Тема урока «Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах»
Место урока в теме.
Урок входит в систему уроков по формированию первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Данный урок позволяет расширить представления обучающихся о глаголе как части речи. Структура урока соответствует его целям и типу. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Цель и планируемые результаты соответствуют индивидуальным особенностям класса (запасу знаний темы и программы, уровню развития).
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия Образовательная цель: актуализировать знания об известных обучающимся правилам правописания -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие: отрабатывать способ действия при выборе написания – тся и –ться, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи глаголов.
Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку, к изучению предмета.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;
регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.
Предметные: знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯв глаголах; произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать -ТСЯ и -ТЬСЯв глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ.
Поэтапная организация урока
I. Мотивация к учебной деятельности
В начале урока с помощью игрового момента обучающиеся 5 класса настроились на восприятие знаний, были созданы условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для создания благоприятного психологического климата на уроке был применен прием «отпустим бабочку», а также рефлексия «настроение», что вызвало интерес обучающихся.
Область содержания определена следующим образом: после восстановления деформированного предложения-пословицы и решения заданий с выбором ответа, обучающиеся получили первоначальное представление о содержании урока. Это позволило им самостоятельно сформулировать тему урока и учебные задачи.
Из УУД, формирующихся на данном этапе, следует отметить, прежде всего, коммуникативные, а именно: планирование учебного сотрудничества с учителем.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе было организовано повторение необходимых знаний через использование многофункциональных заданий:
отметьте верные утверждения;
составьте предложение;
мини-исследование;
восстанови алгоритм;
тренировочные упражнения.
На данном этапе велась работа над формированием познавательных и регулятивных УУД: общеучебных: умений структурировать знания, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; логических: анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения. Из регулятивных следует отметить контроль, коррекцию.
III. Выявление места и причины затруднения.
Проблемный вопрос «-ЦА или –ТЬСЯ и -ТСЯ» позволил осуществить фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия и подвести их к выводу по данному проблемному вопросу, что соответствовало особенностям класса и целям урока (открытия нового знания). Организацию данного этапа на уроке можно определить как оптимальную, способствующую формированию познавательных УУД: умению структурировать знания; постановке и формулирование проблемы; умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
IV. Построение проекта выхода из затруднений было организовано при помощи следующих приемов: цифровой диктант, работа с алгоритмом, работа в тетрадях. Это позволило сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организацию данного этапа на уроке можно определить как оптимальную. Из УУД, формируемых на данном этапе, необходимо отметить регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
V. Первичное закрепление во внешней речи нового материала было организовано на основе работы с учебником и самостоятельной работы.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель сумела организовать закрепление и применений новых знаний через работу с тестом, в котором обучающиеся указали изучаемую орфограмму.
VII. Для реализации этапа рефлексии были использованы следующие приемы: вопросы типа
– Какую цель перед собой ставили?
– Какие затруднения преодолевали?
– Что позволило вам достигнуть поставленной цели?
– Оцените свою деятельность на уроке, выбрав смайлик (связь с началом урока).
Данный вид работы способствовал формированию следующих УУД: познавательных: умению структурировать знания, оценке процесса и результатов деятельности; коммуникативных: умению выражать свои мысли; регулятивных: волевой саморегуляция; оценке, прогнозированию.
IV. Общий вывод: данный урок достиг поставленных целей посредством соответствующего планирования и организации. Материал урока усвоен обучающимися. Объем письменных работ на уроке соответствовал нормативным требованиям. Высок воспитывающий эффект урока.
Несомненными достоинствами урока можно считать:
Комфортная, доброжелательная обстановка, способствующая ситуации успеха, обеспечи-вающая сохранение самооценки учащихся, развитие мотивации к предмету.
Урок прошел на высоком эмоциональном уровне и интеллектуальном подъеме, предлагаемые задания носили деятельностно-творческий характер: преобладали задания поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
Отработана система учебных действий между учителем и обучающейся.
Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.
Учитель выступает в роли партнера, организатора общения в процессе учебной деятельности.