АНАЛИЗ ВСЕРОССИЙСКОЙ
ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»,
4 КЛАСС
Составитель:
учитель МБОУ Лицея №2
Купинского района
Лапина Т. В.
Анализ всероссийской проверочной работы по предмету «Окружающий мир»
УЧИТЕЛЬ
Лапина Татьяна Владимировна
Цель проведения работы:
оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС; осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
• Количество обучающихся в классе: 19
• Количество выполнивших работу: 19
Структура работы
10 заданий ВПР составлены на материале блоков:
1. Человек и природа
2. Человек и общество
Распределение заданий и распределение уровней сложности
Раздел содержания | Число заданий в работе – 10 |
1. Человек и природа (1 часть) | 6 |
2. Человек и общество (2 часть) | 4 |
Система оценивания отдельных заданий ВПР
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 31 балл
Максимум за работу набрали 0 учащихся
Максимальный балл в классе – 27 баллов
Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО
Блоки ПООП НОО
1.Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
2.Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаковосимволическими средствами и т.п.).
3(1)Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
3(2)овладение логическими УУД (анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам);
3(3)обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе - определить, какие из приведённых в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков.
4.Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
5.На основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).
6(1)Элементарные способы изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.
6(2)Вторая часть: сделать вывод на основе проведённого опыта.
6(3)Третья часть проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими УУД (сравнение, анализ, синтез, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
7 (1)Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
7(2)осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач/ выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде
8.Выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определённых профессий.
9.Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России/ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами .
10(1-2) Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
10(3) Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы, родного края , его особенности природы
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОСНОО и с учетом Примерной ООП НОО
№ | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП НОО выпускник научится / получит возможность научиться |
1 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения | узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач |
2 | Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы | использовать знаково-символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы |
3 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе |
4 | Освоение элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде | понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья |
5 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображения | узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач |
6 | Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; / создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
7 | Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач / выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде |
8 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах |
9 | Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | [будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России / осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами |
10 | Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | [будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края |
| |
| |
Сводная таблица по классу | | | | | | | |
| | | | | | |
N | ФИО | Вар. | | | Выполнение заданий | | | Самостоятельность | Уровень | | | |
№ | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3(1) | 3(2) | 3(3) | 4 | 5 | 6(1) | 6(2) | 6(3) | Всего | % | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10(1-2) | 10(3) | Всего | % | | |
М а к с | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | | | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | | | | |
1 | 4001 | 7 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 9 | 90 | 1 | 1 | 3 | 0 | 2 | 4 | 5 | 83.3 | 0 | Повышенный | | |
2 | 4002 | 18 | | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | 100 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 6 | 100 | 2 | Повышенный | | |
3 | 4003 | 7 | | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 7 | 70 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 6 | 100 | 2 | Повышенный | | |
4 | 4004 | 18 | | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 8 | 80 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 4 | 66.6 | 0 | Базовый | | |
5 | 4005 | 18 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | 100 | 0 | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 | 4 | 66.6 | 0 | Базовый | | |
6 | 4006 | 18 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | 100 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | 66.6 | 0 | Базовый | | |
7 | 4007 | 18 | | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | 90 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 83.3 | 1 | Повышенный | | |
8 | 4008 | 7 | | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 8 | 80 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 6 | 100 | 0 | Повышенный | | |
9 | 4009 | 18 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 10 | 100 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 6 | 100 | 1 | Повышенный | | |
10 | 4010 | 18 | | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 9 | 90 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 6 | 100 | 2 | Повышенный | | |
11 | 4011 | 18 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | 100 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 6 | 100 | 2 | Повышенный | | |
12 | 4012 | 7 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 | 90 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 6 | 100 | 0 | Повышенный | | |
13 | 4013 | 7 | | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 8 | 80 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 83.3 | 2 | повышенный | | |
14 | 4014 | 18 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | 100 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 83.3 | 1 | Повышенный | | |
15 | 4015 | 7 | | 2 | 0 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 | 90 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 6 | 100 | 0 | Повышенный | | |
16 | 4016 | 7 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 9 | 90 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 6 | 100 | 2 | Повышенный | | |
17 | 4017 | 7 | | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 5 | 50 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 5 | 83.3 | 1 | Повышенный | | |
18 | 4018 | 7 | | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 5 | 50 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 4 | 3 | 50 | 0 | Базовый | | |
19 | 4019 | 18 | | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 8 | 80 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 5 | 83.3 | 1 | Повышенный | | |
| Итого | | | 19 | 14 | 16 | 17 | 18 | 15 | 19 | 16 | 16 | 14 | 19 | | 13 | 19 | 18 | 16 | 18 | 17 | | | | | | |
| Не достигли базового уровня | % | | 0 | 2.6 | 1.5 | 1.0 | 0.5 | 2.1 | 0 | 2.1 | 1.5 | 2.6 | | 0 | | | | | | | | | | | | |
| Достигли базового уровня | % | | 100 | 97.4 | 98.5 | 90 | 99.5 | 97.9 | 100 | 97.9 | 98.5 | 97.4 | | 100 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
Результаты деятельности учителя по уровням (в соответствии с п.6; 19. 2; 19. 9ФГОС НОО)
Уровень | Количество человек | Процент |
Не достигли базового уровня | 0 | 0 |
Достигли базового уровня | 19 | 100 % |
Достигли базового повышенного уровня | 15 | 78.9% |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 100% участников апробации ВПР справились с проверочной работой по окружающему миру, из них 79% продемонстрировали хороший уровень предметной подготовки. Более успешно выполнены учащимися 4-го класса задания 1, 3(2), 5, 6(2), 7(2), 8, 10(1, 2) .Наиболее трудными оказались задания 3(3), 6(3), 10(3).
В предстоящий период предстоит работа по нескольким направлениям:
- повторить с учащимися материки и страны, их типичных обитателей;
-тренировать учащихся в умении классифицировать объекты по выделенным признакам;
- развивать умение работать с естественнонаучным текстом, где обучающиеся должны не только понять его содержание, но и, самостоятельно определив основания, провести сравнение двух описанных объектов через систему подобранных текстов;
- упражнять их в умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;
- продолжить дополнительную работу с детьми, слабо выполнившими работу.
Необходима коррекция образовательного процесса по учебному предмету окружающий мир по следующим результатам базового уровня
№ задания базового уровня | Проверяемое умение (вид) учебной деятельности) | Вариант | ФИ детей, не достигших базового уровня в выполнении данного задания | Планируемые формы работы с обучающимися по достижению предметных результатов базового уровня* |
3 (3) | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе - определить, какие из приведённых в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. | 7 | 4017, 4001, 4003, 4004, 4006, 4007, 4008, 4012, 4013, 4017, 4018, 4019 | Индивидуальная форма работы, работа в паре, групповая форма работы, коллективная форма |
Практическая работа
Это задание формирует вид учебной деятельности – познавательный.
Вид учебной деятельности учащихся:
-работа с учебником;
-работа с рабочей и тестовой тетрадью;
-работа с дополнительной литературой;
-работа с наглядностью.
№ (3)
При выполнении данного задания используется визуальный канал
Материал для коррекции
Повторить по учебнику тему о природных зонах.
В тетради выполнить задания с контурной картой, работа с моделью – аппликацией, составление
схем цепей питания, выполнение тестовых заданий, рисование экологических плакатов.
Использование атласа – определителя «От земли до неба», книги «Зеленые страницы»
Работа по карте природных зон России, ИКТ
Критерии оценивания
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 31 балл
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 - 7 | 8 - 17 | 18 - 25 | 26 – 31 |
14