«Анализ внеурочной деятельности по биологии с учащимися среднего и старшего звена»
Автор - Буздина Ирина Владимировна, учитель биологии МАОУ СОШ №6 с УИОП
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Разумеется, есть уроки, с элементами исследовательской деятельности, но их не так много, поскольку для серьезного исследования, требуется гораздо больше времени. Иногда, проблемные вопросы возникают сразу, на уроке, учащиеся заинтересовываются и вызываются работать над проектами.
Решение биологических задач исследовательского характера и экологических ситуаций способствует формированию исследовательских умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы учащимся для проведения собственных исследований, оформления исследовательских проектов во внеурочное время.
Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Школьники учатся быть смелыми, уверенными в себе, умеющими доказывать свою точку зрения, инициативными в выборе тем проектов.
Так, например, появились такие исследовательские работы, как «Влияние кока-колы на здоровье», «Влияние пищевых добавок на организм человека», «Сон и здоровье», « Вкусовые пристрастия – как сигналы проблем в организме», «Анималотерапия», «Что полезнее – чай или кофе?», «Утомляемость школьников», «Причины стрессов у подростков», «Спорт – как альтернатива зависимости учащихся от вредных привычек» и пр.
С исследовательскими работами, ученики выступают на конференциях школьного, городского, всероссийского уровня.
Внеурочная деятельность со старшеклассниками, особенно профильного обучения, продолжается через сотрудничество с родителями, обладающими нужной профессией. Так, организовываются экскурсии в кабинет здоровья, клиническую лабораторию, отделение переливания крови в ГБУЗ ЦГКБ г. Калининграда на ул. Летней. Ребята знакомятся с медицинскими профессиями, узнают много интересного, заинтересовываются более серьезными исследованиями. Так, например, появились такие проекты, как «Гиподинамия и ее последствия», «Особенности наследования групп крови».
Также, со старшеклассниками, посещаются занятия и экскурсии в БФУ имени Канта, кафедру молекулярной физиологии и биофизики. Исследования и проекты, под руководством преподавателей ВУЗа, отличаются своей серьезностью и сложностью. Например, «Использование айтрекинга в определении зоны интересов при просмотре сайта МАОУ СОШ №6 с УИОП», «Адаптационные ресурсы школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью»
Все применяемые в моей педагогической деятельности технологии, методы, методики дополняют друг друга и направлены на максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие всесторонне развитой личности, в том числе и во время внеурочной деятельности.