Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год
Специфика работы: коррекция (исправление), то есть система специальных и общепедагогических мер направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.
Работа с воспитанниками велась по 6 направлениям: личностное развитие, охрана здоровья, творческое воображение, трудовое воспитание, основы социализации, основы гражданского самосознания.
В 2017 – 2018г в группе проживали 16 воспитанников и 2 девочки приходящие. У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, слабая подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире. Игровая деятельность преобладает над учебной мотивацией.
У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья, бедность мотивационной сферы, агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, иждивенческая позиция («нам должны – дайте»), отсутствие бережливости и ответственности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Основными методами изучения детского коллектива были наблюдение и беседы. В течение года воспитатели делали записи в тетради наблюдений и картах наблюдений за ребенком. Диагностическая деятельность и итоговые занятия в конце каждого цикла мероприятий помогли нам более эффективно работать с группой.
Проанализировав современные требования к содержанию образования, воспитатели изучили психолого - педагогические характеристики воспитанников групп, выявили детей, имеющих проблемы и определили задачи педагогической деятельности в группах:
· формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины; . работать над укреплением физического и психического здоровья воспитанников; . формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта воспитанников; . развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника; . оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников; . выработать единые требования в воспитании детей.
Формы и методы воспитательной работы в группах: коррекционно-развивающие занятия,
экскурсии,
индивидуальные беседы,
посещение кружков,
спортивных секций,
участие в школьных спортивных мероприятиях,
практическая деятельность по гигиене тела,
профилактические беседы о вреде алкоголя и курения,
работа с родителями о здоровье детей,
участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках,
самообслуживающий труд, дежурство по столовой, группе, спальне,
коллективный труд,
беседы о труде людей;
За прошедший период в группах не было совершено ни одного самовольного ухода, снизилось количество воспитанников состоящих на учете. В течение года велась работа по профилактике вредных привычек (табакокурение, алкоголь, токсикомания, сквернословие). Проблем с наркоманией у нас нет, нет ребят употребляющих алкоголь, исчезла проблема – курение.
Воспитатели работали в тесном контакте с классными руководителями, с учителями предметниками, социальным педагогом, психологом, логопедом, медицинским работникам школы. С целью развития творческих способностей детей, постоянно проводились занятия ручным трудом. Воспитанники групп продолжали развивать творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования вне школы.
Итог: В период с 2017-2018 у. гг. отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей каждого воспитанника, Успешно решаются задачи эстетического воспитания. Воспитанники группы являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в школе, районе. И занимают призовые места.
Дети участвовали во всех общешкольных мероприятиях, подготовили праздники: Золотая Осень, День пожилого человека, Новогодний праздник «Здравствуй, Елочка краса!», 8 Марта, 23 Февраля, день учителя, Пасха, Минута Славы, участие в конкурсе кукольный театр, последний звонок.
Много творческих идей было воплощено в изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя, ко Дню защитников Отечества, в мастерской Деда Мороза, к празднику мамы.
По результатам мониторинга и наблюдений за воспитанниками, все дети группы имеют положительную динамику развития, у воспитанников сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения и жизненно необходимых навыков:
1.сформирована личностная идентификация: «Кто я?» - имя, пол, внешность;
2. все воспитанники знают свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;
3. имеют представление о чертах своего характера;
4. имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек - существо социальное;
5. владеют разными способами общения, владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях;
6. умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
7. умеют вести диалог, беседу;
8. знают, что такое конфликт и как его можно избежать;
9. у ребят сформированы навыки ответственности за состояние своего здоровья, все дети владеют навыками личной гигиены, само обслуживающего труда: умеют чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни;
10. многие знают и выполняют правила поведения на занятии, участвуют в мероприятиях школы-интерната и других учреждениях, ответственно относятся к порученному делу.
Но на фоне положительных результатов отмечаются и отрицательные:
1. у некоторых детей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми остаются на низком уровне; 2. имеют место нарушения правил поведения в школе и общественных местах; 3. взаимоотношения в коллективе бывают сложные, воспитанники могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, нарушить правила поведения.
С этими детьми, постоянно, проводится индивидуальная коррекционная работа и осуществляется индивидуальный подход.
Работа воспитателей была направлена на то, чтобы человек состоялся, на развитие личности воспитанников. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному подходу к детям, на каждого воспитанника группы велись дневники наблюдений.
Отмечается положительная динамика по следующим параметрам:
- адекватность поведения,
- социально-бытовая адаптация,
- уровень воспитанности.
В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на личностные развитие воспитанников и отношение к труду, подобрать более эффективные методы и приемы в дальнейшей работе воспитателя по данным параметрам.
В 2017-2018 учебном году велась работа с родителями: поддерживалась связь по телефону, проводились беседы о поведении воспитанников, о соблюдении режима школы, о санитарно-гигиенических навыках детей, об одежде, об успехах детей, решались бытовые вопросы.
Таким образом, из всего выше сказанного видно, что воспитательная работа в группе носит систематический характер и имеет положительные результаты в развитии личности каждого из воспитанников группы, поэтому будет продолжена в следующем учебном году