Урок ОБЖ
Класс: 6
Дата: 24.09.18. (№4)
Время: второй урок
Учитель: Черевань Ирина Владимировна
Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна
Тема урока: Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода.
Цель урока: ознакомить учащихся с необходимостью подготовки к походу на природу, что она включает и какое снаряжение необходимо для похода.
Время: 45 мин. Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Беседа по вопросам:
— Для чего необходимо ориентировать карту на местности?
— Как ориентируется карта с помощью компаса?
— Как определить направление своего движения на местности
Сообщение темы урока
Рассказ учителя: При подготовке к походу вам необходимо принять самое активное участие в разработке его плана совместно с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.
Учебные задачи можно разделить следующим образом:
1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.
При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для Определение необходимого снаряжения для похода.
Подготовка к выходу на природу для активного отдыха требует не только определения места и цели похода, разработки маршрута и изучения района похода, но и продуманного подбора и подготовки туристского снаряжения.
При подготовке снаряжения к походу необходимо учесть одно правило: каждый турист должен иметь спички. Кроме того, два-три тщательно упакованных коробка спичек берут в качестве группового неприкосновенного запаса.
В заключение отметим, что туристское снаряжение, которое не опробовано в походе, необходимо проверить в условиях, приближенных к походным.
Итог урока
Закрепление темы урока
— Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
— Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?
— Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
— Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?
Домашнее задание § 1.4 и 1.6
По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.
Анализ урока ОБЖ Черевань И.В.
1) Количество детей в классе - 14. Уровень успеваемости детей – средний. Дети в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность высокая.
2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.
3) Тема раздела: «Основы комплексной безопасности».
Тема модуля: Подготовка к активному отдыху на природе
Тема урока: «Подготовка к выходу на природу» - 1 час, четвёртый урок в модуле. Тема урока связана с предшествующими темами и вытекает из них, т. к. на предыдущих уроках мы изучали темы: «Природа и человек» «Ориентирование на местности» «Определение своего местонахождения и направления движения на местности». При изучении этих тем, учащиеся пришли к выводу, что собираясь к выходу на природу, необходимо самым тщательным образом к нему подготовиться. Поэтому, сегодня на уроке мы остановились на изучении этой темы.
Тема урока также связана с последующими темами: «Определение места для бивака».
4) Урок построен на системно-деятельностной основе.
5) Тип урока - «открытия» нового знания. 6) Методы: (беседа, частично-поисковый практическая работа).
7) Цель урока: знакомство с туристическими походами.
8) Межпредметные связи: биология, география, технология,
9) Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.
10) Ведущие понятия: «маршрут похода», «снаряжение для похода».
Структура урока: структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
В начале урока была проведена актуализация знаний, была определена проблема в форме разрыва знаний.
Эту форму учитель использовала для мотивации познавательной деятельности, учащихся участвовали в определении темы и цели урока. Тема и цели урока сформулированы через проблемную ситуацию.
Цель урока вполне измерима и зафиксирована.
В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.
Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Познавательные:
- искать информацию в разных источниках
- анализировать текс и рисунок, извлекать из них информацию;
-делать вывод
Коммуникативные:
уметь отвечать на вопросы
-строить понятные для партнёра высказывания;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;
Личностные:
• осознавать значение, важность знаний о планировании и подготовки к проведению туристического похода.
Универсальные учебные действия формировались в форме:
регулятивные :
познавательные :
поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик
коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.
личностные :
Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:
создание проблемной ситуации, заполнение таблицы, критериальное оценивание, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.
Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным ; Задания развивают логику, сообразительность, поучительные, имеющие практическую значимость. Задания сформулированы так, чтобы их выполнение невозможно без хорошего знания теоретического материала. Задания непосредственно связаны с темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
Результат урока, достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.
Оценивание результата проведено по заданным в начале урока критериям
Для проверка знаний учащихся применены различные виды контоля: устный, письменный, фронтальный, оценка практических умений.
Выставлена итоговая оценка за урок ( баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.
Проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – использование таблиц. Предмет рефлексии – эмоции и ценностное отношение учащихся к результату урока.
Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.
Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое
Активность учащихся была достаточно высокой.
Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.
Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объёме.
Анализ урока провела: _____________ /Я. В. Огиенко/
С анализом ознакомлена: _____________ /И. В. Черевань/ _________дата
Урок ОБЖ
Класс: 7
Дата: 25.09.18. (№4)
Время: четвертый урок
Учитель: Черевань Ирина Владимировна
Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна
Тема урока «Землетрясение. Причины возникновения и последствия
Урок: усвоения нового материала.
Цель: дать понятие опасному явлению природного происхождения землетрясению;
ознакомить с основными причинами происхождения землетрясений;
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Фронтальный опрос пройденного материала – 3-5 мин.
Дать определение опасного природного явления?
Виды опасных явлений природного происхождения?
Какие опасные явления относятся к геофизическим?
Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня мы подробнее познакомимся с наиболее страшным геофизическим явлением природного происхождения – землетрясением.(Просмотр фрагмента видеофильма).
(определение записывают в тетради)
Землетрясениями называются колебания и смещения земной поверхности, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных процессов и деятельности человека.
(просмотр фотографий с 24-25)
Причины землетрясений:
Естественные глубинные тектонические процессы (эндогенные)
движение литосферных плит (платформ) – Тихоокеанская, Евразийская, Антарктическая, Африканская, Индийская и др (20 плит). (работают по тектонической карте).Определяют соответствие географических объектов и литосферных плит. Америка – Американская плита. Африка – Африканская плита. Евразия – Евразийская платформа. Тихий океан – Тихоокеанская плита
(с помощью мультимедийного оборудования показываю основные траектории движения литосферных плит и центры землетрясений).
Обрушение подземных карстовых пустот или рудников (рисунок).
Падение космических тел.
Извержение вулканов.
Взрывные и строительные работы.
(записывают названия литосферных плит и причины землетрясения в тетради).
4. Закрепление знаний:
Дать определение землетрясения?
Назвать основные причины землетрясения?
Подведение итогов хорошей работы на уроке.
Домашнее задание:
найти дополнительный материал о сейсмических шкалах – Рихтера, Меркали, 12-ти бальной, MSK;
найти дополнительный материал о разрушительных землетрясениях последних столетий;
Д/З: читать стр 22-29, записи и определения в тетради выучить.
Анализ урока
В 7 классе обучается 19 учеников. Большая часть стабильно занимаются по предмету, стремятся получать новые знания, регулярно выполняют домашнее задание. Они имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, на уроках стараются работать в полную меру своих возможностей. А несколько учеников имеют низкую мотивацию не только к изучению ОБЖ, но и ко всей учебной деятельности.
По ходу урока менялись виды деятельности. Это способствовало поддержанию работоспособности школьников в течение урока. Слайды презентации были предназначены для актуализации знаний, для изучения нового материала, для самопроверки, для создания наглядно- образного представления об изучаемых явлениях.
Если говорить о планируемых результатах, то они способствовали формированию у школьников различных видов УУД. Считаю, что материал урока усвоен. Планируемые результаты достигнуты.
Для достижения планируемых результатов были использованы различные методы и приемы:
- словесные: речь и комментарии учителя, диалог между самими учащимися, между учителем и обучающимися, ответы детей;
- наглядные: раздаточный материал, презентация;
- постановка проблемных вопросов;
- устный и письменный контроль, самоконтроль.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Структура урока: 1) Организация начала урока.2) Актуализация знаний 3) Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Постановка целей и задач урока 5) Применение и добывание знаний (проблемные задания) 6) закрепление изученного материала 7) Домашнее задание 8)Рефлексия. Все структурные элементы урока были выдержаны. Целью первого этапа было быстро включить учащихся в рабочий ритм. На втором этапе был проведен фронтальный и индивидуальный опрос с целью актуализации знаний обучающихся по изученной теме. Использование колонок таблицы « знаю», « хочу знать» помогло быстро поставить цели и задачи урока. Изучение нового материала проходило по блокам. Первоначальное закрепление изученного материала осуществлялось при выполнении заданий из технологической карты. Результат усвоения материала урока был проведен в форме тестирования.
Была проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока.
Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.
Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое.
В течение всего урока учитель использовала диалоговую форму общения с обучающимися, что способствовало осуществлению обратной связи ученик – учитель. Предложенные задания способствовали активизации мыслительной деятельности детей, расширяли общий кругозор. В соответствии с темой и этапами обучения считаю, что целесообразно использовать средства обучения, к которым относились компьютер, проектор, экран, электронная презентация, раздаточный материал, «живое слово учителя» наглядный материал был уместен и в достаточном количестве. На уроке формировались навыки самоконтроля. Учитель старалась развивать такие качества как: восприятие, внимание, мышление, память, устную и письменную речь. Чередовала материал разной степени сложности, использовала разнообразные виды деятельности.
Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.
Анализ урока провела: _____________ /Я. В. Огиенко/
С анализом ознакомлена: _____________ /И. В. Черевань/ _________дата
Урок ОБЖ
Класс: 8
Дата: 25.09.18. (№4)
Время: шестой урок
Учитель: Черевань Ирина Владимировна
Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна
Тема урока «Причины ДТП и травматизм людей»
Цель: актуализировать знания безопасного поведения пассажира и пешехода; развивать навыки безопасности, воспитывать умения предвидеть опасность и избегать ее.
Оборудование: мультимедийная установка, комплект дорожных знаков, демонстрационный материал «Дети и дорога», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл., автор А. Т. Смирнов.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.)
- приветствие;
- сверка по журналу;
- план работы на урок.
II. Проверка домашнего задания (7 мин.)
Формы работы:
- фронтальный опрос (1. делимся опытом - из дневника безопасности; 2. мини – викторина: перечислите элементы, с помощью которых организовано ДД, как правильно переходить проезжую часть по пешеходному переходу?, зачем нужны дорожные знаки?, можно ли выходить на улицу и дорогу между машинами, стоящими у дороги?, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?; 3. к какой группе относятся знаки (работа учащихся у доски);
- письменный опрос (работа с карточками)
III. Изучение новой темы (15 мин.)
- Определение темы самими учащимися.
- Определение термина «дорожно – транспортное происшествие» - запись в тетрадь.
- история развития Дорожного движения
- Просмотр видео материала;
- определение опасных и наименее опасных мест в автомобиле;
- определение причин ДТП;
- виды и характер возможных травм. Последствия ДТП (просмотр фотоматериала)
IV. Закрепление темы. (12 мин.)
- решение ситуативных задач по карточкам;
V. Итог урока. (рефлексия) (5 мин.)
- чему научились?
- что узнали нового?
- что было интересно?
- оценки за урок.
VI. Домашнее задание (3 мин.)
- заполнить дневник безопасности;
- повторить определения;
- отрабатывать навыки безопасного поведения пассажира и пешехода.
Анализ урока:
В 8 классе обучается 12 учащихся. Большая часть стабильно занимаются по предмету, стремятся получать новые знания, регулярно выполняют домашнее задание. Они имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, на уроках стараются работать в полную меру своих возможностей. А несколько учеников имеют низкую мотивацию не только к изучению ОБЖ, но и ко всей учебной деятельности.
Сегодняшний урок 1-й в системе уроков из раздела II «Безопасность на дорогах» по календарно-тематическому плану.
Его цель – знакомство с новыми предметными знаниями, развивать навыки по определению потенциально опасных причин ДТП;
- развивать умения, навыки по действию и по формированию безопасного поведения учащихся на дорогах;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся:
учащиеся активны, любознательны, мальчики стремятся быть лидерами, участвуют в спортивных соревнованиях, стремятся к победе, ребята творческие, но имеются неуверенные в себе, не способные самостоятельно принимать решения.
II. Организация педагогической деятельности
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
По ведущему методу обучения – проблемный.
Методы обучения: метод мотивации – создание проблемной ситуации - решение кроссворда, для определения темы и задач урока, поиск информации для написания инструкций по алгоритму поведения населения при дорожно- транспортном происшествии, выбор ответа из многообразия, какую роль выполняет учащийся при работе в группе.
Дополнительные: словесные - беседа, обмен мнениями; наглядные –демонстрация видео-ролика с помощью проектора; эвристические – поиск новых решений на основе имеющихся знаний; практические - самостоятельная работа с учебником; схемами, методы контроля – самоанализ, взаимоанализ, проверка групповых и индивидуальных заданий.
Чтобы решить цель урока, был подобран материал соответствующий заданной теме урока - кроссворд, вопросы, видеоролик, текст учебника, картинки, тест, также деловая игра.
Время, отведенное на все этапы урока было распределено рационально.
Связь между этапами урока была логичной и была направлена на формирование умений у учащихся действовать при ДТП, взаимодействовать друг с другом, решать совместно поставленные задачи.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий соответствует целям и задачам урока.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
Этапы урока:
1. Организационный этап
Задача: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Кратковременная организация процесса (1-2 мин.) старалась быть требовательной, сдержанной, волевой.
Результат: готовность к деятельности учащихся, положительная эмоциональная направленность.
Формы достижения: самостоятельная работа.
2.Актуализация знаний и постановка цели и задачи урока
Задача: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Сформулировать учебные задачи и тему урока.
Какие приемы использовала и почему?
Методы - эвристическая беседа.
Для установления уровня знаний использовала фронтальное решение кроссворда, с учетом их знаний на уроках ОБЖ в 6-7 классах ,в котором была зашифрована тема будущего урока.
Результат: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Ликвидировать причины недостатков в знаниях.
Сформулированы задачи урока и тема урока
(Приемы устного поощрения)
Оценка работы учащихся.
3.Первичное усвоение знаний - открытие «нового» знания.
Задача: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Предварительная формулировка учащимися цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы - чему они должны научиться на уроке.
Формы работы: индивидуальная и групповая, исследовательская деятельность
Методы: беседа, иллюстративный (видеоролик), самостоятельная работа с учебником,
Результат: сформулированы правила поведения, представленные в речевой форме и составлена инструкция по алгоритму действия у учащихся для недопущения дорожно-транспортных происшествий.
понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
4.Первичная проверка понимания
Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Проверка результатов - найти ошибки, исправить. Результаты показывают светофором-красным и зеленым цветом).
Результат: написаны инструкции по алгоритму действия при угрозе, во время наводнения. и после спада воды.
5. Физкультминутка на 19-20 мин. урока
Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся
Результат: Релаксация.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений ( использовала видео ролик)
6. Первичное закрепление новых знаний в знакомой ситуации
( самостоятельного применения знаний)
Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Закрепить у учащихся знания по алгоритму поведения при ДТП, умения правильно принимать решения в зависимости от ситуации, в которой оказался, уметь видеть материал необходимый для самостоятельной работы по данной теме.
Результат:
Расположить картинки по алгоритму действия в условиях ЧС .
Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок.
Способы активизации на разнообразие заданий, их практическая направленность
Методы: групповая и индивидуальная, практическая
7. Первичная проверка понимания
Тестовая работа
Взаимопроверка
Результаты теста:
Усвоение материала -100%
Качество знаний- 91%
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить приемы и последовательность его выполнения (Кратко)
Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у учеников, потому что, инстркутаж проведен и вопросов не было.
9 .Вторичное применение и добывание знаний в новой ситуации.
Задача: закрепление полученных знаний и умений учащимися.
Создание ситуативной игры детьми на проезжей части.
Результат: формировать правила поведения пешеходов на проезжей части.
Методы: деловая игра
10.Рефлексия. Подведение итогов урока
Задача: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Алгоритм оценки работы класса
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),
«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
Чему научились?
Поощрение учащихся учителем
Проблемные задания были ориентированы на развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств учащихся, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Учащиеся имели возможность выбора быть в роли капитана, члена команды, высказать свое мнение, участвовать в сценарии.
Анализ урока провела: _____________ /Я. В. Огиенко/
С анализом ознакомлена: _____________ /И. В. Черевань/ _________дата