Анализ воспитательной работы 4 класса за 2022-2023 учебный год
При планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 4 класса.
Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
- формирование и развитие коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системной работы с учениками в классе;
- формирование нравственных и гражданских качеств личности;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс класса
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.
2. Анализ развития учащихся класса.
Воспитанность учащихся.
На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, в общественных местах.
Для решения задач по воспитанию потребности в нравственных поступках и личностных отношениях проводилась следующая работа:
- Уроки общения.
- Знакомились с основными способами общения, развитие сочувствия, внимательности, взаимоуважения.
Для решения задач по выработке умения и навыков сохранения и укрепления здоровья была проведена следующая работа:
В течение года проводились беседы на тему «Правила техники безопасности в школе, на дорогах, на улице и дома», систематически проводились инструктажи по технике безопасности с записью в журнале ТБ.
В течении всего года проводились беседы по ПДД, включая внеурочную деятельность.
Беседы по охране жизни, безопасности обучающихся, тренировочная эвакуация по ГО и при возникновении пожара.
Беседы «Безопасность возле водоёмов в разное время года».
Классный час «Осторожно – огонь»
Викторина «Я познаю мир!»
Классный час «Один дома: будь бдительный сам и следи вокруг»
Инструктажи по правилам безопасности перед выходом на каникулы, праздничные дни.
Классный час «Опасные и безопасные ситуации».
С целью воспитания у учащихся навыков дисциплинарного поведения на улицах, дорогах, пропаганда правил безопасного движения.
Проводились беседы по ОБЖ и экологическому воспитанию.
В жизнь по безопасной дороге.
Меры безопасности на льду.
Осанка и здоровье.
Играть с огнём опасно!
Здоровые мальчики и девочки.
Профилактика гриппа и ОРВИ.
Режим дня второклассника.
В течение года велись беседы на тему: «Правильное питание – залог здоровья». Учащиеся с удовольствием посещают столовую во время завтрака и обеда.
Учащиеся принимали активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, муниципальных и региональных конкурсах. (приложение1)
3. Анализ динамики социальной ситуации развития.
У учащихся не сформирована потребность заниматься самовоспитанием, необходимо вести работу в этом направлении. Учимся давать оценку своим поступкам и поведению, как своему, так и поведению других детей, которое мешает окружающим, оскорбляет и унижает человеческое достоинство. С этой целью были проведены классные часы:
Помоги себе и соседу.
Садимся за уроки.
Что такое кража? Наказание малолетних.
Моё будущее.
Нормы поведения в обществе.
Детская агрессия.
Помни об одноклассниках.
Большинство учащихся класса уважительны к сверстникам, учителям, взрослым, с удовольствием идут на контакты, проявляют терпение к негативному отношению других.
Отношение к общественно-полезному труду – положительное, добросовестно относятся к дежурству по классу, школе и по столовой.
4. Анализ развития коллектива класса.
В 4 классе обучается 13 учащихся, из них 8 девочек и 5 мальчиков. 12 учащихся зачислены в 1 класс в 2019 году. Во 2 класс зачислены 2 учащихся. До поступления в школу 12 детей воспитывались в детском саду, 12 посещали подготовительный класс школы. В 3 классе 1 учащийся выбыл и 1 учащийся зачислен.
На момент поступления и в течение первой четверти у всех обучающихся было отмечено неустойчивое внимание, частое отвлекание, много шума, выкрикивание с места. Но такое поведение свойственно детям в этом возрасте и в период адаптации, в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть в классе и такие дети, которые торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.
В классе есть ученики, которые не всегда проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. В классе обучается три ребенка из многодетной семьи; 2 ученика находятся под опекой, 1 ученик из малообеспеченной семьи.
В семьях созданы необходимые условия для повторения учебного материала. Родители заинтересованы школьной жизнью.
В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Все дети учатся в меру своих возможностей.
Дисциплина в классе хорошая. Пропуски уроков, конечно, присутствуют, в основном, по уважительной причине, но имеются пропуски без причины. Работа в этом направлении ведётся.
Считаю, что в классе ученический коллектив ещё находится на стадии становления. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
В данном классе учащиеся увлекаются спортом, творчеством, поэтому дети посещают кружки туризм, волейбол ,«Мастерская чудес», «Танцы», «Пение».
Мероприятия в классе проходят на хорошем уровне, дети с удовольствием готовятся к ним. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия, а в конкурсах завоевывали призовые места.
Актив класса выполняет все поручения и оказывает большую помощь классному руководителю. Каждый воспитанник этого класса – это личность. Можно отметить, что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога.
Родители стараются оказывать помощь классному руководителю в едином деле - воспитании детей.
Уровень воспитанности класса на конец первого полугодия - выше среднего.
На данный учебный год поставлены следующие задачи:
- Работать над повышением уровня эмоционально-психологической удовлетворенности учащихся и родителей учебно-воспитательным процессом в школе;
- Создать необходимые условия для саморазвития, самоактуализации способностей и талантов ребенка, через совершенствование воспитательного процесса;
-Сформировать у учащихся гражданское патриотическое сознание, духовно-нравственных позиций; приобщать к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа; воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности.
-создание дружного коллектива и родителей, созданием положительной репутации класса
Мною как классным руководителем и учащимися будут решаться данные задачи. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, конкурсы, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном мною, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а учитель их поддержал. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо.
5. Анализ организации воспитательного процесса и эффективности воспитательной работы.
В классе удачно проходят следующие мероприятия: чаепития, спортивные соревнования, викторины:
Классный час «День народного единства» прошел в форме классного часа, где учащиеся обсуждали смысл и значение государственного праздника, введенного в РФ; понятие толерантность, с опорой на героическую историю прошлого и общечеловеческих ценностей.
Новогодний конкурс «Новогодняя ёлка», изготовление игрушек на конкурс. Чтобы помочь детям осознать значение семейных праздников в их жизни.
Игра. «Весну встречаем: шутим, пляшем, напеваем», посвященная Масленице с чаепитием и блинами.
Праздники, посвящённые Дню 8 марта и 23 февраля, прошли в дружеской веселой обстановке. Ребята принимали участие в конкурсах, викторинах. Девочки и мальчики поздравляли друг друга. Мероприятия заканчивались чаепитием со сладостями и фруктами.
Активно дети готовились к празднованию 76 годовщины Великой Отечественной войны.
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
Основной мотив участия класса в школьных мероприятиях – интерес, ответственность, реализация способностей.
Класс принимал активное участие во всех школьных мероприятиях.
- Конкурс рисунков ко международному женскому Дню 8 Марта, 23 февраля.
- Конкурсы чтецов, посвященные Дню 8 Марта, 23 февраля, 12 апреля.
- Конкурс рисунков «Золотая осень», «Зимние забавы», «Космос», «Воинская слава».
- Праздник «Масленица»
- Мастерская Деда Мороза .(поделки детей и родителей)
- Цикл бесед: «Урок доброты. О наших питомцах», «Обычаи и традиции народов России»…
Многие ученики класса регулярно посещают школьную библиотеку.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся.
С родителями учащихся поддерживаю тесную связь. Родители принимают активное участие в делах класса: в организации чаепитий, посещение родительских классных и общешкольных собраний. В течение года проведено 5 родительских собраний.
Проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания.
Родительский комитет работает второй год. В доверительных беседах родители с детьми разрешают трудные ситуации в жизни детей.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых.
Воспитательное взаимодействие осуществлялось с учителями – предметниками, которые оказывали учащимся помощь в учебе.
Классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов. Не снижается качество обученности. Наиболее эффективны взаимодействия взрослых в работе были следующие методы: поддержка, соучастие, похвала, поощрение, награда.
9. Выводы.
1. Наиболее удачны в работе классного руководителя – организация и проведение мероприятий в форме презентаций, чаепития, экскурсии, которые помогают общению, продолжению сплочению класса.
2. Задачи, поставленные, в начале года решались, но частично, поэтому необходимо продолжить работу по решению следующих задач:
- формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
- формирование и развитие коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных и гражданских качеств личности;
- вовлечение большего количества родителей в воспитательный процесс класса.
Классный руководитель: ___________________ / Куницына Н.Л./
Участие учащихся 4 класса в конкурсах и олимпиадах.
Финансовая грамотность – Савельев Т. (1 место)
Культурное наследие - _Савельев Т. (участие)
Олимпиада по русскому языку – Шеховцова Д. (победитель),
Пуля К. (призёр). Гладская С., Калашникова Е., Серова Е. (участие)
Олимпиада по математике – Пуля К. (победитель), Шеховцова Д (призёр), Гладская С., Калашникова Е., Серова Е (участие)
Конкурс стихотворений «Моё село родное» - Калашникова Е. (победитель), Савельев Т., Боярская Н. (призеры)
Конкурс рисунков «Безопасность на дороге глазами детей» : Гладская С., Калашникова Е., Серова Е., Пуля К., Шеховцова Д., Савельев Т., Присс М., Крюков М.
ИТИ среди учащихся 4 классов: Савельев Т. (3 место по математике), Шеховцова Д.(рус. яз.-участие), Пуля К. (окр. мир. – участие), Гладская С. (лит. чтен. – участие)
Творческий конкурс стихов, посвященный Великой победе: Калашникова Е. (1 место), Савельев Т. (2 место), Крюков М. (3 место), Серова Е. (Участие)
Смотр-конкурс отрядов ЮИД : команда «Автостоп» -2 место (Савельев Т., Шеховцова Д., Пуля К.)