Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»
Химический факультет
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
«Решение задач по теме «Электролиз»
Выполнил (а) магистрант 1 курса ХФ
Шадрина О.А.
Проверила
Дмитриева О.М., к.б.н., ст. преп. каф. НиОРХ
Улан-Удэ, 2017
Схема анализа занятия
Ш
адриной О.А.
ФИО преподавателя/студента
Д
ата проведения занятия 11.04.17
Ф
акультет/институт химический факультет
С
пециальность/направление 04.03.01 Химия
К
урс I Номер группы 13160
Д
исциплина Введение в курс общей химии
М
есто дисциплины в учебном плане раздел дисциплин Б1.В.ОД.10 направления 04.03.01 Химия
Т
ема занятия Решение задач по теме «Электролиз»
Ц
ели занятия: формирование у учащихся понятия процесса электролиза, как одного из способов получения металлов; применение теоретических знаний в решении нестандартных задач по теме «Электролиз».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
образовательные:
Научить студентов определять процессы, происходящие на электродах;
Научить составлять суммарные уравнения реакции электролиза;
Совершенствовать практические навыки при решении задач по данной теме.
развивающие:
Развивать мышление учащихся и умение анализировать;
Научить делать логические выводы из наблюдений.
воспитательные:
Воспитать интерес учащихся к изучению химии;
Формировать умение использовать приобретенные знания.
Организация занятия
Занятие проводилось в форме практического занятия, а именно решения задач, и состояло из следующих этапов:
Организационный: Приветствие студентов, перекличка. Сообщение студентам темы занятия, цели и необходимых для её достижения задач. (10 мин.)
Основной этап:
Этап актуализации: Проверка домашнего задания (решение задач на тему «Растворы»). Повторение важнейших опорных понятий таких, как «Электролиз», «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель-восстановитель». (20 мин)
Этап обобщения и систематизации: обобщение сказанного и подведение итогов. (5-7 мин)
Этап закрепления изученного: для закрепления изученного ранее материала со студентами рассматривался электролиз в расплаве и в растворе, устройство электролизера и процессы, протекающие на аноде и на катоде. Также формулировалось определение «Электролиз», и повторялись его количественные аспекты (законы Фарадея). (50 мин.)
Этап изучения новых знаний: приобретение новых знаний в ходе занятия не предполагалось, а только повторение и углубление ранее изученного материала.
Этап применения изученного: для закрепления материала студентам давалось 5 задач, которые они решали совместно с преподавателем. (50 мин.)
Этап подведения итогов: в конце было обобщено сказанное и изученное, кратко проговорены выводы о пройденной теме, подведены итоги занятия. (5 мин.)
Этап информирования о домашнем задании: после подведения итогов были даны карточки с заданием на дом (5 мин.)
Все этапы проведенного занятия имеют четкую логическую последовательность и необходимую продолжительность по времени. Построение занятия полностью соответствует его содержанию и поставленной цели.
Содержание занятия
Содержание занятия соответствует уровню современной науки и требованиям учебной программы по направлению 04.03.01 Химия.
В начале занятия со студентами была проведена проверка домашнего задания. Далее проводилась беседа (повторение основных понятий и определений тем «Электролиз» и «ОВР») для связи изучаемого материала с ранее пройденным.
Для проведения межпредметных связей и обеспечения мотивации у студентов при изучении данной темы, акцентировалось внимание на том, что все знания, полученные в результате занятия, помогут им в будущем при изучении других предметов: биохимии, биологии, физики и т.д.
Для связи теории с практикой студентам было предложено решить задачи (включающие в себя законы Фарадея) и написать для каждой из них процессы, протекающие на аноде и на катоде.
Особое внимание обращалось на электролиз в расплаве и растворе; на электролиз бескислородных и кислородсодержащих кислот и их солей; на влияние степени окисления и положения металлов (электрохимический ряд напряжений) на процесс электролиза.
Методика проведения занятия
Перед повторением темы «Электролиз» со студентами была проведена беседа. В ходе беседы группе задавались следующие опорные вопросы:
Что такое электролиз?
Электролиз - это окислительно-восстановительная реакция, которая протекает под действием и при участии электрического тока.
Какое основное свойство металлов?
Электропроводность.
Что вы знаете об ОВР?
ОВР – химические реакции, протекающие с изменением степени окисления, сопровождающиеся переходом электронов.
Окисление – процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом, сопровождающийся повышением степени окисления. Атом, молекула или ион, отдающий электроны, является восстановителем. Восстановитель в процессе реакции окисляется.
Восстановление – процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом, приводящий к понижению степени окисления. Атом, молекула или ион, принимающий электроны, является окислителем. Окислитель в процессе реакции восстанавливается.
Типы ОВР:
-Межмолекулярные – реакции, в которых атомы окислителя и восстановителя, входят в состав молекул различных исходных веществ.
-Внутримолекулярные – реакции, в которых атомы окислителя и восстановителя, входят в состав молекулы одного и того же исходного вещества и являются атомами различных элементов или одного элемента, но с различной степенью окисления.
-Диспропорционирования – реакции, в которых атомы окислителя и восстановителя входят в состав одного и того же исходного вещества, являются атомами одного и того же элемента и имеют одинаковую степень окисления.
-Контрпропорционирования – реакции, в которых атомы окислителя и восстановителя входят в состав различных исходных веществ, но являются атомами одного элемента в различной степени окисления, при этом образуются молекулы одного и того же продукта.
Самый сильный восстановитель?
Щелочные и щелочноземельные металлы, бескислородные кислоты HCl.
Самый сильный окислитель?
Галогены, O2, кислород содержащие соли KMnO4, K2Cr2O7 и кислоты HNO3, H2SO4 и т.д.
Студенты отвечали на все задаваемые вопросы. Практически со всеми вопросами они справились успешно. После повторения необходимых понятий и определений, были сделаны следующие выводы:
Существует четыре основных типа ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования, контрпропорционирования.
Элементы, находящиеся в низшей степени окисления, могут только окисляться, поскольку их ионы способны лишь отдавать электроны, т.е. они являются типичными восстановителями.
Элементы, находящиеся в высшей степени окисления, могут только восстанавливаться, т.к. их ионы способны лишь принимать электроны, т.е. они являются типичными окислителями.
Вещества, содержащие элементы в промежуточных степенях окисления, обладают окислительно-восстановительной двойственностью, т.е. способны и принимать, и отдавать электроны.
Используемые методы обучения, их соотношение:
При проведении занятия были использованы следующие методы: словесные, наглядные (уравнения электролиза) и практические (решение задач).
Использование средств обучения, целесообразность их применения в соответствии с темой занятия:
В ходе практического занятия использовались такие средства обучения и оборудование как: учебная литература, средства наглядности (схема, уравнения реакций), карточки с задачами.
На занятии большинство студентов работало хорошо, на поставленные вопросы отвечали активно. Группа была внимательна, но заинтересованность к теме проявила не сразу, а лишь во второй половине занятия, когда решали задачи. Каждый студент решал задачи у доски. Ход решений и ответы у всех студентов были верными, но у некоторых возникали трудности с написанием схем электролиза (процессов, протекающих на аноде и катоде).
Для осуществления обратной связи на протяжении всего занятия поддерживался диалог с группой, задавались вопросы. Но из-за нехватки опыта иногда при решении задач больше внимания уделялось студенту, стоящему у доски.
При решении задач были использованы формулы законов Фарадея, поэтому после повторения теории занятия, были объяснены количественные аспекты электролиза (законы Фарадея). Для написания уравнений электролиза было важно, при каких условиях протекает реакция (наличие кислорода в кислоте/соли, степень окисления и положение металла в электрохимическом ряду напряжений), поэтому на это было обращено отдельное внимание.
Для закрепления материала на доске было продемонстрировано, как составляются уравнения электролиза. В качестве примера использовался раствор и расплав хлорида натрия. Также был показан алгоритм решения задач с использованием формул законов Фарадея. Студентам было предложено аналогичным образом решить остальные задачи. Полностью самостоятельно справиться с этой задачей студенты не смогли, поэтому решали коллективно. Студенты по очереди выходили к доске, где, комментируя, они изображали ход решения.
При повторении материала мной ошибок допущено не было, уравнения и формулировки верны. Вследствие чего, свою работу по закреплению пройденного материала оцениваю - хорошо.
Домашнее задание: после подведения итогов студентам было дано задание на дом (решить 2 задачи, аналогичные решенным на занятии; отработать навыки составления уравнений электролиза; повторить тему «Гидролиз», а именно «кислотно-основный», «обратимый/необратимый»).
Психологические основы занятия
Для развития внимания и мышления у студентов во время решения каждой задачи спрашивалось: что восстанавливается/окисляется на катоде/аноде, почему происходит именно так. Для повышения самооценки правильные решения студентов сопровождались словами «хорошо», «молодец», «верно».
Во время занятия моя речь была уверенной и спокойной, присутствовала логика изложения. В аудитории была хорошая рабочая атмосфера. Занятие проходило в размеренном ритме, но присутствовали заминки, а также в конце занятия осталось свободное время.
Подведение итогов занятия
Все запланированные этапы занятия были успешно реализованы: повторение, актуализации знаний, обобщение и систематизация, закрепление ранее изученного материала, подведение итогов. В течение всего занятия студенты работали хорошо, проявляли инициативу. При возникновении вопросов не всегда обращались за помощью, поэтому приходилось спрашивать, в чем трудности. На протяжении всего занятия велась работа со всей группой, каждый был задействован. Из всего вышеперечисленного считаю, что цели занятия были достигнуты, а излишек времени в конце занятия свидетельствует о нехватке опыта преподавателя.