shkolniku-opredelenie-vidyi-i-primeryi-antonimov- pedsovet.edu.ru www.openclass.ru www.rusedu.ru) |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Классный кабинет соответствует нормам СанПиНа |
13 | Наличие технологической карты урока. | Технологическая карта урока в наличии. |
14 | Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию | Тема урока «Антонимы» соответствует календарно-тематическому планированию. Урок является 72-ым в изучении материала и 6-ым в разделе «Лексика. Культура речи». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки. |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | Структура урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построения проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Физкультминутка. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности. Урок по теме «Антонимы» является продолжением уроков раздела «Лексика. Культура речи» (1-ым уроком в системе уроков по теме и 6-ым в разделе «Лексика. Культура речи»). Цель урока: сформировать понятие об антонимах. Задачи урока: образовательные: знакомство с новым лексическим понятием «антонимы»; определение значения термина «антонимы» и их роли в тексте; развивающие: умение подбирать антонимы к указанным словам; развитие умения группировать их по общему смысловому признаку; развитие навыка пользования словарем антонимов; использование антонимов как средства выразительности в своей речи; умение находить антонимы в тексте; воспитательные: воспитание любви к родному языку, желание изучать изобразительно-выразительные средства русского языка. Цели и задачи урока сформулированы в полном объеме и соответствуют теме урока. |
2 | Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. | |
3 | Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. | |
4 | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | |
5 | Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. | |
6 | Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. | |
7 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | Проверка домашнего задания в течение урока не проводилась. |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ |
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Планирование урока строилось в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. В классе 18 учеников: 5 девочек и 13 мальчиков. Присутствовало 16 чел. Учитель учитывал на уроке психические особенности каждого учащегося: его мышления (репродуктивного - 11 чел., творческого - 5 чел.); памяти (произвольной –11чел., непроизвольной –6 чел.), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого- 5 чел.); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции. Были учтены такие особенности класса, как умение организовываться и сотрудничать в командах, желание прийти на помощь другому. |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | Объем воспроизводящей деятельности – 30 минут, объем творческой деятельности обучающихся – 15 минут. |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | Учащиеся участвовали в диалоге, подбирали в пропорции нужные слова, придумывали собственные примеры, работали по учебнику. |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Учителем проводился учет контроля и анализа оценки деятельности обучающихся; самоконтроль, самоанализ, взаимная критическая оценка наличествуют в полном объеме (учащиеся исправляли лексические недочеты в предложениях, затем проверяли правильность ответов с готового текста на экране). |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | На уроке соблюдалось соотношение нагрузки на память и мышление учащихся. Задания требовали от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала. |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Для активизации мыслительной деятельности учитель использовал различные приемы: прием подводящего диалога, задание по выбору, работу в группах. |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся сочетался с коллективной работой в классе на таких этапах урока как «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии», «Выявление места и причины затруднения», «Построение проекта выхода из затруднения», «Включение в систему знаний и повторение». |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | Учет обученности (объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками) и обучаемости, которая проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика показал, что у 3 учеников 2-ой уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации), у 10 учеников 1-ый уровень (репродуктивный уровень, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму), а 3 ученика (группа учебного риска) не смогли на уроке проявить даже минимальные возможности. Для определения уровня обучаемости учащихся класса учитель использовал методику П.И.Третьякова. |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. | На уроке для снятия утомления учащихся была постоянная смена различных видов деятельности: слушание, письмо, практика, диалог. Своевременно в игровой форме была проведена физминутка, которая способствовала освоению правил здорового образа жизни и проявлению культуры общения в процессе физических занятий. Учитель в течение урока следил за правильной рабочей позой учащихся, делая ненавязчивые замечания. |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя позволил увидеть ошибки, с которыми им предстоит поработать. |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся). Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | В наличии сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы, самостоятельная работа, групповой метод обучения, Эти методы обучения целесообразно и обоснованно применялись учителем на различных этапах урока. |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | На этапе урока «Построение проекта выхода из затруднения» были использованы групповые формы деятельности учащихся (работа в группах), это помогло учащимся применить новые знания в типовом задании. |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Учитель сумел в течение урока удержать внимание учащихся, способность сохранить сосредоточенность в деятельности. Устойчивое внимание и сосредоточенность у учащихся достигались вопросами, которые задавал учитель, наглядностью, использованием игровых форм работы (физминутка), паузами вместо замечаний, словесным поощрением, эмоциональным настроем во время урока. |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Используя установки в форме убеждения и внушения, учитель подводил учащихся к открытию нового понятия «антонимы». |
5 | Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся | На уроке нагрузка на память и мышление учащихся соответствовала возрастным особенностям учащихся. Задания требовали от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала. |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Учителем распланированы приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность учащихся (фронтальная и индивидуальная работы, диалог (вопрос-ответ), самостоятельная работа, работа с учебником, нестандартное задание, работа в группах). Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовал и индивидуальный подход к учащимся. |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Учитель предупреждал механический перенос умений и навыков на новые условия работы (побуждал подробно рассуждать при ответах, требуя, чтобы ученик думал вслух и объяснял, почему так делает). |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | На этапе урока «Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности» учитель использует межпредметные связи с литературой. 1) Эпиграфом урока служат пословицы: Ученье-свет, а неученье- тьма. Корень учения горек, а плоды его -сладки. 2) Для задания взяты предложения из сочинений по литературе по произведению И.С.Тургенева «Муму». |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | Учитель формулировал задания для обучающихся, используя различные формулировки: как вы понимаете… как вы думаете… заполните пробелы…. придумайте… определите… объясните… |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Практические задания на отработку нового материала были проведены на следующих этапах урока: «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи», «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», «Включение в систему знаний и повторение». С помощью таких заданий учитель смог проверить понимание и усвоение нового материала. |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | В содержание урока были включены упражнений творческого характера. |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | На уроке были различные виды деятельности обучающихся: познавательная: ученики анализировали, сравнивали, делали выводы, сопоставляли, выявляли сходство и различие, извлекали информацию из учебника, отбирали и систематизировали материал; коммуникативная: ученики определяли цель учебной деятельности, формулировали собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой выражали свои мысли, слушали учителя и одноклассников, корректировали свою точку зрения; оказывали взаимопомощь; регулятивная: оценивали результаты своей и чужой деятельности, анализировали собственную работу, планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, определяли цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | Учитель провел обсуждение задаваемого домашнего задания. Объем и характер домашнего задания соответствует норме, не более 30% объема выполненной на уроке работы. Урок закончен вовремя. |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА |
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Эмоциональность урока на хорошем уровне. |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность. |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены. |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду. |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | На уроке несколько раз менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения. |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали единый орфографический режим. |
.7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика, даже слабые ученики на некоторых этапах урока работали активно. |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Педагогическое поведение учителя на уроке было на уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный. |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Учитель сумел организовать класс на учебную деятельность и поддерживал дисциплину в течение всего урока. |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | Учитель владеет голосом, правильной выразительной речью. |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Средства обучения на уроке были использованы рационально. |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; – подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение качество знаний, умений, навыков учащихся (предметных, личностных, метапредметных). | На уроке учитель смог подвести большинство учащихся к осознанию своей учебной деятельности. Во время урока учащиеся провели самооценку результатов своей деятельности. Итоги урока были подведены. План урока выполнен. Достигнуты образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Достигнуты планируемые результаты урока: предметные: знание понятия антонимов, их роль в речи; умение находить антонимы в тексте, составлять пары слов с противоположным значением, исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов; личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности метапредметные: умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Р); Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (К); умение систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (П). |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Класс очень слабый. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Цели урока были реализованы. На уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ. Коммуникативно-деятельный: работа с учебником. Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам. Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи. Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. План урока выполнен, хотя не полностью удалось вовлечь в учебный процесс трех слабых учеников. Для них нужно продумать отдельные задания. |
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ Планирование и проведение урока соответствуют календарно-тематическому планированию и его месту в системе уроков раздела. Цели урока соответствуют его типу; учителю необходимо продумать работу со слабыми учениками, использовать задания, повышающие интерес к предмету. |
| Подпись посетившего урок: зам. директора по учебной части Сазонова Л.Ю. Подпись учителя: Байкова Г.Н. | |