Анализ урока – путь к повышению профессионального мастерства педагога
« Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)
Алгоритм подготовки посещения урока:
- Определить для посещения урок или систему уроков (учитель, класс, предмет, тема);
- Конкретизировать цель посещения урока;
- Разработать конкретную программу наблюдения урока согласно цели посещения;
- Ознакомиться с программой, учебником, инструктивно-методическими материалами;
- Ознакомиться с журналом и темой предыдущего урока.
Цели анализа урока:
1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
3. Инструктирование педагога.
4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
6. Выявление системы работы учителя и др.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:
а) особенности темы;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Форма разбора урока:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение.
Формы анализа и самоанализа урока:
1) краткий (оценочный) анализ;
2) структурный (поэтапный) анализ;
3) системный анализ;
4) полный анализ;
5) структурно-временной анализ;
6) комбинированный анализ;
7) психологический анализ;
9) аспектный анализ;
10) комплексный анализ.
- Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
- Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся
- Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения
- Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
- Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
- Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов
- Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа)
- Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.)
- Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
Структура уроков по типу
- урок усвоения новых знаний;
- урок освоения новых умений и навыков;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Схема общепедагогического анализа урока
1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
д) плотность урока; рациональное использование времени.
Схема общепедагогического анализа урока
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся.
Схема общепедагогического анализа урока
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.
Схема общепедагогического анализа урока
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение учащихся к учителю;
г) дисциплинированность и организованность учащихся;
д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
Правила проведения анализа урока.
- Дружественность и доброжелательность. (Правильно ли я Вас понял коллега?)
- Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
- Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.
- Слушайте других, не повторяйтесь.
- Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
- Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
- Не поучайте учителя, а предложите ему рекомендации по совершенствованию урока.