Анализ результатов ВПР в 8 классе по математике
Структура и содержание всероссийской проверочной работы
Цель – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Методы контроля – анализ ВПР.
Дата проведения ВПР – 20.04.21
Всего в 8 «а» классе - 22 учащихся.
Выполнили работу 20 учащихся
Время выполнения работы - 90 минут.
Преподавание математики ведется по учебно – методическому комплексу под редакцией _Мерзляк, Полонский.
Структура ВПР.
Работа содержит 19 заданий. В заданиях 1–3, 5, 7, 9–14 необходимо записать только ответ. В заданиях 4 и 8 нужно отметить точки на числовой прямой. В задании 6 требуется записать обоснованный ответ. В задании 16 требуется дать ответ в пункте 1 и схематично построить график в пункте 2. В заданиях 15, 17–19 требуется записать решение и ответ.
В задании 1 проверяется владение понятиями «отрицательное число», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь», вычислительными навыками.
В задании 2 проверяется умение решать линейные, квадратные уравнения, а также системы уравнений.
В задании 3 проверяется умение решать задачи на части.
В задании 4 проверяется знание свойств целых чисел и правил арифметических действий.
Задание 5 проверяет владение понятиями «функция», «график функции», «способы задания функции».
Задание 6 направлено на проверку умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.
В задании 7 проверяются умения читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и определять статистические характеристики данных.
В задании 8 проверяется умение сравнивать действительные числа.
В задании 9 проверяется умение выполнять преобразования буквенных дробно-рациональных выражений. Задание 10 направлено на проверку умения в простейших случаях оценивать вероятность события.
Задание 11 проверяет умение решать текстовые задачи на проценты, в том числе задачи в несколько действий.
Задания 12–15 и 17 проверяют умение оперировать свойствами геометрических фигур, а также знание геометрических фактов и умение применять их при решении практических задач.
В задании 16 проверяются умения извлекать из текста необходимую информацию, представлять данные в виде диаграмм, графиков.
Задание 18 направлено на проверку умения решать текстовые задачи на производительность, движение.
Задание 19 является заданием высокого уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.
Анализ результатов ВПР по математике
Критерии оценивания ВПР
Правильное решение каждого из заданий 1–5, 7, 9–14, 17 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину; изобразил правильный рисунок. Выполнение заданий 6, 8, 15, 16, 18, 19 оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл — 25.
0 - 7 баллов – «2» | 15 – 20 баллов – «4» |
8 – 14 баллов – «3» | 21 – 25 баллов – «5» |
ВПР по математике включает 2 варианта:
Класс | Вариант 1 | Вариант 2 |
8 «_а___» | 9 | 11 |
Результаты ВПР представлены в виде таблицы:
Класс | Всего в классе | Выполняли работу | Оценки | Кач – во знаний | Обуч. (%) |
«5» | «4» | «3» | «2» |
8 «а_» | 22 | 20 | 2 | 10 | 8 | 0 | | |
Максимальный балл набранный учащимися 10 баллов. Минимальный балл – 3 баллов.
Задания базового уровня
№ зад. | Содержание задания | справились | не справились |
чел. | % | чел. | % |
1 | Оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь» | 12 | 60 | 8 | 40 |
2 | Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать линейные и квадратные уравнения / решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к ним с помощью тождественных преобразований | 8 | 40 | 12 | 60 |
3 | Составлять числовые выражения при решении практических задач | 10 | 20 | 10 | 50 |
4 | Знать свойства чисел и арифметических действий | 10 | 50 | 10 | 50 |
5 | Знать свойства чисел и арифметических действий | 9 | 45 | 11 | 55 |
7 | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика | 7 | 35 | 13 | 65 |
9 | Выполнять несложные преобразования дробнолинейных выражений, использовать формулы сокращённого умножения | 10 | 50 | 10 | 20 |
10 | Оценивать вероятность события в простейших случаях / оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях | 10 | 50 | 10 | 50 |
11 | Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины | 4 | 20 | 16 | 80 |
12 | Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты | 10 | 50 | 10 | 50 |
13 | Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты | 3 | 15 | 17 | 85 |
14 | Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний | 16 | 80 | 4 | 20 |
Задания повышенного уровня сложности.
Задание 6 (Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «__а_» | 20 | 100 | - | - | 0 | 0 |
Причина частичного выполнения: задание выполнено всеми обучающимися.
Задание 8 (Оценивать значение квадратного корня из положительного числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных, действительных чисел)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «__а_» | 16 | 80 | - | - | 4 | 20 |
Причина частичного выполнения : перепутали арифметический квадратный корень с квадратом числа.
Задание 15 (Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «_а__» | | | | | | |
Причина частичного выполнения: испытывают затруднения в оперировании свойствами геометрических фигур, а также применять их при решении практических задач.
Задание 16 (Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать
с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «_а__» | 14 | 70 | - | - | 6 | 30 |
Причина частичного выполнения: не умеют читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Задание 17 (Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «_а__» | 12 | 60 | - | - | 8 | 40 |
Причина частичного выполнения: испытывают затруднения в оперировании свойствами геометрических фигур, а также применять их при решении практических задач.
Задание 18 (Решать задачи разных типов (на производительность, движение) / решать
простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи, выполнять оценку правдоподобия результатов)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «_а__» | | | | | | |
Причина частичного выполнения: тема не была пройдена на момент ВПР.
Задание высокого уровня сложности.
Задание 19 (Направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения)
Класс | Справились на макс. балл (_ балла) | Справились частично ( балла) | Не справились (0) |
чел | % | чел | % | чел | % |
8 «а__а_» | | | | | | |
Причина частичного выполнения: тема не была пройдена на момент ВПР.
Проведенный анализ предполагает следующие выводы:
Учащиеся не справились с заданиями, где проверялось умение оперировать свойствами геометрических фигур, а также применять их при решении практических задач. Не приступили к выполнению заданий №18, №19, повышенного и высокого уровня, направленные на проверку умения решать текстовые задачи на производительность, движение, проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.
Сложности для большинства обучающихся вызвали следующие задания: 3, 7,9,10,11,12,13,15,17,18,19
1. 60% обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число».
2. 40% обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь».
3. 50% обучающихся умеют записывать числовое значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
4. 80% обучающихся умеют выполнять несложные преобразования выражений.
Низкие результаты учащиеся показали при выполнении следующих заданий:
1. 25% обучающихся умеют оценивать результаты вычислений при решении практических задач.
2.30 % обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур.
3. 0 % обучающихся не умеют решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение).
4. 25% обучающихся умеют читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика.
5. 45% обучающихся умеют решать несложные логические задачи; находить пересечение, объединение, подмножества в простейших ситуациях.
6. 35% обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения».
7. 5% обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде.
Сравнение результатов ВПР и отметок в журнале:
отметки | По ВПР | По журналу | Повысили чел / % | Подтвердили чел / % | Понизили чел / % |
5 | | | | | |
4 | | | | | |
3 | | | | | |
2 | | | | | |
Анализ динамики результатов ВПР осени – весны 2020/2021 учебного года:
Класс | Осень 2020/2021 | Весна 2020/2021 |
Качество | Обученность | Качество | Обученность |
8а | | | | |
Выводы:
1. Результаты проверочной работы показали наличие ряда проблем в математической подготовке нынешних восьмиклассников, в том числе: - недостаточный уровень овладения понятиями геометрических фигур, их свойствами и применение для решения; - невысокий уровень оперирования на повышеном уровне геометрическими понятиями, применения геометрических фактов при решении задач, предполагающих несколько шагов решения, умения анализировать чертеж. 2. Действия учителя, вытекающие из полученных результатов:
Включать в уроки математики задания:
- по формированию понятий и умений заданий повышенного уровня сложности; − при планировании уроков геометрии включать в их содержание задания на формирование систематических знаний о фигурах, их свойствах, использование геометрических понятий и теорем; −при работе с обучающимися, целесообразно больше внимания уделять выполнению заданий, требующих логических рассуждений, обоснований, а также заданий по геометрии, в которых необходимо проанализировать чертёж и условие задачи
2. Совершенствовать вычислительные навыки различных арифметических действий.
3. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).
4. Выполнение различных заданий на логическое мышлений.
5. Развивать пространственное воображение.