Анализ результатов ВПР по биологии
в 8 классе
Количество заданий: 17
Время выполнения: два урока по (45 минут).
Максимальный балл: 47
Цель: осуществление мониторинга результатов перехода на ФГОС и выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по учебному предмету «биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Система оценивания проверочной работы Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 – задания 10–17. Задания 1, 2, 3.1, 4, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 8, 9.1 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр, числа или слова (словосочетания), а задания 3.2, 6.2, 7.2, 9.2 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование). Задания 10, 11, 12.1, 13.1, 13.2, 14.1, 14.3, 15.1, 15.2, 16.1 предполагают краткий ответ в виде слова (словосочетания) или числа / комбинации цифр, а задания 12.2, 14.2, 16.2, 16.3, 17 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование). Задания проверяют сформированность системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности животного организма, систематических группах животных, развитии животного мира на Земле, роли животных в природных сообществах и жизни человека, а также умения применять биологические знания при решении практических задач.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–12 | 13–25 | 26–36 | 37–47 |
Класс | Кол-во учащихся по списку | Кол-во выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Успеваемость | Качество | Средний балл |
8 | 6 | 6 | 0 | 1 | 5 | 0 | 100% | 17% | 3,1 |
Группы обучающихся | Количество участников | % |
Понизили (отметку по журналу) | 0 | 0 |
Подтвердили (отметку по журналу) | 1чел. | 17 |
Повысили (отметку по журналу) | 0чел. | 0 |
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Количество справившихся | Средний процент выполнения |
Часть 1 | |
1 | направлено на выявление понимания зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные. | 6 | 100% |
2 | проверяет умения работать с рисунками и делать множественный выбор | 3 | 50% |
3.1-3.2 | проверяет знание особенностей процессов жизнедеятельности различных систематических групп животных. | 5 4 | 83% 67% |
4 | проверяет умение делать систематическое описание животного по заданному алгоритму. | 2 | 33% |
5.1-5.2 | проверяет знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп. | 3 2 | 50% 33% |
6.1 | проверяет умение работать с рисунками, представленными в виде схем циклов развития животных. | 4 | 67% |
6.2 | проверяет умение оценивать влияние этих животных на человека. | 1 | 17% |
7.1 | проверяет умение проводить сравнение биологических объектов, таксонов между собой | 6 | 100% |
7.2 | умение приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам. | 6 | 100% |
8 | проверяет умения работать с рисунком, осуществлять множественный выбор, а также знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп. | 0 | 0% |
9.1-9.2 | предполагает работу с табличным материалом, в частности умения анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения. | 5 0 | 83% 0% |
10 | проверяет умения делать морфологическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и в жизни человека. | 5 | 83% |
11 | проверяет умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию. | 4 | 67% |
12.1-12.2 | проверяет умения соотносить изображение объекта с его описанием, а также давать аргументированные ответы на поставленные вопросы. | 5 | 83% |
2 | 33% |
13.1-13.2 | контролирует умения различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по изображениям. | 3 | 50% |
4 | 67% |
14.1 14.2 14.3 | контролирует знание анатомического строения животных разных систематических групп, понимание эволюционной значимости ароморфозов. | 3 4 5 | 50% 67% 83% |
15.1-15.2 | проверяет умения описывать строение и жизнедеятельность животного организма, соотносить особенности строения с выполняемыми функциями. | 6 | 100% |
0 | 0% |
16.1-16.2 16.3 | проверяет умения соотносить изображение объекта с его описанием, формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос | 2 0 0 | 33% 0% 0% |
17 | проверяет умение раскрывать роль животных в природных сообществах. | 0 | 0% |
Выводы:
Отмечается высокий уровень сформированности у обучающихся таких умений, как:
Выявлять понимания зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные.
Находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию.
Знание особенностей процессов жизнедеятельности различных систематических групп животных.
Умение делать систематическое описание животного по заданному алгоритму.
Знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Умение приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам.
Работать с табличным материалом, в частности умение анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
Делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и жизни человека.
Недостаточно высокий уровень выполнения следующих заданий, вызвавших затруднение у обучающихся:
Умения работать с рисунком, осуществлять множественный выбор, а также знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию. Умения соотносить изображение объекта с его описанием, а также давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Умения различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по изображениям. Умения описывать строение и жизнедеятельность животного организма, соотносить особенности строения с выполняемыми функциями
Необходимо обратить внимание на следующее:
Обратить внимание на овладение школьниками умениями: извлекать нужную информацию из текста; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения.
При проведении различных форм текущего и промежуточного контроля в учебном процессе более широко использовать задания разных типов, аналогичные заданиям ВПР.
Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развёрнутым ответом, требующих от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Формировать у учащихся опыт работы с тестовыми заданиями на умение применить биологические знания в ситуации. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся.
Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).
Учитель биологии: Малашта С.Б.