Анализ всероссийской проверочной работы
по русскому языку в 5 классе
Дата проведения 27 и 28 сентября 2022 г.
ВПР по русскому языку позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС.
Всего обучающимся предстояло выполнить 15 заданий по русскому языку. 1 часть – диктант и 3 задания; 2 часть -12 заданий.
Основным заданием в первой части проверочной работы стал диктант. Во второй части проверялось умение работать с текстом и знание грамматических разборов.
На выполнение каждой из частей отводится 45 минут.
В классе 13 обучающихся, работу выполняли все учащиеся.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 38 баллов. За 1 часть -14 баллов; за 2 часть -24 балла.
С работой справились 12 учащихся, не справилась Брунова Е.
Максимум за работу никто не набрал.
Максимальный балл по классу – 36 баллов (), минимальный – 5 баллов (Брунова Е.).
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 - 13 | 14 - 23 | 24 - 32 | 33 - 38 |
Результаты следующие:
«5»- 1 (Мельникова В.)- 8%
«4» -8 -60%
«3»-3 (Захаров М., Кривошанов В., Максимова А.)- 24%
«2»-1 (Брунова Е.)- 8%
Качество знаний: 64% Успеваемость: 92%
Сводная ведомость выполнения заданий
№ п/п | ФИ | Количество баллов за 1 часть | Количество баллов за 2 часть | Общее количество баллов | Отметка за работу | Отметка за 4 класс |
1 | Брунова Ел. | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 |
2 | Войцеховский А. | 10 | 14 | 24 | 4 | 4 |
3 | Голубев А. | 12 | 15 | 27 | 4 | 4 |
4 | Джанян М. | 11 | 13 | 24 | 4 | 4 |
5 | Захаров М. | 10 | 8 | 18 | 3 | 3 |
6 | Кривошанов В. | 4 | 13 | 17 | 3 | 3 |
7 | Максимова А. | 5 | 14 | 19 | 3 | 3 |
8 | Мельникова В. | 14 | 22 | 36 | 5 | 5 |
9 | Минченков Е. | 12 | 19 | 31 | 4 | 4 |
10 | Потапенко А. | 10 | 14 | 24 | 4 | 4 |
11 | Смирнов Р. | 14 | 15 | 29 | 4 | 4 |
12 | Тимофеев С. | 14 | 16 | 30 | 4 | 5 |
13 | Филипенков К. | 10 | 17 | 27 | 4 | 4 |
Подтвердили отметки: 11 учащихся -84%
Не подтвердили: 2 учащихся (Брунова Е., Тимофеев С.) – 16%
1 часть
Задания первой части направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1. Диктант.
Первое задание проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Анализ диктанта.
Написали диктант без ошибок – 3 чел. (Мельникова В., Смирнов Р., Тимофеев С.), с 1-2 ошибками и несколькими исправлениями – 5 чел. (Войцеховский А., Голубев А., Джанян М., ПотапенкоА., Филипенков К.)
№ | Ошибки, допущенные в диктанте | Кол-во обучающихся |
1 | Безударная гласная, проверяемая ударением (бору) | 4 |
2 | Безударная гласная, не проверяемая ударением (ураган) | 5 |
3 | Правописание -жи – ши- (пушистые) | 1 |
5 | Непроизносимая согласная в корне слова (радостно) | 1 |
6 | Падежное окончание имён прилагательных (сосновыми) | 4 |
7 | Окончание глаголов (кормятся) | 2 |
8 | Правописание суффиксов (шишек, семечками) | 4 |
9 | Правописание –щн- (мощные) | 1 |
10 | НЕ с глаголами | 2 |
11 | Необоснованная постановка запятой | 1 |
12 | Запятая при однородных членах предложения | 4 |
13 | Восклицательный знак в конце предложения | 4 |
Задание 2 и 3 1 части
Второе и третье задания предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями.
Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение)
Не справились -5 чел.
Задание 3 п. 1 проверяет умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения.
Не справились -3 чел. (Брунова Е., Голубев А., Кривошанов В.)
Задание 3 п. 2 проверяет умение распознавать изученные части речи в предложении.
Не справились с заданием – 2 чел. (Брунова Е., Кривошанов В.)
2 часть
Задание 4
Задание направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму.
Не допустили ошибок в постановке ударения: 6 чел.
Задание 5
Проверяло умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (найти слова, где все звуки звонкие).
Не справились с заданием - 4 чел.
Задание 6
В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Как показали результаты, обучающиеся затрудняются определять главную мысль. Выражают её общими фразами, не относящимися к конкретному тексту. Либо затрудняются сформулировать на письме устную речь.
Максимальные два балла набрал лишь 2 человека. Шесть обучающихся получили по одному баллу. Остальные с заданием не справились.
Задание 7
Задание проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.
При составлении плана текста, ребята допускали похожие ошибки, что и в предыдущем задании. Пункты составленных планов учащихся можно отнести к любому тексту с иным содержанием.
Двое обучающихся набрали 3 балла. Двое не справились (Брунова Е. и Войцеховский А.). Остальные заработали от 1 до 2 баллов.
Задание 8
Предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями.
Не справилась с заданием Брунова Е. Остальные заработали от 1 до 2 баллов.
Задание 9
Выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Один ученик с данным заданием не справился (Потапенко А.)
Задание 10
В задании одновременно проверяется и учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), и предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи, и коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов с целью эффективного речевого общения.
Здесь ошибкой большинства стал подбор не синонимов, а однокоренных слов.
Не справились – 5 человек.
Задание 11
Позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу. Задание направлено на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова, преобразование структурной схемы слова в слово.
Похожих заданий в учебнике по русскому языку встречается достаточно, но троим учащимся трудно их выполнять. Не справились с заданием 4 человека.
Задание 12
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задание направлено на анализ грамматических признаков имен существительных
С заданием не справились 5 обучающихся.
Задание 13
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задание направлено на анализ грамматический признаков имен прилагательных.
Типичной ошибкой этого задания стало определение грамматических признаков не имён прилагательных, как требуется, а имён существительных, с которыми они связаны.
Не справились с заданием – 3 чел.
Задание 14
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части. Два обучающихся набрали 0 баллов. Остальные с заданием справились.
Задание 15
Выявляет уровень владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия). Умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Малоразвитая речь, недостаточное количество и низкое качество читаемой литературы, отсутствие полноценного общения со старшими привели к тому, что обучающиеся показали невысокий уровень выполнения этого задания. Справились с поставленной задачей 12 уч-ся, не справилась Брунова Е.
Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.
В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, имени существительного;
умение проводить морфемный разбора слова;
В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
умение составлять план текста;
анализировать текст, использовать информацию для практического применения.
Следует включить в работу некоторые пункты:
отбирать тексты разных стилей, родов и жанров;
продумать работу с различными источниками информации;
обратить внимание на работу с информационными текстами;
методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы и т. п.;
формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста;
организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей;
продолжить работу над классификацией слов по составу;
выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
продумать перечень творческих домашних заданий;
работать над определением главной мысли текста.
Учитель: _______Парфенова З.В.