Анализ воспитательной работы МОУ «Бронцевская средняя общеобразовательная школа» МР «Ферзиковский район» Калужской области за 2018-2019 учебный год
Школа: МОУ «Бронцевская СОШ»
Составитель – зам. директора по воспитательной работе: Тихонова Е. А., Катенина Т. Н.
Тема воспитательной работы в учебном году: формирование гражданской личности гуманистической ориентации, ведущей здоровый образ жизни.
Цель: создание целостного пространства для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основные задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств, этического сознания, стремления к духовному развитию.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитательная работа в школе строится из того, что воспитание есть управление процессом развития личности и предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное, эстетическое развитие личности каждого обучающегося.
Важнейшим аспектом воспитательной работы в школе было максимальное снижение негативного влияния социума на личность обучающегося и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые может представить наше сельское поселение. Система внеклассной работы стремилась обеспечить разнообразные потребности личности обучающегося. В школе функционирует библиотека, действуют спортивные секции, имеется возможность выбора кружков по интересам. В рамках дополнительного образования функционируют кружки, где обучающиеся расширяют возможности знакомства с различными видами деятельности, что является дополнением предпрофильной подготовки учащихся: предметные; эстетического цикла; кружки прикладного искусства; спортивные секции
Таким образом, системный подход к воспитанию в частности, реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Говоря о воспитательной работе в школе, можно отметить загруженность обучающихся и как следствие снижение активности ребят в организации и проведении мероприятий.
В 2018-2019 уч. году воспитательная работа школы проводилась по следующим направлениям:
Духовно-нравственное: формирование у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство личности. Воспитание любви и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.
Формирование у учащихся таких качеств как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.
Общекультурное: создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развитие потребности в совершении нравственно оправданных поступков. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам. Изучение учащимися природы и истории родного края. Формирование правильного отношения к окружающей среде. Проведение природоохранных акций.
Спортивно-оздоровительное: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни. Охрана жизни детей.
Общеинтеллектуальное: стимулирование интереса у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе. Использование проектного метода в социально значимой деятельности. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
Социальное: развитие у учащихся качеств: активности, ответственности, самостоятельности, инициативности. Развитие самоуправления в школе и в классе. Воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде, расширение знаний в области экономики. Формирование культуры внутрисемейных отношений.
Работа проводилась через реализацию программ разработанных в школе: «Я – Гражданин России», «Здоровье», «Я и семья», «Я и природа», «Выбор», «Культура».
Основные даты, взятые за основу воспитательной деятельности в 2018-2019 учебном году:
Год Волонтёра.
Дни воинской славы России и патриотическое воспитание молодежи.
100-летие ВЛКСМ.
Правовое воспитание молодежи.
185-лет со дня рождения Д. И. Менделеева.
В рамках Года Волонтёра были проведены следующие мероприятия:
Экологические субботники «Зеленая планета», «Очистим планету от мусора».
Участие в акциях «Сто добрых дел» «Сдай макулатуру - спаси дерево», «Подари радость»
Создание информационного стенда «Волонтёры XXI века», периодическое обновление материалов стенда.
В рамках Дней воинской славы России и патриотического воспитания молодежи проведены следующие мероприятия:
Внеурочные мероприятия экскурсия на Бородинское поле; 75 лет со дня освобождения Калужской обл. от немецко-фашистских захватчиков; цикл мероприятий ко Дню Народного единства; день неизвестного солдата (урок мужества 9-11 классы, выставка); выставка ко «Дню Героев Отечества»; урок мужества, посвященный полному освобождению Ленинграда о фашисткой блокады;
«Колокола памяти -Афганистан» устный журнал; станционная игра «Голубые Береты»; игра «ПроОтечество»
Всероссийские и областные акции «Мы патриоты!» 122-летие Г. К. Жукова , «В память о чекистах…» ,«Бессмертный полк», «Щит Отечества», «Я – гражданин России», «Настоящий супергерой», «Смотр строя и песни».
Митинг «74 год со Дня Великой Победы».
Внеурочные мероприятия ко Дню единства, Дню России, Дню памяти и скорби.
Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница».
Викторины и конкурсы рисунков
100-летие ВЛКСМ
Организация выставки;
Реализованы два социальных проекта: «Комсомольская организация Бронцевской школы», «Моя мама комсомолка»;
Внеурочное мероприятие «100 лет ВЛКСМ»
Правовое воспитание молодежи включало ряд мероприятий
Встречи с председателем Территориальной избирательной комиссии Ферзиковского района В.В. Павловым, представителями органов полиции, инспектором по делам несовершеннолетних Ферзиковского района Е.А.Рыбаковой.
Внеурочные мероприятия: день юного избирателя; права ребенка (кл. час, 6-9 кл.);
внеклассное мероприятие для 3-4 кл. «Мы – граждане России!»; диалог на равных; игра «Битва разумов»; «День воссоединения Крыма с Россией»; предвыборная компания в органы ученического самоуправления.
Областная акция «Единый день выборов» (выборы в органы школьного самоуправления).
185-лет со дня рождения Д. И. Менделеева
Организация биографической выставки;
Реализация исследовательского проекта «Научная деятельность Д. И. Менделеева»;
Внеклассное мероприятие «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (игра-КВН);
Всероссийский открытый урок «ПроеКТОрия» «Менделеев? Это просто..»
В школе была продолжена работа по реализации социальных проектов:
С целью изучения и практической деятельности по сохранению окружающей среды продолжается работа по реализации социальных проектов «Наш парк», «Школьный двор – территория красоты».
С целью поддержания формирования комфортной, благоприятной среды для адаптации детей детского сада к школе реализуется социальный проект «Малышок». Проведены следующие мероприятия: сказка «Колобок на новый сад», акция «Елочка живи», акция к международному Дню ребенка «Подари радость», участие в подготовке и проведении новогодних утренников, выпускного вечера.
Социальные опросы и анкетирования: «Что ты знаешь о СПИДе», «Сообщи, где торгуют смертью», на выявления уровня тревожности и др.
В Бронцевской средней школе действуют две детские организации.
В детскую организацию «Тили-мили-трямдия» входят обучающиеся 2-4 классов (37 обучающихся). Разработано Положение о детской организации «Тили-мили-трямдия».
Пионерская организация действует по уставу и законам СПДО Калужской области. В пионерскую организацию входят обучающиеся 5-11 классов (54 обучающихся).
Школьная Дума является органом самоуправления в школе. Дума является тем органом, к работе в котором привлекаются не только обучающиеся, но и педагогический коллектив, родители. Дума принимает участие в решении общешкольных проблем:
- по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- по организации досуга учащихся и других видов школьной деятельности.
Дума является координационным центром в работе детских организаций в школе. Она выбирается в количестве 13 человек. Право быть избранным в Думу имеют обучающиеся и учителя. Дума самостоятельно определяет регламент своей работы. Она формирует инициативные группы, которые отвечают за определенное направление в ее работе; учебное, спортивное, информационное, культурно-досуговое. Дума проводит свои заседания 1 раз в месяц, на которых обсуждается план работы, выслушиваются предложения, вносятся дополнения в текущий план работы, решаются текущие проблемы. Она может осуществлять контроль за правомерностью действий администрации, касающихся прав учителей и обучающихся.
С учетом получаемой информации строится анализ, постановка целей, планирование и организация работы, контроль, регулирование и коррекция.
Составляя школьный план работы на год, мы учитываем все наши возможности, включаем в него традиционные школьные мероприятия, круглые календарные даты, стараемся разнообразить формы и методы работы, но в течение учебного года наш план подвергается очень большой корректировке, в него постоянно вносятся изменения. Наша школа малокомплектная и в связи с этим возрастает загруженность детей, школьного актива и, как следствие, пропадает интерес и инициативность, снижается активность обучающихся.
Планируя работу по развитию школьного самоуправления, считаем, что необходимо включить встречи по обмену опытом работы школьных активистов на базе района.
Самыми интересными школьными делами были:
Новый год
День самоуправления
Спортивные соревнования
Квесты по разным направлениям
Выборы в школьное самоуправление
Праздник последнего звонка
Экскурсии
Стремились использовать разнообразные формы работы (см. выше).
Занятость детей в системе дополнительного образования в 2018-2019 уч. году
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Название внеурочной деятельности | Руководитель | Направление деятельности | Количество часов | Количество детей | Режим работы |
«Занимательная математика» | Качина Л.П. | Интеллектуальное | 1 | 14 | Среда 12:50 |
«Занимательная математика» | Качина Л.П. | Интеллектуальное | 1 | 14 | Четверг 13:45 |
«Занимательный английский» | Мурашова Т.В. | Общекультурное | 1 | 15 | Вторник 13:45 |
«Веселая грамматика» | Кривова В.Ф. | Интеллектуальное | 1 | 8 | Понедельник 12:50 |
«Хочу все знать» | Кривова В.Ф. | Интеллектуальное | 1 | 8 | Вторник 12:50 |
«Основы православной культуры» | Лукашина Т.В. | Духовно-нравственное | 1 | 6 | Понедельник 12:50 |
«Основы православной культуры» | Лукашина Т.В. | Духовно-нравственное | 1 | 9 | Вторник 13:45 |
«Основы православной культуры» | Лукашина Т.В. | Духовно-нравственное | 1 | 5 | Среда 12:50 |
«В мире книг» | Чеботарь Е.М. | Общекультурное | 1 | 7 | Понедельник 13:45 |
«В мире книг» | Чеботарь Е.М. | Общекультурное | 1 | 5 | Вторник 12:50 |
«В мире книг» | Чеботарь Е.М. | Общекультурное | 1 | 7 | Четверг 12:50 |
«Подвижные игры» | Орехов Д. С. | Спортивно-оздоровительное | 1 | 9 | Среда 12:50 |
«Подвижные игры» | Орехов Д. С. | Спортивно-оздоровительное | 1 | 7 | Среда 14:40 |
«Подвижные игры» | Орехов Д. С. | Спортивно-оздоровительное | 1 | 5 | Пятница 14:40 |
«Подвижные игры» | Орехов Д. С. | Спортивно-оздоровительное | 1 | 7 | Пятница 14.40 |
«Друзья французского» | Шмелева Л.П. | Общекультурное | 1 | 10 | Среда 14:40 |
«Друзья французского» | Шмелёва Л.П. | Общекультурное | 1 | 12 | Среда 14:40 |
«Друзья французского» | Шмелёва Л.П. | Общекультурное | 1 | 7 | Среда 14:40 |
«Юный математик» | Тихонова Е.А. | Интеллектуальное | 1 | 12 | Понедельник 14:40 |
«Мастерская юного словесника» | Смирнова Д.А. | Интеллектуальное | 1 | 7 | Вторник 14:40 |
«Обучение с увлечением. Занимательный русский язык» | Смирнова Д.А. | Интеллектуальное | 1 | 4 | Среда 14:40 |
«По ступенькам русского языка» | Смирнова Д.А. | Интеллектуальное | 1 | 12 | Четверг 14:40 |
«Историческое краеведение» | Бушин Е.В. | Социальное | 1 | 15 | Четверг 14:30 |
«Юные краеведы» | шБуин Е.В. | Социальное | 1 | 12 | Вторник 14:45 |
«Вокруг тебя-мир» | Царицына Н. М. | Духовно-нравственное | 1 | 15 | Пятница 14:40 |
«Тысяча и одна задача» | Рыжова Н.А. | Интеллектуальное | 1 | 15 | Понедельник 14:40 |
| | | | | |
Кружки и секции
Название кружка | Руководитель | Направление деятельности | Количество часов | Количество детей | Возрастной состав детей | От школы | От ЦДТ |
«Путешествие по Франции» | Шмелёва Л.П. | Общекультурное | 2 | 10 | 11 - 12 | + | |
«Хоровой» | Денискина М.Н. | Художественно-эстетическое | 2 | 15 | 8-16 | + | |
«Вездесущая химия» | Пираторов И.В. | Интеллектуальное | 2 | 8 | 14-16 | + | |
«Химический решебник» | Пираторов И.В. | Интеллектуальное | 2 | 5 | 14-16 | + | |
«Драматический» | Шмелёва Л.П. | Общекультурное | 2 | 7 | 12-13 | | + |
«Мир Калужской области» | Бушина Е.В. | Туристско-краеведческое | 4 | 8 | 12-16 | | + |
«Теннис» | Иост И. Ю. | Спортивно-оздоровительное | 6 | 15 | 11-14 | | + |
Сводная таблица «Участие обучающихся в мероприятиях» в 2018-2019 уч.году
№ п./п. | Мероприятие | Направленность | Уровень | Результативность участия |
Участники (количество) | Лауреаты (количество) | Победители (количество) |
1 | Муниципальный конкурс – выставка продукции, выращенной на пришкольных учебно-опытных участках школ Ферзиковского района «Юннат-2018» | естественно-научная | муниципальный | 3 | | 3 Ермолова Ж. |
2 | Кросс нации | физкультурно-спортивная | региональный | 7 | | |
3 | Областной конкурс «Моя родословная» | социально-педагогическая | региональный | 4 Тихонова Д., Бердикулова В. и Семенов Е., Таджиев К. | | |
4 | Районные соревнования по мини-футболу | физкультурно-спортивная | муниципальный | 7 | 7 (2 место) Богданов М., Грачиков В., Клыков Н., Гаврюченков М., Тузиков К., Рыбаков С., Слободянюк К. | |
5 | Районные соревнования по полиатлону | физкультурно-спортивная | муниципальный | 5 | 5 (3 место) Тузиков К., Ермолова Ж., Шалков И., Магомедов М., Рубченков М. | |
6 | Районные соревнования «Шашки русские» | физкультурно-спортивная | муниципальный | 3 Орлов А., | | |
7. | Районное мероприятие «День отличника» | социально-педагогическая | муниципальный | 8 Ромашина У., Тузиков К., Рябкова Д., Гаврюченков М., Ермолова Ж., Пояркова Д., Рамазанов А., Миронова Н. | | |
8 | Муниципальный этап областного заочного конкурса детского творчества «Дорога глазами детей» | художественная | муниципальный | 28 | | 4 Ермолова В., Исмагилова Д., Дроздов Н., Алексеев А. |
9 | Муниципальный этап областного конкурса «Елочка ГАИ» | художественная | муниципальный | 6 | | 4 Ермолова В., Иост Э., Цой Ю., Дроздов Н. |
10 | Областной конкурс «Елочка ГАИ» | художественная | региональный | 4 Ермолова В., Иост Э., Цой Ю., Дроздов Н. | | |
11 | Муниципальный этап «Елочка, живи!» | художественная | муниципальный | 26 (1-4 класы) | | 11 Ермолова В., Бобруйский А., Блинов А., |
12 | Областной конкурс «Елочка, живи!» | художественная | региональный | 26 | | |
13 | Районные соревнования по мини-футболу (новогодние игры) | физкультурно-спортивная | муниципальный | 6 | 6 (3 место) Богданов М., Грачиков В., Клыков Н., Гаврюченков М., Тузиков К. Семенец В. | |
14 | Районные соревнования по шахматам «Юный шахматист» | физкультурно-спортивная | муниципальный | 4 | 1 место Ефимов Д. (в личном зачете) | 1место Семенов Е., Иост Э., Ефимов Д., Павлова У. |
15 | Районные соревнования по лыжным гонкам | физкультурно-спортивная | муниципальный | | 3место Захарьева Е. Грачиков В. Семенец В. Шалков И. Тузиков К. Ромашина У. | |
16 | Лыжня России | физкультурно-спортивная | региональный | 9 Захарьева Е. Грачиков В. Рубченков М. Семенец В. Шалков И. Тузиков К. Семенец С. Ромашина У. Пояркова Д. | | |
17 | Районные соревнования по волейболу среди юношей | физкультурно-спортивная | муниципальный | 8 Шалков И. Тузиков К. Грачиков В. Семенец В. Богданов М. Магомедов М. Рубченков М Гаврюченков М. | | |
18 | Районная игра «Битва разумов» | естественно-научная | муниципальный | | 3место Захарьева Е. Дарваш Я Семенец В. Пояркова Д. Ромашина У | |
19 | Районные соревнования по волейболу среди девушек | физкультурно-спортивная | муниципальный | 7 Пояркова Д. Пояркова М. Рябкова Д. Семенец В. Ромашина У. Захарьева Е. Рыбакова В. | | |
20 | Областные сельские игры | физкультурно-спортивная | региональный | Шалков И. | | |
21 | Районные соревнования по теннису | физкультурно-спортивная | муниципальный | | 2 место Ромашина У., Рыбакова В., Семенец Вяч., Гаврюченков М. | |
22 | Районный конкурс «Радуга талантов» | художественная | муниципальный | 6 | | |
23 | Президентские сельские игры | физкультурно-спортивная | муниципальный | 2 Ермолова Ж., Тузиков К. | | Ермолова Ж. 1место в личном зачете |
24 | Районный забег, посвященный Дню Победы | физкультурно-спортивная | муниципальный | 19 нач. школа | Тюрина Яна 3место в личном зачете | |
25 | Районные соревнования «Зарница-2019» | физкультурно-спортивная | муниципальный | 9 Семенец В (11) Шалков И (11) Магомедов М (10) Клыков Н (9) Ермолова Ж (8) Семенец В (8) Тузиков К (8) Пояркова М (6) Иост А (5) | 2 место в смотре строя и песни | |
26 | Районные соревнования по легкой атлетике | физкультурно-спортивная | муниципальный | 6 Семенец В (11) Шалков И (11) Магомедов М (10) Ермолова Ж (8) Семенец В (8) Тузиков К (8) | 3 место | |
Работа с родителями.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов.
С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Школа видит свою цель, прежде всего в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Поэтому совместно с социальным педагогом школы было организовано родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» , «Семья и школа: территория безОпасности» . Проводились собрания с родителями по проблемам подросткового возраста, профилактике интернет зависимости, суицида, об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.
В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями. Работает общешкольный родительский комитет.
Председатель родительского комитета Таджиева А.С.
Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей учителями-предметниками.
Для закрепления сотрудничества семьи и школы проводятся внеклассные мероприятия с участием детей и родителей. Традиционными стал концерт ко дню матери, подготовленный педагогами и учащимися начальной школы. Традиционно родители посещают новогодние праздники, мероприятия 9 мая, торжественные линейки Первого и Последнего звонка, выпускные в 4 классе и др. Родители помогают классным руководителям в организации мероприятий в классах, участвуют вместе с детьми в подготовке работ для школьных, районных и областных конкурсов, помогают в изготовлении костюмов для театрализованных представлений.
Одной из составляющей взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились встречи родителей и детей с инспектором ПДН, социальным педагогом, администрацией школы.
Успешно ведет работу Совет по профилактике правонарушений учащихся: педагоги по мере необходимости посещают семьи находящиеся в ТЖС. Работа с «трудными» учащимися и их родителями приносит свои результаты: снижение количества конфликтных ситуаций, повышение результативности обучения.
Работа с родителями и привлечение родителей к совместной работе в школе является одной из главных задач воспитательной работы школы. В конце года по инициативе родителей состоялось родительское собрание, по решению которого обучающиеся среднего и старшего звена перейдут на пятидневную форму обучения в 2019-2020 уч. году.
Итоги и выводы.
В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2018-2019 учебный год, выполнены:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- проведенные наблюдения среди учащихся школы показали, что ученики школы в целом положительно оценивают проведенные мероприятия за прошедший учебный год; они с интересом участвуют в школьных делах ;
- воспитательная работа в школе помогает созданию здорового детского коллектива; тесное сотрудничество учителей и учеников способствует формированию хорошей атмосферы, основанной на доверии, понимании и коллективном творчестве.
Не смотря на спланированность воспитательной работы, не удается избежать и некоторых недостатков:
- по-прежнему не все направления воспитательной работы получили должное развитие;
- не все классные руководители готовы выступать в качестве организаторов мероприятий;
- активное привлечение к участию в мероприятиях одних и тех же учащихся привело к снижению их учебных результатов;
- не во всех классах работает система самоуправления;
- не все классы принимают участие в школьных делах, что говорит об их невысоком уровне вовлеченности в школьную жизнь;
- есть случаи нарушения школьной дисциплины, правил поведения учащихся со стороны ряда учеников школы, что говорит о недостаточном уровне их воспитанности и сознательности;
- не работает в полноценном режиме ШМО классных руководителей.
Учителя и педагоги школы постоянно работают над совершенствованием воспитательного процесса. Закрепляются и развиваются традиции, созданные в школе, расширяются возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся, через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования;
Главной целью воспитательной работы на 2019 - 2020 учебный год по-прежнему является всестороннее развитие личности, а также создание условий для ее формирования.
Задачи на новый учебный год:
1. Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории малой Родины. Усилить работу по формированию у детей нравственной и правовой культуры.
2. Совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах. Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям.
3. Воспитывать активную жизненную позицию через творческую и проектную деятельность. Активизировать работу по участию детей в конкурсах, фестивалях, смотрах разного уровня.
4. Повысить уровень профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. Проводить мониторинг и контроль ВР.
5. Продолжить развитие системы дополнительного образования и внеурочную деятельность учащихся, изучать и создавать привлекательные для родителей и учеников формы учебы и досуга.
6. Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, стремление к самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, способности к успешной социализации в обществе и культуру межличностных отношений, ответственное отношение к делу. Создать условия для самореализации личности каждого учащегося.
7. Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса
8. Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними.
15