СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ВПР, типичные ошибки и пути их коррекции. Русский язык. 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ ВПР, типичные ошибки и пути их коррекции. Русский язык. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Анализ ВПР, типичные ошибки и пути их коррекции. Русский язык. 4 класс»

Анализ ВПР, типичные ошибки и пути их коррекции.

Русский язык. 4 класс (слайд1)

Вокруг ВПР ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них
обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?

Думаю, что каждый учитель, работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Натаскать детей за пару недель и даже месяцев невозможно. Работу по подготовке к ВПР лучше начать как можно раньше.

Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 4 классе состояла из двух частей, которые выполнялись в разные дни и различались по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержала 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержала 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

По результатам проверки ВПР по русскому языку в нашем учебном заведении были выявлены следующие проблемные поля. В своём выступлении я хотела бы рассказать о путях решения дефицита знаний и умений учащихся при выполнении определённых заданий, которые использую в своей работе.

Проведя анализ написания ВПР по русскому в 4 классе мы получили следующие результаты.

таблица 1. Проблемные поля, выявленные по результатам ВПР по русскому языку (слайд 2)

№ задания

 

Блоки ПООП НОО


% выполнения заданий

5 класс (по программе 4 класса) осень 2020 г.

1К1

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

57%

6

Определять тему и главную мысль текста

23%

7

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

40%

11

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

57%

15(1)

уместность употребления предложенного выражения в жизненной ситуации

23%

15(2)

Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

10%



В таблице представлены задания ВПР, которые соответствуют блокам примерной ООП начального общего образования. Рядом % процент выполнения заданий . Чем ниже процент, тем больше ошибок сделали дети в этих заданиях.

Из таблицы видно, что многие учащиеся показали маленький процент выполнения работы при написании диктанта (задание 1). Это задание проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные
нормы.

Для повышения орфографической зоркости учащихся на уроках постоянно использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых начиная уже со 2 класса по мере изучения тем.

Например, для каждого класса для повышения грамотности мною были разработаны "Тренировочные карточки по темам и разделам" по несколько вариантов в каждом. (слайд 3) Такие карточки предлагаю учащимся и на уроке, и в качестве домашнего задания.

. "Тренировочные карточки по темам и разделам" 4 класс.

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Слова с непроверяемыми написаниями в корне слова

3. Соединительные гласные о, е в сложных словах

4. Буквы е, ё, о после шипящих и ц

5.Звонкие и глухие согласные в корне слова.
6.Непроизносимые согласные в корне слова
7. Двойные согласные
8. Употребление прописных букв
9. Разделительные ъ и ь
10. Употребление ь

11. Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения

12. Суффиксы -чик-, -щик-, -ек-, -ик- и другие в именах существительных



Некоторые виды таких заданий представлены (на слайдах 4,5,6).

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова

Вариант 1.Вставь нужную гласную:
1) всх..дящее солнце
2) подъ..зжать к городу
3) позв..нить по телефону
4) пог..сить огонь
5) выд..ржать экзамен
6) завтрак сп..ртсмена
7) дов..рительный разговор
8) дол..теть до облаков
9) дост..влять радость
10) содр..гнуться от ужаса
11) пож..леть сироту
12) попр..сить прощенья
13) строгое зам..чание
14) созр..вающие плоды
15) запр..тить курение
16) зак..зное письмо
17) спл..сти корзину

Вариант 2.Вставь нужную гласную:
1) зап..вать песню
2) зап..вать лекарство
3) разв..ваются флаги
4) разв..вать ребёнка
5) прож..вать хлеб
6) прож..вать в городе
7) сп..шите упражнение
8) сп..шите на праздник
9) посв..тить себя науке
10) посв..тить фонариком
11) цветы стали ув..дать
12) надеяться ув..дать чудо
13) зар..дить ружьё
14) прор..дить морковь
15) пос..деть от горя
16) пос..деть на лужайке
17) пол..скать бельё

2. Слова с непроверяемыми написаниями в корне слова

Вариант 1.Вставь а или о:
1)б..гряный закат
2)широкий к..рниз
3)сказочный б..гатырь
4)ящик с ..рматурой
5)скатерть с б..хромой
6)чёткая к..манда
7)потерпеть пор..жение
В)открытие б..ссейна
9)современная кв..ртира
10)подземный г..раж
11)к..ллекция монет
12)..тмосфера доверия
13)б..рдовый платок
14)движущийся к..нвейер
15)весёлая к..русель
16) работать м..ляром
17)..диннадцать лет


Вариант 2.Вставь а или о:
1)прекрасный к..бинет
2)п..ркетный пол
3)подр..жать артисту
4)интересная пр..фессия
5)р..весник отца
6)т..лантливый художник
7)гоночный вел..сипед
8)сигнальная р..кета
9)к..питан корабля
10)т..ропиться домой
11)пришить бахр..му
12)фруктовый с..лат
13)ар..матный напиток
14)тр..ллейбусная остановка
15)медовый к..мпресс
16)арм..тура для шкафа
17)п..раллельные линии



3. Соединительные гласные о, е в сложных словах

Вариант 1.Вставь нужную гласную:
1) быть в геолог..разведке
2) песенка гор..хвостки
3) сидеть на солнц..пёке
4) сорок..градусный мороз
5) сорок..ножка из сказки
6) изжелт..-оранжевый плод
7) горный вод..пад
8) врем..препровождение
9) сем..струнная гитара
10) молочн..-белые облака
11) одиннадцат..летняя дочь
12) пят..звёздочный отель
13) развитие кон..водства
14) стал..литейный цех
15) в восьм..сотый раз
16) чёрн..-зелёное поле
17) под пять..стами ёлками

Вариант 2.Вставь нужную гласную:
1) удобная овощ..резка
2) распустился гор..цвет
3) вод..очистное сооружение
4) сорок..летний мужчина
5) иссин..-чёрные волосы
6) правд..подобная история
7) начало врем..исчисления
8) российский лун..ход
9) мутн..-зелёная жидкость
10) двенадцат..метровый шест
11) бел..снежная скатерть
12) шест..тонный грузовик
13) давнее корабл..крушение
14) в сем..сотом году
15) человек..любие
16) ветер с юг..-запада
17) с четырьм..стами звёздами



и т.д.

Также для повышения орфографической зоркости можно применять задания на списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением
орфографических ошибок, с «пропуском» пунктуационных знаков, классификация слов по наличию морфем в корне слова и другие.

На сайте «Решу ВПР» также удобно готовиться к диктанту: здесь есть тексты работ прошлых лет и в формате аудиозаписи (для тренировки написания), и в форме написанного текста (для самопроверки).

Однако просто написать и проверить текст, не сделав никаких выводов, — бесполезное занятие. Самое важное при подготовке к диктантам — работа над ошибками. Написали текст, проверили, увидели ошибку, поняли, к какому орфографическому правилу она относится, подобрали 5-10 слов на это правило и записали. Так нарабатывается навык применения правил, доведение их до автоматизма и орфографическая зоркость.

Анализ ВПР заданий 2 части показал, что наибольшую трудность у детей вызывает задание, где нужно сформулировать основную мысль текста. Как показывает статистика при выполнении этого задания учащиеся из года в год показывают маленький процент выполнения этого задания. Ребёнку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Работа по определению гл. мысли начинается уже во втором классе. (слайд 7)

Поэтому уже начиная со 2 класса провожу работу по этому направлению. Необходимо объяснить ребёнку, что очень часто основная мысль заключена в одном из предложений текста.

Также особое внимание уделяю работе над развитием речи. Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения уделяется работе с текстом. Здесь использую методы работы над смысловым чтением. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Для отработки этих навыков в течение учебного года мы делаем разные типы заданий. (слайд 8)

1. Тренируемся решать конкретные задачи при чтении:

«Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»;

«Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»;

«Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование».

2. Учимся работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. На первых этапах выбираем правильный вариант из предложенных. Дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор. (слайд 9)

«О чём рассказывается в произведении «Маяк» А. С. Некрасова? Отметь правильный ответ.



— о том, что маяк днем не горит;



— о том, что днём на маяке чинят лампы;



— о том, что на маяке работать скучно;



— о том, как маяк помогает морякам».



3. Далее задания усложняются:

Выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения.

Выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста.

Выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов.

Расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.

В учебниках по р.я также представлены задания по определению темы и главной мысли. (слайд 10)



Трудности возникают и с заданиями, которые требуют составить и записать план короткого текста. Работа над планом также начинается со 2 класса. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся. Во 2 классе предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя.
Они должны определять количество частей, группировать предложения
вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту. (слайд 11)

Чтобы подготовить к такому типу заданий, я учу детей действовать по алгоритму: (слайд 12)

Шаг 1. Посчитать количество абзацев.

Шаг 2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца: это помогает ребёнку вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.

Шаг 3. Записать по порядку ключевые слова или предложения абзацев — это и будет план текста.

Начиная со 2 класса, читая любой тест, прошу детей определить тему и главную мысль текста. На это уходит не более 2 минут на уроке. Считаю, что такие приёмы способствуют успешному выполнению заданий в ВПР.



Данная работа должна проводиться регулярно, т.к. в ВПР по р я в 5 классе есть аналогичное задание по определению главной мысли прочитанного текста. Если сравнивать результаты написания ВПР по р.я. за 4 и 5 класс, то можно увидеть, что % выполнения данного задания повысился с 23 % до 52%.

На сайте «Сдам ГИА: Решу ВПР» есть много упражнений на тренировку этого задания.

Следующий вид заданий (задание 6), вызывающий трудности, это умение находить в предложениях слова с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. От проведённой работы во многом зависит успешность выполнения данного задания в следующих классах. В учебниках по р я представлены задания. (слайд 13)

Слайд 14.

При работе над данными заданиям предлагаю детям самостоятельно придумать похожие задания для одноклассников. Также использую дидактические игры. (слайд 15)

(Слайд 15)

Подобного рода задания очень нравятся учащимся.

Наиболее сложным заданием во ВПР по русскому языку для учащихся это 15 задание, в котором необходимо написать уместность употребления предложенного выражения в жизненной ситуации. Раньше задание содержало речевую задачу на знание этикетных фраз. Теперь в ВПР представлена пословица, смысл которой необходимо соотнести с жизненной ситуацией. Я считаю, что это одно из самых сложных заданий в ВПР по русскому языку. Как показывает статистика процент выполнения этого задания самый низкий.

Не смотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития речи учащихся младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает методически грамотно выстроенная работа по развитию речи. Мало запомнить то или иное выражение целиком, необходимо знать ситуацию, в которой можно его употребить, понимать образную основу, заложенную в нём и т.д.

Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять большое внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Начинать работу над пословицей необходимо уже в 1 классе. На страницах Азбуки дети находят пословицы, читающие дети прочитывают их, затем идёт работа с иллюстрацией :

-Кто изображён? Чем занимается?

- Подходит ли пословица к иллюстрации? Почему вы так считаете?

Можно предложить учащимся нарисовать свои рисунки по данной пословице или сделать это в виде аппликации, таким образом учащиеся лучше запоминают пословицы. При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Следующий приём при работе над пословицами, это Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения. В учебниках по литературному чтению таких заданий очень много, особенно в разделе "УНТ".

Ещё один приём, который я использую в своей работе, это подбор к стихотворению, сказке или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения. Сначала читается рассказ, стихотворение или басню, производится разбор произведения, определение главной мысли. Затем учащимся предлагается подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием. Или же подбор пословиц к определённым моментам в произведении. (слайд 16)

В 4 классе учащимся можно предложить написать мини-сочинение, названием которого будет пословица.

(слайд 17) Хотя подобные задания встречаются уже и во втором классе.

Также для лучшего запоминания пословиц можно использовать такие задания, как:

(слайд 18)



1) Дополни пословицу:

Терпенье и труд ....(всё перетрут).

Слово не воробей,…(вылетит не поймаешь).

Яблоко от яблони …(недалеко падает).

2) Замени выражение пословицами, записанными ниже.

Учись всю жизнь. – (век живи, век учись).

Беречь время. – Делу время – потехе час.

Держи слово. – Не давши слово, крепись, а давши – держись.

3. Собери пословицу. Объясни её смысл.



Работа с любой пословицей должна проходит по плану. (слайд 19)

Также с учащимися можно составить словарь пословиц, выучить основные. Также в словарях можно дать толкование пословицы.

Для подготовки к заданию № 15 можно использовать тот же ресурс «Сдам ГИА: Решу ВПР».

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что учащихся необходимо готовить к написанию ВПР и использовать на уроках или же на внеурочных занятиях различные виды заданий и упражнений для успешного выполнения работы .

Анализ ВПР позволяет выявить не только проблемные поля в целом по классу, но и в отдельности для каждого ученика. Таким образом для каждого учащегося составляется индивидуальный образовательный маршрут. (слайд 20-22) Образовательные маршруты разработаны с учетом индивидуальных затруднений обучающихся, выявленных по результатам выполнения ВПР по русскому языку.

Они направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыках. Маршруты для обучающихся позволят организовать и реализовать индивидуальную и совместную самостоятельную работу обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.





Важно понимать, что подготовка к ВПР это целенаправленный труд педагога по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе. У каждого учителя   свои приёмы, свои методы, свои наработки, опыт для подготовки ребят к успешному написанию ВПР. Мы, учителя, продолжаем учиться на протяжении всей своей жизни, пополняем свои знания, потому что каждый день предъявляются новые требования, появляются новые идеи. Я буду рада, если в моём выступлении вы услышали для себя что-то полезное и нужное.

(слайд 23)

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя