СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока – путь к повышению профессионального мастерства педагога

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока – путь к повышению профессионального мастерства педагога»

Анализ урока – путь к повышению профессионального мастерства педагога

Анализ урока – путь к повышению профессионального мастерства педагога

 « Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - то истинно велик!» (Пьер Гренгор)

« Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - то истинно велик!»

(Пьер Гренгор)

Алгоритм подготовки посещения урока:   Определить для посещения урок или систему уроков (учитель, класс, предмет, тема); Конкретизировать цель посещения урока; Разработать конкретную программу наблюдения урока согласно цели посещения; Ознакомиться с программой, учебником, инструктивно-методическими материалами; Ознакомиться с журналом и темой предыдущего урока.

Алгоритм подготовки посещения урока:

  • Определить для посещения урок или систему уроков (учитель, класс, предмет, тема);
  • Конкретизировать цель посещения урока;
  • Разработать конкретную программу наблюдения урока согласно цели посещения;
  • Ознакомиться с программой, учебником, инструктивно-методическими материалами;
  • Ознакомиться с журналом и темой предыдущего урока.

Цели анализа урока:   1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6. Выявление системы работы учителя и др.

Цели анализа урока:

1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы учителя и др.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:   а) особенности темы; б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников; г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:

а) особенности темы;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке;

в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Форма разбора урока: а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет; б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока; в) только после этого следует разбор отрицательных моментов; г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков; д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение.

Форма разбора урока:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение.

Формы анализа и самоанализа урока: 1) краткий (оценочный) анализ; 2) структурный (поэтапный) анализ; 3) системный анализ; 4) полный анализ; 5) структурно-временной анализ; 6) комбинированный анализ; 7) психологический анализ; 9) аспектный анализ; 10) комплексный анализ.

Формы анализа и самоанализа урока:

1) краткий (оценочный) анализ;

2) структурный (поэтапный) анализ;

3) системный анализ;

4) полный анализ;

5) структурно-временной анализ;

6) комбинированный анализ;

7) психологический анализ;

9) аспектный анализ;

10) комплексный анализ.

Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
  • Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся
  • Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся
Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и  одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения
  • Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения
Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
  • Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
  • Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и  структурных элементов
  • Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов
Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа)
  • Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа)
Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.)
  • Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.)
Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и  всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
  • Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
Структура уроков по типу урок усвоения новых знаний; урок освоения новых умений и навыков; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.

Структура уроков по типу

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок освоения новых умений и навыков;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок.

Схема общепедагогического анализа урока   1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока. 2. Организация урока: а) тип урока; б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке; д) плотность урока; рациональное использование времени.

Схема общепедагогического анализа урока

1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) плотность урока; рациональное использование времени.

Схема общепедагогического анализа урока 3. Содержание урока: а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.

Схема общепедагогического анализа урока

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

Схема общепедагогического анализа урока 4. Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов; г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке; ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

Схема общепедагогического анализа урока

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

Схема общепедагогического анализа урока 5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке: а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение учащихся к учителю; г) дисциплинированность и организованность учащихся; д) речь учащихся; задаваемые вопросы. 7. Общие выводы по уроку.

Схема общепедагогического анализа урока

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

Правила проведения анализа урока.   Дружественность и доброжелательность. (Правильно ли я Вас понял коллега?) Ищите в уроке лучшее, а не худшее. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам. Слушайте других, не повторяйтесь. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. Не поучайте учителя, а предложите ему рекомендации по совершенствованию урока.

Правила проведения анализа урока.

  • Дружественность и доброжелательность. (Правильно ли я Вас понял коллега?)
  • Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
  • Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.
  • Слушайте других, не повторяйтесь.
  • Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
  • Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
  • Не поучайте учителя, а предложите ему рекомендации по совершенствованию урока.