Анализ внеурочной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства учителя МОБУ СОШ №3 г. Белорецка Мироновой Елены Борисовны
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."
Б.Асафьев
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Время работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала тему своей работы: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д..
Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.
Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы школьников на уроках ИЗО.
Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке ;
Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности
Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
1. Характеристика творческих способностей школьников.
Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.
Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант.
Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.
Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Например, в процессе выполнения эскизов к работе на заданную тему происходит открытие: возможность раскрыть эту тему нестандартным способом. Слайд 3.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. Слайд 4.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения. Слайд 5.
Метод диалогичности.
Учитель и ученик- собеседники. Слайд 6.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления.
На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Слайд 7.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру. Слайд 8.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Слайд 9.
Для решения основных задач преподавания изобразительного искусства предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-конкурсы : на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
Урок – прогулка, путешествие.
Урок – репортаж с выставки.
На уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер и документ-камеру.
Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.
Формы обучения:
обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;
дифференцированный подход;
При проведении уроков изобразительного искусства необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
От знаний к творчеству – основной метод обучения.
Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
Обеспечение последовательности творческого процесса.
Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.
Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. Урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”.
2.3. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Слайд 13.
Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Слайды 13, 14, 15, 16.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:
сформировать у детей технические навыки рисования.
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
развивать воображение и творческие способности детей.
обогащать и расширять художественный опыт детей.
побуждать ребенка экспериментировать.
поощрять и поддерживать творческие находки.
развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.
Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.
Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.
Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:
способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи),
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Слайд 17.
Результаты внеурочной деятельности:
1) Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях и образовательных проектах различного уровня.
Период | Призовые места |
Международный уровень
| Всероссийский уровень | Региональный уровень | Муниципальный уровень |
2013-2015г | Победителей-1 Призеров- 8 | Победителей-6 Призеров- 14 | Победителей-1 Призеров- 5 | Победителей-13 Призеров- 15 |
Развитие творческой личности школьника - одна из важнейших задач обучения и воспитания.