Анализ воспитательной работы
в 7 «А» классе за 2015 - 2016 учебный год
Планирование воспитательной работы в 7 «А» классе строилось на основе анализа предыдущей деятельности, с учетом актуальных задач, стоящих перед классным коллективом. План воспитательной работы составлен в соответствии с целями и задачами, а также воспитательной программой образовательного учреждения. При планировании воспитательной деятельности принимались во внимание уровень воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни. Были запланированы тематические классные часы, индивидуальные консультации, традиционные мероприятия, а также диагностические исследования, которые были проведены с учащимися в течение учебного года.
В 7 «А» классе работала классным руководителем третий год. В классе на конец учебного года обучается 30 человек. Социальный статус классного коллектива невысок, несколько человек воспитывается в неполных семьях, двое ребят находятся под опекой родных. Материальные и жилищно - бытовые условия у ребят не очень хорошие. Многие ребята по результатам мед. обследования имеют ослабленное здоровье. В основном преобладают проблемы со зрением.
Небольшая часть ребят обладает достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, не все ребята и родители мотивированы на учёбу (родительские собрания посещают плохо). Основными причинами нежелания учиться у нескольких человек являются: ослабление контроля со стороны родителей в течение всего учебного года, не всегда своевременная информация со стороны учителей-предметников, отсутствие или малозначимость для ребёнка общественного мнения «учиться хорошо – это престижно», а также ослабление интереса к обучению у ряда учащихся.
Считала необходимым уделять большое внимание разделу «учёба», включая координацию усилий по вовлечению слабых ребят в процесс обучения, создание ситуации успеха, развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого. Постоянно проводила коллективную и индивидуальную работу по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания, беседы по этикету поведения в общественных местах, работу по вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность.
Формы работы:
- классные часы;
- родительские собрания;
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- тренинги;
- наблюдение за поведением учащихся;
- изучение личности детей через анкетирование, тестирование.
Личная методическая тема
Создание условий для воспитания и обучения учащихся с ориентацией на такие общечеловеческие ценности, как толерантность и гуманизм.
Цель воспитательной работы с учащимися 7а класса
- создание педагогического пространства для развития личности подростка, обогащения его внутреннего мира.
Задачи воспитательной работы в 7а классе:
- вырабатывать мотивации к учению, к познанию себя и окружающего мира;
- привить истинные трудовые и человеческие ценности и развенчать лжеценности;
- продолжить формирование нравственного опыта, развития системы справедливых оценочных суждений и действий, поступков;
- формировать личностные качества, ориентируясь на положительный, классический, общепринятый в культурном обществе идеал;
- создать условия для самовыражения и самореализации детей;
- формировать сплоченный классный коллектив учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного коллектива.
Поставленные задачи реализовывались на классных часах, через индивидуальную работу с учащимися и родителями, совместную трудовую деятельность и т.д.
Воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:
- спортивно- оздоровительное;
- духовно – нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Реализовывалось направление через:
- классные часы: «Пассивный или активный курильщик – это опасно для жизни», «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки», «Затянись... и «будь счастлив». Химическая фабрика в миниатюре?», «Наркотики и здоровье несовместимы» (посвященный Всемирному дню здоровья (7 апреля), «Диалог о курении»;
- беседа с фельдшером школы «О вреде курения»
- всероссийский урок «Готов к труду и обороне» (01.09.2015).
- участие в турнире по мини – футболу (грамота за I место);
- участие в кроссе «Золотая осень 2015»;
- участие в турнире по пионерболу (5-7 кл.);
- участие в школьном и городском этапах «Президентские соревнования»;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/29/s_586539bbbcdc5/516851_1.png)
- участие в Весёлых стартах «О спорт! Ты – мир!» среди 7-х классов (грамота за I место);
- участие в первенстве школы по лыжным гонкам;
- участие в велосипедных соревнованиях;
- участие в соревнованиях по дартсу;
- участие в школьном турнире по баскетболу среди учащихся 7-х классов (грамота);
- участие в школьном конкурсе «А ну-ка, парни!»;
- ежедневную диагностику настроения класса;
- изучение и анализ познавательно- эмоционального состояния, трудностей обучения и др.
Грамотами в конце учебного года за активное участие в спортивной жизни школы награждены Тамбов К., Соколов К., Гутманис Н., Мельникова Е., Иванова М., Ношина Е.
Духовно – нравственное направление
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
Реализовывалось направление через:
- классные часы: единый классный час «Мир без террора», посвящённый Дню солидарности
в борьбе с терроризмом (03.09.2015г.), «Мы - коллектив!», «Учимся быть терпимыми», единый классный час «Что я знаю о Конституции?», «Труд – радость, необходимость или обязанность?», «Умение быть самим собой» (игра), «О доблестях, о подвиге, о славе…»;
- всероссийский урок Мира (01.09.2015 г.);
- тематический урок, посвящённый 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией (03.09.15 г.);
- тематический урок, посвящённый 70-летию начала Нюрнбергского процесса (20.11.15 г.);
- всероссийский словарный урок в рамках Года литературы (22.11.15 г.);
- участие в школьном творческом конкурсе «Память не уходит в отставку…» (Волкова Л., Диплом I cтепени);
- участие в Неделе добрых дел, посвященной всемирным дням толерантности и приветствий (благодарность Карачеву Максиму за активное участие в акции «Неделя добра» в номинации «Подарок своими руками»);
- радиолинейки, посвящённые Дню снятия блокады Ленинграда, Дню защитника Отечества, 71-летию Победы в Великой Отечественной войне, Дню космонавтики, Дню борьбы со СПИДом, памяти Сергея Преминина.
- участие в благотворительных акциях «Моё малое доброе дело» (благодарственное письмо), «Поможем братьям нашим меньшим» (благодарность), «От сердца к сердцу» (шк.);
- участие в акции «Подарок солдату», приуроченной к Дню защитника Отечества (благодарственное письмо);
- неоднократное участие в Вахте памяти;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/29/s_586539bbbcdc5/516851_2.jpeg)
- объяснение правил поведения на улице, в школе, в транспорте и др.
- проведение классных часов с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе и др.
Общеинтеллектуальное направление
Цель: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром
Задачи:
· поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
· дать возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
· знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей.
Реализовывалось направление через:
- классные часы: «Толерантность – интолерантность» (форма – диалог), "День народного единства", «Лауреаты Нобелевской премии: Знаменитые люди и толерантность», "Быть грамотным - модно или необходимо?", «Интернет, компьютер, девочки…», «12 апреля - День космонавтики» (конкурс эрудитов), «История пионерской организации»,
- участие в Турнире эрудитов, посвященном Дню грамотности в России;
- участие в декадах русского языка, литературы, математики, иностранного языка, декаде естествознания и обществознания, экологической декаде, декаде по профилактике безопасного дорожного движения и пожарной безопасности;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/29/s_586539bbbcdc5/516851_3.jpeg)
- беседу «История пожарной охраны»;
- час информации, посвящённый Дню славянской письменности;
- неоднократное посещение школьного музея;
- анкетирование «Изучение познавательных интересов учащихся»;
- посещение археологического музея г. Череповца;
- посещение филиала № 10 МБУК «Объединение библиотек г. Череповца»
Общекультурное направление
Цель: освоение учащимися культурологических основ.
Задачи воспитания:
· формирование представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России;
· развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
· формирование стремления к познанию мира и самого себя.
Реализовывалось направление через:
- классные часы: «Сохранить природу - сохранить жизнь», "В краю кристальных вод, тайги и соболей" (посвящен старейшему в России Баргузинскому заповеднику, дата основания которого 29 декабря 1916 г.), "Я выбираю профессию", «Воспитание в семье», «Культура мира: образование в разных странах»;
- посещение книжной выставки, посвящённой 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова (27.11.15 г.);
- посещение Камерного театра (спектакль «Барышня-крестьянка»);
- участие в конкурсе рисунков «Букет для мамы»;
- участие в школьном смотре-конкурсе кабинетов к Новому году «Волшебство под Новый год» (сертификат за участие);
- участие в школьном конкурсе на лучшую стенгазету к Новому году «Праздник к нам приходит» (сертификат за участие);
- участие в конкурсе «Мы ищем таланты», шк. конкурсе, посвященном Дню матери;
- участие в конкурсе на лучший классный уголок;
- участие в праздничных концертах ко Дню учителя, к 8-му Марта («Женское очарование»).
В течение учебного года проводились беседы с учащимися по охране труда, по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности согласно плану.
Социальное направление
Цель работы:
- формирование свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость).
Задачи работы:
1. Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
2. Изучать индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности.
3. Развивать способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Реализовывалось направление через:
- классные часы: «Улица полна неожиданностей» по ПДД, «Вымогательство: свидетель, участник, потерпевший», «Будем бдительны» (Практикум. Умение вести себя в чрезвычайных ситуациях), «13 лет. Много это или мало?», "На планете Толерантность", правовая игра «Суд над хулиганством», «Этические нормы коллектива»;
- тематический урок информатики в рамках Всероссийский акции «Час кода»;
- беседу «Почему легко начать курить и трудно бросить»;
- урок безопасности дорожного движения (01.09.2015 г.);
- всероссийский тематический урок «День гражданской обороны», посвящённый 25-й годовщине создания МЧС (04.10.15 г.);
- занятие «Как противостоять зависимостям: курению, алкоголю, наркотикам» (встреча с представителем Воскресной школы Архиерейского подворья Воскресенского собора);
- профориентационная беседа «Люди огненной профессии»;
- участие в акции по сбору макулатуры «Сохрани дерево»;
- участие в акции «Согрей теплом своей души», посвящённой Дню пожилого человека;
- участие в трудовом десанте «Школьный двор – экологический двор», в школьной акции «Чистые стены»;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/29/s_586539bbbcdc5/516851_4.png)
- участие в экологической акции «Не выбрасывай батарейку – спаси ёжика»;
- участие в акции «Подари цветок школе».
- участие в конкурсе экологических плакатов «Цветущая земля» в рамках Дней защиты от экологической опасности (диплом III степени);
- участие в акции «Покормите птиц зимой»;
- участие в экологической акции «Посади дерево»;
- участие в декадах профилактики правонарушений, по профориентации;
Викулова О., Владимирцева М., Плешкова Е., члены Совета учащихся «Альфа», награждены Дипломами за активное участие в общественной жизни школы.
Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях
- сюжетно-ролевой квест в рамках городской акции «По просторам Вологодчины» (МБОУ ДО «Центр детского творчества» (6 чел.);
- всемирный день наблюдения птиц (Баскаков М., Карачев М., Ношина Е.);
- Кросс наций (всероссийский);
- городская выставка – конкурс «Все разные! Все равные!» (МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А.Алексеевой») (Карачев М. – Диплом I степени, Мельникова Е. - сертификат участника);
- городская фотовыставка «Когда папа счастлив», организованная газетой «Речь» (Баданин В.);
- городской конкурс творческих работ «Я отвечаю за свое здоровье» (Карачев М.);
- городской конкурс сочинений «Я хочу быть педагогом дополнительного образования» (ЧГУ) (Смирнова Ю.);
- городской конкурс новогодних поделок «Варежки @ Валенки» (Карачев М., диплом);
- городская интеллектуальная игра по психологии (сертификаты);
- XXXIV Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России – 2016»;
- городской конкурс «Ожившие страницы», посвященный 71-ой годовщине Победы в ВОв в номинации «Интересный подбор материала» (создание коллажа) (Диплом лауреата);
- городской конкурс (выступление с литературно-музыкальной композицией) «Ожившие страницы», посвященный 71-ой годовщине Победы в ВОв в номинации «Необычное композиционное решение постановки о ВОв» (Диплом лауреата);
- городская благотворительная акция «Моё малое доброе дело»;
- всероссийская акция «Взвесь свой портфель»;
- областная акция «Подарок солдату»;
- международный конкурс «Мир безопасности» проекта «Кругозор» (Диплом II степени, Мельникова Е.);
- городской конкурс по ПДД «Золотой ролик»;
Взаимодействие с культурными учреждениями города
- СКЗ «Алмаз» (выставка «Здоровый город. Твой выбор в мире открытий»);
- Археологический музей (экскурсия);
- Дом музыки и кино «Комсомолец» (культурная программа, посвященная Блокаде Ленинграда);
- Библиотека № 10, МБУК "Объединение библиотек» (программа, посвященная 100-летию со Дня рождения известного лексикографа, писателя, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И.Даля).
- Камерный театр (спектакль «Барышня - крестьянка»)
Активно участвовала в жизни класса и школы примерно треть ребят всего класса, но никто не оставался в стороне от жизни класса.
Если оценивать уровень воспитанности ребят, то, безусловно, не все они воспитаны, есть много проблем.
Сложными в своём поведении я могла бы назвать пятерых ребят. Это «очаги возбудимости». Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках и переменах (с ними ведётся индивидуальная работа, связь с родителями - постоянная).
Надеюсь, что следующий год будет увлекательным и плодотворным.
Методическая работа классного руководителя
- проведение диагностики среди учащихся 5-9 классов «Изучение познавательных интересов учащихся»;
- выступления на родительских собраниях: «Возрастные личностные особенности подростков», «Подростки: проблемы и их решения», «Соблюдение личной гигиены», «Профилактика употребления курительных смесей», «Безопасность детей в школе и дома»;
- информирование родителей о контроле за использованием детьми-пешеходами световозвращающих приспособлений в тёмное время суток; об опасности пользования сайтами Интернет, распространяющими различные виды психоактивных веществ;
- информирование родителей по вопросу безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте во время летних каникул;
- информирование родителей по проблеме формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к здоровью, развития личностных и поведенческих компетенций учащихся, способствующих снижению рисков заболевания, распространения ВИЧ/СПИДа;
- информирование родителей по предупреждению фактов жестокого обращения с детьми;
- информирование родителей по вопросу профилактики преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних, о формах и видах помощи детям и их родителям;
- информирование родителей о признаках поведения и состояния детей и подростков, характеризующих употребление ими психоактивных веществ;
- инструктажи детей и родителей по ПДД, ППБ, ОТ, ЭБ, нахождения детей на водоёмах во время каникул;
- анкетирование родителей по ПДД; об организации проектной деятельности в школе; «Ваше отношение к прививкам»;
- анкетирование учащихся класса «Выявление жестокого обращения с детьми в семье», «Нехимические зависимости», «Изучение познавательных интересов учащихся», «Определение уровня познавательной потребности», «Анкета-тест Рокича», социометрический тест, анкетирование ВФСК « ГТО», Анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни (более подробно см. папку «Диагностика. 2015-2016 учебный год»);
- публикации на сайте «Инфоурок» методических разработок «Анализ воспитательной работы в 6 классе» (28.03.16 г., свидетельство о публикации), «Тренинг «Профилактика употребления психоактивных веществ» (свидетельство о публикации);
- публикации на сайте «Презентации» мультимедийной презентации «Беседа с родителями «Безопасность детей во время каникул» (сентябрь, 2015 г., сертификат о публикации);
- участие в областном конкурсе методических разработок по профилактике употребления психоактивных веществ (сертификат участника).
Результаты воспитательной работы
Проводимая в классе работа способствовала сплочению детского коллектива, повышению учебной мотивации, развитию творческих способностей учащихся, воспитанию морально-нравственных качеств, формированию здорового образа жизни и ответственного поведения.
Выводы:
Получилось:
- сблизить учащихся классного коллектива;
- подключиться к участию в мероприятиях разного уровня;
- обеспечить почти полную занятость ребят во внеурочное время;
- начать работу по воспитанию уважения к окружающим.
Не удалось:
- привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;
- обеспечить 100% посещаемость родительских собраний родителями;
- закончить учебный год с большим количеством «хорошистов».
Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.
Классный руководитель Ю. В. Воробьёва