СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по русскому языку «Правописание букв н-нн  в именах прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме:

«Правописание букв н-нн  в именах прилагательных»

Предмет: Русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: «Правописание букв Н — НН в именах прилагательных».

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в

именах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в

суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.

2. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,

умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать

творческие способности учащихся, умение учащихся самостоятельно добывать знания ,систематизировать и применять их на практике.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине,

природе, чувство прекрасного, приобщать к музыке, живописи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,

умение оценивать результаты работы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницей, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные УУД: формировать умение выбирать н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных,

умение использовать морфемно -словообразовательный анализ при выборе н или нн в отыменных прилагательных.

Оборудование: учебник, толковый словарь, компьютер, проектор, экран,

музыкальный фрагмент ( П. И. Чайковский «Лебединое озеро»),

репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

 

Ход урока

1.Организация начала занятия

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

ØИменно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.

ØЯ не буду лентяем в умственном отношении.

ØЯ выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

2.Мотивирование к учебной деятельности

— Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у

дверей:

— Волшебное слово в тетрадке

твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

— ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

— Почему Олю не поняли?

— Важно ли быть грамотным? А что для этого необходимо делать?

 

Языковая разминка

«Закончи фразу»

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

2. В предложении имена прилагательные бывают…

3. Основные способы словообразования имен прилагательных…

4. Чаще всего имена прилагательные образуются…

5. Сложные прилагательные пишутся…

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте к ним задание.

(Из каждого ряда необходимо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в 4-ую строку. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.)

1.трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый);

2.юго(западный), серебр..ый, темно(зеленый);

3.русско(немецкий), древне(русский), утре..ий;

4. ……, ……, ……

-Какое слово можно исключить из первого ряда, почему?

— Какое слово лишнее во втором ряду?

— Что можете сказать о третьем ряде слов?

4. Выявление места и причины затруднения.

— Прочитайте слова которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

— В какой части прилагательных пропущены орфограммы?

— А теперь сравните свои записи с правильным вариантом .

— Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?

5.Построение проекта выхода из затруднения.

— Значит, какова тема нашего урока?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске..

1. Познакомиться с правилом…

2. Учиться…

6.Реализация построенного проекта.

-Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— Вспомните, в какой морфеме находится орфограмма?

— От каких частей речи образованы прилагательные?

— С помощью каких суффиксов? Что Вы заметили?

— Обратимся к учебнику, страница 177.

А теперь, используя материал учебника ,сформулируйте правило

о правописании ННН в суффиксах прилагательных.

Назовите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Составление кластера.

7.Первичное закрепление с проговариванием.

-Как Вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Составим алгоритм наших действий.

А) От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

мужество — …; туман — …

дерево — …; революция — …;

кожа — …; серебро — …;

лебедь — …

-Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»?

Обратимся к толковому словарю.

— К какому роду относится это слово?

— А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде. Вспомните сказку А. С. Пушкина.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод

Лебедь белая плывет…

(Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.)

Чудесная сила слов ЛЕБЕДЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П.И.Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

На доске репродукция картины М. Врубеля «ЦАРЕВНА- ЛЕБЕДЬ». Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы .

Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так на краткие формы.

— Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

длинный 

румяный –

единый –

-Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

— Подберите синонимы и антонимы к слову РУМЯНЫЙ

8.Физкультминутка

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 414 .По указанным моделям образовать имена прилагательные (по 4 слова из каждой группы).

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своей одноклассницы.

10. Включение в систему знаний и повторение .

Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите

Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

— Поставь себе оценку:

— «5» — нет ошибок;

— «4» — нет ошибок;

— «3» — 2,3;

— больше – «2»

Запись предложения.

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

С.Есенин.

— Какова основная мысль этого предложения?

— Объясните лексическое значение слова «отчий».

— Объясните правописание выделенных слов.

Работа с учебником. Упражнение 417(2).Преобразовать каждое словосочетание по образцу: изделие из дерева -деревянное изделие

10. Рефлексия деятельности.

— Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

— Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

— Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

На уроке я узнала…

Научилась, смогла…

Могу похвалить себя и свою одноклассницу за…

11. Задание на дом

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

1)      упр 419;                                   2)      упр 417.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по русскому языку «Правописание букв н-нн  в именах прилагательных»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Тема:

«Правописание букв н-нн 

в именах прилагательных»







Разработала:

Меметова Лиля Энверовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория













План конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Правописание букв н-нн  в именах прилагательных»

Предмет: Русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: «Правописание букв Н — НН в именах прилагательных».

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в

именах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в

суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.

2. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,

умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать

творческие способности учащихся, умение учащихся самостоятельно добывать знания ,систематизировать и применять их на практике.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине,

природе, чувство прекрасного, приобщать к музыке, живописи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,

умение оценивать результаты работы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницей, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные УУД: формировать умение выбирать н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных,

умение использовать морфемно -словообразовательный анализ при выборе н или нн в отыменных прилагательных.

Оборудование: учебник, толковый словарь, компьютер, проектор, экран,

музыкальный фрагмент ( П. И. Чайковский «Лебединое озеро»),

репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».


Ход урока

1.Организация начала занятия

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.

Я не буду лентяем в умственном отношении.

Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

2.Мотивирование к учебной деятельности

— Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у

дверей:

— Волшебное слово в тетрадке

твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

— ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

— Почему Олю не поняли?

— Важно ли быть грамотным? А что для этого необходимо делать?


Языковая разминка

«Закончи фразу»

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

2. В предложении имена прилагательные бывают…

3. Основные способы словообразования имен прилагательных…

4. Чаще всего имена прилагательные образуются…

5. Сложные прилагательные пишутся…

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте к ним задание.

(Из каждого ряда необходимо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в 4-ую строку. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.)

1.трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый);

2.юго(западный), серебр..ый, темно(зеленый);

3.русско(немецкий), древне(русский), утре..ий;

4. ……, ……, ……

-Какое слово можно исключить из первого ряда, почему?

— Какое слово лишнее во втором ряду?

— Что можете сказать о третьем ряде слов?

4. Выявление места и причины затруднения.

— Прочитайте слова которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

— В какой части прилагательных пропущены орфограммы?

— А теперь сравните свои записи с правильным вариантом .

— Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?

5.Построение проекта выхода из затруднения.

— Значит, какова тема нашего урока?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске..

1. Познакомиться с правилом…

2. Учиться…

6.Реализация построенного проекта.

-Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— Вспомните, в какой морфеме находится орфограмма?

— От каких частей речи образованы прилагательные?

— С помощью каких суффиксов? Что Вы заметили?

— Обратимся к учебнику, страница 177.

А теперь, используя материал учебника ,сформулируйте правило

о правописании ННН в суффиксах прилагательных.

Назовите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Составление кластера.

7.Первичное закрепление с проговариванием.

-Как Вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Составим алгоритм наших действий.

А) От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

мужество — …; туман — …

дерево — …; революция — …;

кожа — …; серебро — …;

лебедь — …

-Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»?

Обратимся к толковому словарю.

— К какому роду относится это слово?

— А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде. Вспомните сказку А. С. Пушкина.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод

Лебедь белая плывет…

(Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.)

Чудесная сила слов ЛЕБЕДЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П.И.Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

На доске репродукция картины М. Врубеля «ЦАРЕВНА- ЛЕБЕДЬ». Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы .

Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так на краткие формы.

— Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

длинный 

румяный –

единый –

-Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

— Подберите синонимы и антонимы к слову РУМЯНЫЙ

8.Физкультминутка

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 414 .По указанным моделям образовать имена прилагательные (по 4 слова из каждой группы).

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своей одноклассницы.

10. Включение в систему знаний и повторение .

Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите

Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

— Поставь себе оценку:

— «5» — нет ошибок;

— «4» — нет ошибок;

— «3» — 2,3;

— больше – «2»

Запись предложения.

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

С.Есенин.

— Какова основная мысль этого предложения?

— Объясните лексическое значение слова «отчий».

— Объясните правописание выделенных слов.

Работа с учебником. Упражнение 417(2).Преобразовать каждое словосочетание по образцу: изделие из дерева -деревянное изделие

10. Рефлексия деятельности.

— Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

— Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

— Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

На уроке я узнала…

Научилась, смогла…

Могу похвалить себя и свою одноклассницу за…

11. Задание на дом

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

1)      упр 419; 2)      упр 417.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!