Словарь основных понятий
Адаптация – признак всего живого, процесс и способность организмов приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать её в своих интересах.
Валеология – область знаний о сохранении, укреплении и формировании индивидуального здоровья человека, научная основа здорового образа жизни.
Валеология педагогическая – область знаний о воспитании у учащихся культуры здоровья , наука о формировании здоровья педагогическими средствами.
Выгорания синдром – хроническое состояние психологической опусташённости, апатии , безразличия, снижения работоспособности, творческого потенциала, возникающее у представителей помогающих профессий после нескольких лет работы при несоблюдении правил личной психогигиены.
Группа риска – контингент населения, повышенно подверженный воздействию определённых факторов, угрожающих здоровью или жизни.
Дезадаптивные (дискомфортные) состояния учащихся – периодически возникающие психофизиологические состояния, отражающие недостаток адаптационных ресурсов организма учащихся, вызывающих у них дискомфортные ощущения и снижение эффективности обучения.
Диспансеризация – метод лечебно-профилактической деятельности, состоящий в обязательном учёте определённых контингентов населения – больных или отнесённых к группам риска.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье психическое – достигаемая на основе оптимального уровня психологической и социальной адаптации возможность строить своё поведение в соответствии с решаемыми задачами и условиями окружающей действительности.
Здоровый образ жизни – активная и сознательная деятельность личности, направленная на улучшение здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения и воспитания.
Здоровьесберегающее пространство школы – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.
Психологическое здоровье – высокая социально – психологическая адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
№ п/п | Критерии оценки | Оценка исследователя | Самооценка педагога |
1. | Обстановка и гигиенические условия в классе ( температура, свежесть воздуха , освещение и др.) | | |
2. | Постановка валеологических целей урока | | |
3. | Психологический микроклимат на уроке | | |
4. | Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока ( используемые учителем методы повышения этой мотивации) | | |
5. | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке | | |
6. | Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7) | | |
7. | Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут) | | |
8. | Характер учебно-познавательной деятельности ( репродуктивный, поисковый, продуктивный) | | |
9. | Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.) | | |
10. | Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх) | | |
11. | Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут) | | |
12. | Активные методы и формы обучения на уроке. | | |
13. | Место и длительность применения ТСО | | |
14. | Личностно – развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации) | | |
15. | Характер педагогического общения | | |
16 | Позы учащихся, чередование поз. | | |
17. | Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке (норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения) | | |
18. | Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции. | | |
19. | Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые) | | |
20. | Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60% и не более 75-80%) | | |
21. | Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – 1 класс; 35- 40 мин. – в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. – учащиеся коррекционно-развивающего обучения). | | |
22. | Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе) | | |
Таблица 1. Проблемное поле организации образовательного процесса с точки зрения здровьесбережения
№ п/п | Проблемы | ранг |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Формальное признание всеми участниками образовательного процесса здоровья как наивысшей ценности. Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса. Несовершенство используемых учебных программ и технологий. Авторитарный стиль преподавания. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся. Использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным. Недостаток двигательной активности учащихся. Неправильное питание учащихся в школе. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса. Недостаточное финансирование школы. Дидактогенная организация образовательного процесса. Недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий. Низкий уровень культуры здоровья учащихся , их неграмотность в вопросах здоровья. Слабое использование технологий , которые дают учащимся опыт успеха и радости, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни. Неблагополучное состояние здоровья учителей. Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий – толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.. Отсутствие системы предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушение осанки, нарушения зрения, нервно-психические расстройства и т.д.). Недостаточная охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей). Недостаточная организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса (экологические факторы, требования к школьной мебели, освещённость, воздушно-тепловой режим, уровень шума). Оптимизация учебной нагрузки (объём учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий, нагрузка от занятий активно-двигательного характера). Оптимальность расписания. Рациональная организация урока. Альтернативный график каникул. Отсутствие школьной службы здоровья ( валеологического сопровождения образовательного процесса ). Недостаточная психолого–педагогическая поддержка учащихся в образовательном процессе. Отсутствие комплексного мониторинга здоровья учащихся и педагогов. Отсутствие школьной комплексной целевой программы «Здоровье». Отсутствие учёта показателей здоровья учащихся при оценке работы педагогического коллектива и отдельных учителей. | |
Добрые советы
против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.
1.Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе , если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.
2.Создайте себе комфортные условия работы.
3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться , сделать себе что-либо приятное.
4.Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
5.Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.
6.Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.
7.Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться , а пробовать разные варианты необходимо.
8.Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии , что без Вас процесс остановится . Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.
9.Готовьте пути отступления.
10.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
11.Стремитесь побороть страх.
12.Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
13.Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
14.Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.
15.Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
16.Используйте возможность выступить с речью.
17. Следите за фигурой.
18.Маленькие радости в ваших руках.
19.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.
20.Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.
21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.
22.Больше доверяйте другим людям.
23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.
24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.
25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.
26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.
27.Овладевайте методами психокоррекции.
28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.