СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока "открытия" нового знания. Тема "Антонимы" 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС в 5 классе по теме "Антонимы".

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока "открытия" нового знания. Тема "Антонимы" 5 класс.»

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок «открытия» нового знания». Тема «Антонимы». 5 класс

Учитель - Байкова Г.Н.


Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Байкова Галина Николаевна

2

Дата посещения урока

15.12.2015 г. 

3

Предмет

Русский язык 

4

Класс

5 В 

5

Учащихся по списку

18

6

Учащихся по факту

16 

7

Цель посещения урока

Контроль соответствия ФГОС 

8

Своевременность явки учителя на урок.

Учитель своевременно явился на урок. 

9

Готовность учителя к началу урока.

К началу урока учитель готов. Наличие конспек­та урока, наглядных посо­бий. На доске записано число и тема урока «Антонимы», включен мультимедийный проектор.

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

В ходе организационного момента учитель приветствовал учащихся, попросил проверить школьные принадлежности, Дежурный сообщил об отсутствующих на уроке. Учитель отметил отсутствующих в журнале. Учитель мобилизовал и настроил учащихся на работу.

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика (учебники, словари, карточки, иллюстративный материал, мультимедийный проектор. Учитель использовал интернет-ресурсы:  

http://www.gramota.ru/slovari/info/lv 

http://fb.ru/article/120229/v-pomosch-shkolniku-opredelenie-vidyi-i-primeryi-antonimov-

pedsovet.edu.ru

www.openclass.ru

www.rusedu.ru)

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Классный кабинет соответствует нормам СанПиНа 

13

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока в наличии. 

14

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Тема урока «Антонимы» соответствует календарно-тематическому планированию. Урок является 72-ым в изучении материала и 6-ым в разделе «Лексика. Культура речи». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки.

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Структура урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построения проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  8. Физкультминутка.

  9. Включение в систему знаний и повторение.

  10. Рефлексия учебной деятельности.

Урок по теме «Антонимы» является продолжением уроков раздела «Лексика. Культура речи» (1-ым уроком в системе уроков по теме и 6-ым в разделе «Лексика. Культура речи»).

Цель урока: сформировать понятие об антонимах.

Задачи урока:

образовательные: знакомство с новым лексическим понятием «антонимы»;

определение значения термина «антонимы» и их роли в тексте;

развивающие: умение подбирать антонимы к указанным словам;

развитие умения группировать их по общему смысловому признаку;

развитие навыка пользования словарем антонимов;

использование антонимов как средства выразительности в своей речи;

умение находить антонимы в тексте;

воспитательные: воспитание любви к родному языку, желание изучать изобразительно-выразительные средства русского языка.

Цели и задачи урока сформулированы в полном объеме и соответствуют

теме урока.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.


3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

 

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

 

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

 

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

 

7

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Проверка домашнего задания в течение урока не проводилась.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Планирование урока строилось в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. В классе 18 учеников: 5 девочек и 13 мальчиков. Присутствовало 16 чел. Учитель учитывал на уроке психические особенности каждого учащегося: его мышления (репродуктивного - 11 чел., творческого - 5 чел.); памяти (произвольной –11чел., непроизвольной –6 чел.), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого- 5 чел.); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции. Были учтены такие особенности класса, как умение организовываться и сотрудничать в командах, желание прийти на помощь другому.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объем воспроизводящей деятельности – 30 минут,

объем творческой деятельности обучающихся – 15 минут. 

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

Учащиеся участвовали в диалоге, подбирали в пропорции нужные слова, придумывали собственные примеры, работали по учебнику.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Учителем проводился учет контроля и анализа оценки деятельности обучающихся; самоконтроль, самоанализ, взаимная критическая оценка наличествуют в полном объеме (учащиеся исправляли лексические недочеты в предложениях, затем проверяли правильность ответов с готового текста на экране). 

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

На уроке соблюдалось соотношение нагрузки на память и мышление учащихся. Задания требовали от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала.

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Для активизации мыслительной деятельности учитель использовал различные приемы: прием подводящего диалога, задание по выбору, работу в группах.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся сочетался с коллективной работой в классе на таких этапах урока как «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии», «Выявление места и причины затруднения», «Построение проекта выхода из затруднения», «Включение в систему знаний и повторение».

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Учет обученности (объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками) и обучаемости, которая проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика показал, что у 3 учеников 2-ой уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации), у 10 учеников 1-ый уровень (репродуктивный уровень, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму), а 3 ученика (группа учебного риска) не смогли на уроке проявить даже минимальные возможности. Для определения уровня обучаемости учащихся класса учитель использовал методику П.И.Третьякова.

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильной рабочей позы.

На уроке для снятия утомления учащихся была постоянная смена различных видов деятельности: слушание, письмо, практика, диалог.

Своевременно в игровой форме была проведена физминутка, которая способствовала освоению правил здорового образа жизни и проявлению культуры общения в процессе физических занятий. Учитель в течение урока следил за правильной рабочей позой учащихся, делая ненавязчивые замечания.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя позволил увидеть ошибки, с которыми им предстоит поработать.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся).

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

В наличии сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы, самостоятельная работа, групповой метод обучения, Эти методы обучения целесообразно и обоснованно применялись учителем на различных этапах урока.

2

Групповые формы деятельности учащихся

На этапе урока «Построение проекта выхода из затруднения» были использованы групповые формы деятельности учащихся (работа в группах), это помогло учащимся применить новые знания в типовом задании.

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Учитель сумел в течение урока удержать внимание учащихся, способность сохранить сосредоточенность в деятельности. Устойчивое внимание и сосредоточенность у учащихся достигались вопросами, которые задавал учитель, наглядностью, использованием игровых форм работы (физминутка), паузами вместо замечаний, словесным поощрением, эмоциональным настроем во время урока.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

Используя установки в форме убеждения и внушения, учитель подводил учащихся к открытию нового понятия «антонимы».

5

Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся

На уроке нагрузка на память и мышление учащихся соответствовала возрастным особенностям учащихся. Задания требовали от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Учителем распланированы приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность учащихся (фронтальная и индивидуальная работы, диалог (вопрос-ответ), самостоятельная работа, работа с учебником, нестандартное задание, работа в группах). Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовал и индивидуальный подход к учащимся.

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Учитель предупреждал механический перенос умений и навыков на новые условия работы (побуждал подробно рассуждать при ответах, требуя, чтобы ученик думал вслух и объяснял, почему так делает).

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

На этапе урока «Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности» учитель использует межпредметные связи с литературой.

1) Эпиграфом урока служат пословицы:

Ученье-свет, а неученье- тьма.

Корень учения горек, а плоды его -сладки.

2) Для задания взяты предложения из сочинений по литературе по произведению И.С.Тургенева «Муму».

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Учитель формулировал задания для обучающихся, используя различные формулировки:

как вы понимаете…

как вы думаете…

заполните пробелы….

придумайте…

определите…

объясните…


10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Практические задания на отработку нового материала были проведены на следующих этапах урока: «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи», «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», «Включение в систему знаний и повторение». С помощью таких заданий учитель смог проверить понимание и усвоение нового материала.

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

В содержание урока были включены упражнений творческого характера. 

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

На уроке были различные виды деятельности обучающихся: познавательная: ученики анализировали, сравнивали, делали выводы, сопоставляли, выявляли сходство и различие, извлекали информацию из учебника, отбирали и систематизировали материал;

коммуникативная: ученики определяли цель учебной деятельности, формулировали собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой выражали свои мысли, слушали учителя и одноклассников, корректировали свою точку зрения; оказывали взаимопомощь;

регулятивная: оценивали результаты своей и чужой деятельности, анализировали собственную работу, планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, определяли цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. 

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Учитель провел обсуждение задаваемого домашнего задания. Объем и характер домашнего задания соответствует норме, не более 30% объема выполненной на уроке работы. Урок закончен вовремя.

 

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Эмоциональность урока на хорошем уровне.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность.

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

 Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены.

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду.

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

На уроке несколько раз менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения. 

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали единый орфографический режим.

.7

Обеспечение активного учения каждого школьника

На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика, даже слабые ученики на некоторых этапах урока работали активно.

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Педагогическое поведение учителя на уроке было на уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный.

 

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Учитель сумел организовать класс на учебную деятельность и поддерживал дисциплину в течение всего урока. 

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Учитель владеет голосом, правильной выразительной речью.

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

Средства обучения на уроке были использованы рационально. 

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение качество знаний, умений, навыков учащихся (предметных, личностных, метапредметных).

На уроке учитель смог подвести большинство учащихся к осознанию своей учебной деятельности. Во время урока учащиеся провели самооценку результатов своей деятельности.

Итоги урока были подведены. План урока выполнен. Достигнуты образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Достигнуты планируемые результаты урока:

предметные:

знание понятия антонимов, их роль в речи;

умение находить антонимы в тексте, составлять пары слов с противоположным значением, исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов;

личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

метапредметные:

умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Р);

Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (К);

умение систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (П). 

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Класс очень слабый. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Цели урока были реализованы. 

На уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ.

Коммуникативно-деятельный: работа с учебником.

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам.

Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

План урока выполнен, хотя не полностью удалось вовлечь в учебный процесс трех слабых учеников. Для них нужно продумать отдельные задания.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Планирование и проведение урока соответствуют календарно-тематическому планированию и его месту в системе уроков раздела. Цели урока соответствуют его типу; учителю необходимо продумать работу со слабыми учениками, использовать задания, повышающие интерес к предмету.

 

Подпись посетившего урок: зам. директора по учебной части Сазонова Л.Ю.

Подпись учителя: Байкова Г.Н.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!