СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока учителем

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.Критерии оценки, оценка исследователя, самооценка педагога, добрые советы, словарь основных понятий.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока учителем»

Словарь основных понятий


Адаптация – признак всего живого, процесс и способность организмов приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать её в своих интересах.


Валеология – область знаний о сохранении, укреплении и формировании индивидуального здоровья человека, научная основа здорового образа жизни.


Валеология педагогическая – область знаний о воспитании у учащихся культуры здоровья , наука о формировании здоровья педагогическими средствами.


Выгорания синдром – хроническое состояние психологической опусташённости, апатии , безразличия, снижения работоспособности, творческого потенциала, возникающее у представителей помогающих профессий после нескольких лет работы при несоблюдении правил личной психогигиены.


Группа риска – контингент населения, повышенно подверженный воздействию определённых факторов, угрожающих здоровью или жизни.


Дезадаптивные (дискомфортные) состояния учащихся – периодически возникающие психофизиологические состояния, отражающие недостаток адаптационных ресурсов организма учащихся, вызывающих у них дискомфортные ощущения и снижение эффективности обучения.


Диспансеризация – метод лечебно-профилактической деятельности, состоящий в обязательном учёте определённых контингентов населения – больных или отнесённых к группам риска.


Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.


Здоровье психическое – достигаемая на основе оптимального уровня психологической и социальной адаптации возможность строить своё поведение в соответствии с решаемыми задачами и условиями окружающей действительности.


Здоровый образ жизни – активная и сознательная деятельность личности, направленная на улучшение здоровья.


Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.


Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения и воспитания.


Здоровьесберегающее пространство школы – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.


Психологическое здоровье – высокая социальнопсихологическая адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни.






Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.


п/п

Критерии оценки

Оценка

исследователя

Самооценка

педагога

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе ( температура, свежесть воздуха , освещение и др.)



2.

Постановка валеологических целей урока



3.

Психологический микроклимат на уроке



4.

Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока

( используемые учителем методы повышения этой мотивации)



5.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке



6.

Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7)



7.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут)



8.

Характер учебно-познавательной деятельности

( репродуктивный, поисковый, продуктивный)



9.

Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.)



10.

Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх)



11.

Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут)



12.

Активные методы и формы обучения на уроке.



13.

Место и длительность применения ТСО



14.

Личностно – развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации)



15.

Характер педагогического общения



16

Позы учащихся, чередование поз.



17.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

(норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения)



18.

Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции.



19.

Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые)



20.

Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60% и не более 75-80%)



21.

Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – 1 класс; 35- 40 мин. – в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. – учащиеся коррекционно-развивающего обучения).



22.

Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе)




Таблица 1. Проблемное поле организации образовательного процесса с точки зрения здровьесбережения


п/п

Проблемы

ранг

1.


2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.


10.

11.

12.

13.


14.


15.




16.

17.



18.




19.



21.


22.



23.



24.

25.

26.

27.


28.


29.

30.

31.



Формальное признание всеми участниками образовательного процесса здоровья как наивысшей ценности.

Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса.

Несовершенство используемых учебных программ и технологий.

Авторитарный стиль преподавания.

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

Использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным.

Недостаток двигательной активности учащихся.

Неправильное питание учащихся в школе.

Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Недостаточное финансирование школы.

Дидактогенная организация образовательного процесса.

Недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса.

Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий.

Низкий уровень культуры здоровья учащихся , их неграмотность в вопросах здоровья.

Слабое использование технологий , которые дают учащимся опыт успеха и радости, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья учителей.

Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий – толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др..

Отсутствие системы предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушение осанки, нарушения зрения, нервно-психические расстройства и т.д.).

Недостаточная охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей).

Недостаточная организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса (экологические факторы, требования к школьной мебели, освещённость, воздушно-тепловой режим, уровень шума).

Оптимизация учебной нагрузки (объём учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий, нагрузка от занятий активно-двигательного характера).

Оптимальность расписания.

Рациональная организация урока.

Альтернативный график каникул.

Отсутствие школьной службы здоровья ( валеологического сопровождения образовательного процесса ).

Недостаточная психолого–педагогическая поддержка учащихся в образовательном процессе.

Отсутствие комплексного мониторинга здоровья учащихся и педагогов.

Отсутствие школьной комплексной целевой программы «Здоровье».

Отсутствие учёта показателей здоровья учащихся при оценке работы педагогического коллектива и отдельных учителей.



















































Добрые советы

против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.


1.Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе , если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.

2.Создайте себе комфортные условия работы.

3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться , сделать себе что-либо приятное.

4.Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

5.Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.

6.Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7.Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться , а пробовать разные варианты необходимо.

8.Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии , что без Вас процесс остановится . Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

9.Готовьте пути отступления.

10.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

11.Стремитесь побороть страх.

12.Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

13.Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

14.Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

15.Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

16.Используйте возможность выступить с речью.

17. Следите за фигурой.

18.Маленькие радости в ваших руках.

19.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.

20.Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.

21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.

22.Больше доверяйте другим людям.

23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.

27.Овладевайте методами психокоррекции.

28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!