Анализ воспитательной работы
с классным коллективом 2 «Б» класса, 2018-2019 уч.г.
1.Краткая характеристика класса.
Во 2 «Б» классе на начало и на конец учебного года было и осталось 21 человек: 11 мальчиков и 10 девочек.
С целью изучения семей на 2018-2019 уч.г. на первом родительском собрании было проведено анкетирование. Результаты анкет имеются в сводной ведомости социального паспорта класса. Было выявлено следующее:
Полных семей –17
Неполных семей – 3 (Виноградов-Батталов Я., Журавлев В., Луцев Д., Рау Б.)
Малообеспеченные семьи –6 (Бабаянц П., Герейханова М., Луцев Д., Миронова К., Рау Б., Сотников А., Эйхорн А.)
Многодетные – 9 (Байбак С., Виноградов-Батталов Я., Горьковая В., Горяинов Д., Казаченко Р., Курганский С., Марьенко А., Петря С., Федорова В.)
Мать-одиночка - 3 (Луцев Д., Сотников А., Эйхорн А.)
СОП – 1 (Виноградов Я.), которая к концу учебного года была снята с учёта.
В течение учебного года проводились часы-общения, встречи с ветеранами афганской войны, информационные и тематические классные часы и беседы по правилам поведения в школе, на улицах (ПДД), по профилактике негативных привычек, направленные на формирование здорового образа жизни, по правилам поведения на водоемах в осенне-весенние и летние периоды.
Одной из задач воспитательного процесса является здоровьесберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, классные и спортивные мероприятия.
На протяжении всего учебного года проводились беседы, классные часы, викторины, час игры, праздники, направленные на формирование и воспитание положительных качеств человека. Например, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию.
Цели и задачи (реализация поставленных задач)
Цель воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально организованных воспитательных действий, включая самовоздействие.
Методы и формы работы (какие методы и формы применялись)
Так как работа классного руководителя охватывает все сферы деятельности школьной жизни обучающихся, то и формы и методы воздействия различаются и зависят от темы занятия, подбора классного коллектива, создавшейся той или иной ситуации.
a) Методы формирования сознания личности
- убеждение
- рассказ
- объяснение
- разъяснение
- лекция
- этическая беседа
- внушение
- инструктаж
- диспут
- доклад
- пример
b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения
- упражнения
- приучение
- педагогическое требование
- общественное мнение
- поручение
- воспитательные ситуации
c) Методы стимулирования поведения деятельности
- соревнования
- поощрение
- наказание
Формы воспитания:
По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:
- индивидуальные
- микрогрупповые
- групповые (коллективные)
- массовые
Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен
Анализ работы
Работа с классом велась по направлениям согласно плану ВР (гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое и т.д.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства. (посещение (поездка) краеведческого музея в г. Марксе, )
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: привить обучающимся любовь к родному краю через любовь к родной природе, бережное отношение к ней, воспитать трудолюбие;
воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству (посещение школьного музея, вахта памяти, встреча с ветеранами-афганцами, участие в конкурсе и открыток ко Дню Победы (изготовление), проведение уроков «Урок Мужества» и «Мы помним!», конкурс рисунков о родной природе, родном крае, соблюдение в чистоте пришкольных участков и территории села – не сорить, убирать за собой мусор).
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ).
Цель: формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений; создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика (организация и проведение новогоднего праздника, праздника для мам, участие в различных конкурсах художественно-эстетической и прикладной направленности).
СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: физическое развитие обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены (участие в спортивных мероприятиях и Днях Здоровья, викторинах и конкурсах по ПДД, ЗОЖ, ОБЖ).
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Цель: накапливать и изучать закономерности развития взаимоотношений между человеком и природой, () (организация и проведение кл.часов, диспутов, КВН, конкурсов направленные на воспитание бережного отношения к окружающему нас миру, на формирование понимания у детей чувства ответственности за природу и зависимости своего здоровья от условий окружающей среды).
РАЗВИТИЕ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Цель: выработка умений анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, умение отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. (выбор актива класса, выбор секторов и распределение обязанностей в них, работа на протяжении всего года согласно плану работы класса, отвечать за организацию и участие членов классного коллектива в различных мероприятиях.
СЕМЕЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Цель: формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути (участие в мероприятиях, требующих совместной деятельности детей и их родителей: конкурсы, праздники…)
Общешкольные мероприятия (анализ участия учащихся в жизнедеятельности школы).
За 2018-2019 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных мероприятиях:
Нашим классом были организованы и проведены следующие общешкольные мероприятия:
Класс | Название общешкольного мероприятия | Приказ |
2б | «Краски осени» среди 2-х классов | Пр. № 550 от 01.11.2018 |
2б | Спортивно-интеллектуальное мероприятие «Азбука здоровья» | Пр. № 550 от 01.11.2018 |
2б | Праздничный утренник «В царстве славного Мороза» для обучающихся 1-4 классов. | Пр. № 70 от 04.02.2019 |
2б | Общешкольное мероприятие, посвященных Дню Защитника Отечества, «Рыцарский турнир» | Пр. № 112 от 01.03.2019 |
Наш класс принимал активное участие в различных акциях:
Класс | Название акции | Доля в % участников акции | Приказ |
2б | Социальная акция «Голубь мира | 100% | Пр. № 490 от 01.10.2018 |
2б | Социально-значимая акция «Тепло сердец» | 100% | Пр. № 490 от 01.10.2018 |
2б | Социальная акция «Открытка для мамы» обучающихся 1-6 классов и их классных руководителей | 100% | Пр. № 550 от 01.11.2018 |
2б | Районная социальная акция «Помоги Пушистикам» | 100% | Пр. № 70 от 04.02.2019 |
2б | Социально-значимая акция «От чистого сердца», посвященной Международному женскому дню | 100% | Пр. № 194 от 09.04.2019 |
В классе были проведены праздники, на которых участвовали дети вместе с родителями:
«Мама – главный человек на земле!».
«Ты на свете лучше всех, мама!»
День именинника.
Игровая программа «СемьЯ»
Результативность конкурсных мероприятий
2018-2019 уч. год. 2 «Б» класс. Кл. рук.: Варламова С.Н.
Направление | школьный | муниципальный | региональный | Всероссийский/ международный |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Конкурс КВН «Кем быть?!» - 2 место 2б кл; 2.Школьный этап районного конкурса по пожарной безопасности «Неопалимая купина»: 1 место – Курганский С.; 3 место – Горьковая В., 3 место – Миронова К., 3 место – Рау Б. 3. Конкурсные мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества «Рыцарский турнир» 3 место 2б кл 4. Конкурсные мероприятия, посвященные Дню Космонавтики – 1 место 2б кл 5. Конкурсные мероприятия, посвященные Дню Земли – 2 место 2б кл | 1.Муниципальный конкурс «Открытка Победы». Номинация «Поделка в форме открытки»: III место – Герейханова Милана; III место – Рау Богдан. 2. Этап районного конкурса по пожарной безопасности «Неопалимая купина»: Участник – Курганский С. | | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1.Конкурс «Букет любимому учителю» Призёр – Курганский С. 2.Конкурс новогодних плакатов «Новогоднее поздравление» - 2 место-2б кл; 3. Конкурс «Мастерская деда Мороза». Номинация «Новогодняя композиция» Победитель – Курганский С. («Вестник зимы. Снегирь.» Призер – актив класса («Новогодняя красавица!» 4. Конкурсные мероприятия, посвященные Дню 8 Марта – 1 место 2б кл | 1.Конкурс детского рисунка «Вслед за рождественской звездой» III место – Герейханова Милана. | | |
Экологическое воспитание | 1.Конкурса поделок из природного материала «Осеннее настроение»: Победитель – Журавлёв Владимир Призеры: Кирпа А., Курганский С., Рябова Е. | 1.Конкурс проектов «Самый, самый, самый…» Сертификат - Герейханова М. 2. XXI районная экологическая конференция «Прикоснись к природе сердцем!» Защита исследовательских проектов на тему «С любовью к природе»/ Исследовательский проект «Отчего цветы разного цвета?» III место – Миронова Кира | | «Самые необычные аквариумы» (Исследовательская работа) Диплом за I место - Герейханова М |
Семейное воспитание | 1.Конкурс рисунков «Мамочка любимая моя»: 1 место – Герейханова М., 1 место – Перепелицина Е.; 2 место – Кирпа А., 2 место – Петря С.; 3 место – Горьковая В., 3 место – Миронова К. Сертификат – Курганский С., Рау Б. | | | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1.Спортивные соревнования «Весёлые старты» среди 1-2 классов - Сертификат 2б кл; 2. Спортивно-интеллектуальное мероприятие «Азбука здоровья» - 2 место - 2б кл | | | |
Анализ педагогического взаимодействия с семьёй (какая работа была поведена с родителями
На протяжении всего учебного года я, как классный руководитель, вместе с родителями учащихся старались создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно было добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
В мои функции (классного руководителя) взаимодействия с семьей входило:
•изучение семей и условий семейного воспитания;
•информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
•психолого-педагогическое просвещение родителей;
•взаимодействие с родительским комитетом;
•совместная деятельность родителей и учащихся;
•вовлечение их в школьное самоуправление.
Для успешной работы, установления доверительного контакта и достижения результата во взаимодействии с родителями, я ставила ряд задач, которые принесли классу определенный результат, хотя еще нужно продолжать в этом направлении и в следующем году:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;
6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;
8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, заседания род.комитета, а также род. собрания. Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и родителей.
Внеклассные мероприятии.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально- технической базы класса.
Участие родителей класса в работе род.комитета.
Работа с родителями:
1. Привлекать родителей к организации и проведению классных мероприятий ( праздников, конкурсов, экскурсий).
2. Усиливать внимание школы и родителей на воспитание детей в семье. 3. В течение года посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении . 4. Проводить родительские собрания.
5. Провести тестирование по теме «Классный руководитель/учитель глазами родителей».
Родительский комитет класса:
Юдина Светлана Владимировна - председатель
Герейханова Инга Абукаровна
Бабаянц Олеся Арсеновна
Миронова Юлия Ивановна
Курганская Татьяна Викторовна
Хочется отметить высокую активность посещения родителями классных собраний, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов или неудач своих детей и принятие соответствующих мер. За что им большое спасибо.
Выводы. Работа классного руководителя сложна и ответственна, а результат работы виден иногда спустя несколько лет. Главное – нужно любить детей и свою работу, и тогда всё получится! В следующем году нужно продолжить работу над формированием коллектива, раскрытием талантов, вовлекая в конкурсные мероприятия, как учеников, так и родителей, уделять больше внимания на воспитание положительных черт характера каждого участника воспитательного процесса нашего класса.
II. 1. Результативность работы классного руководителя.
Кл. рук. | школьный | муниципальный | региональный | Всероссийский/ международный |
Варламова С.Н. | Доклад по теме самообразования: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе». | | | Тест: «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации требований ФГОС общего образования» - Диплом 3 степени |
2. Темы самообразования кл. рук. (напоминаю темы, несколько фраз о своей теме самообразования).
Темы самообразования
классных руководителей
1 – 4 классов
на 2018 – 2019 учебный год
№ п/п | Классный руководитель | Тема самообразования |
1 | Веселова О.И. | Развитие творческих способностей у учащихся как средство развития личности. |
2 | Портянкина Ж.А. | Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий. |
3 | Максимова О.Б. | Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и внеурочной деятельности. |
4 | Серенькая О.А. | Формирование экологической культуры личности. |
5 | Варламова С.Н. | Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. |
6 | Овсянникова Л.Н. | "Нравственное воспитание - основа духовного развития человека". |
7 | Данченко К.А. | Формы проведения классного часа. |
8 | Литвиненко О.С. | Формы проведения классного часа. |
9 | Галушко И.Ю. | Тестирование, как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов. |
10 | Воронкова Т.Н. | Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье. |
11 | Папкина Н.А. | Формирование у учащихся трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей. |
12 | Моисеенко Н.В. | Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. |
В моем докладе раскрывает важность влияния духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе, т.к. нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи своего внутреннего духовного мира. Очень важно, чтобы духовный мир каждого члена коллектива класса был дополнением и обогащением других, а не разрушительной силой общения. Коллектив – это слияние каждого члена общества (класса) в единый монолит гармонии, ума, духовности, нравственности и совести.
Вывод: работа классного руководителя сложна и ответственна, а результат работы виден иногда спустя несколько лет. Главное – нужно любить детей и свою работу, и тогда всё получится!
Классный руководитель: Варламова С.Н.
11