Урок биологии в 8 классе
Анализаторы. Органы чувств.
Учитель: Ступникова В.В.
Задачи урока: внести понятие об анализаторах; сформировать знания о функциях и значении анализаторов; показать различие между понятиями «анализаторы» и «орган чувств»; раскрыть причины возникновения иллюзий и механизмы их коррекции.
Оборудование: таблицы с изображением анализаторов, слайды.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
На столах учащихся коробочки с предметами (мешочки с любым содержанием и запахом, плоды каштана и т.д.) Учащиеся открывают коробочки и рассматривают предметы, составляя полную характеристику его.
Учитель:
-Каким путем вы получили информацию о предмете?
-Сколько у человека чувств?
-Что первым принимает на себя воздействие раздражителей внешней и внутренней среды?
-рецепторы
-Как вы думаете почему И.П. Павлов назвал рецепторы своеобразными щупальцами мозга. (учащиеся смотрят на слайд)

-Где находятся рецепторы, и что является их раздражителями?
-Какие рефлексы возникают при раздражении рецепторов органа обонянии, органа вкуса?
-Какие рефлексы появляются в ответ на раздражения кожных органов чувств?
-Как идут рефлекторные дуги всех этих рефлексов?
-Через какие нервы и через какие зоны коры больших полушарий?
III Изучение нового материала
Долгое время было не ясно, как именно события внешнего мира и внутренние изменения преобразуются в ощущения. Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учение об анализаторах., или о сенсорных системах.(от латинского sensus- «чувство» «ощущение»)
-Что такое анализатор?
-Какое отличие между понятиями «орган чувств» и «анализатор»?

Показ слайдов анализаторов: зрительный, слуховой, вкуса, обоняние, осязание и равновесия

-назвать 3части зрительного анализатора

-назвать 3 части слухового анализатора

-назвать 3 части вкусового анализатора

-назвать 3 части обонятельного анализатора



-назвать 3 части чувствительного анализатора

-рассказ учителя о шестом чувстве –равновесии
-Работа в тетради №183 стр.76. Заполнить таблицу.
-Работа с учебником. В тексте « Ощущения» найти что такое модальность и выполнить в тетради №184
-Сформулировать чем иллюзии отличаются от галлюцинаций.Выполнить в тетради №187
IV.Закрепление изученного материала
1.Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех её частей?
2.Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожной концентрации, но если капнуть аммиака на обонятельный нерв, то никакой реакции на организм не будет. Почему?
3. Почему при нарушении деятельности рецепторов человек и животные засыпают?
Выполнить тест.
1) Сигналы внешнего мира преобразуются в нервные импульсы:
а) в ЦНС;
б) в рецепторах;
в) в двигательных нейронах.
2) Рецепторы органа слуха располагаются:
а) в среднем ухе;
б) в наружном слуховом проходе;
в) в улитке;
г) на барабанной перепонке.
3) Органы равновесия находятся:
а) на коже;
б) во внутреннем ухе;
в) в ротовой полости;
г) в полости носа.
4) Нейроны, по которым нервные импульсы предаются от органов чувств в мозг:
а) двигательные;
б) чувствительные;
в) вставочные.
5) Качество пищи определяется с помощью:
а) только вкусовых рецепторов;
б) только осязательных рецепторов;
в) только обонятельных рецепторов;
г) вкусовых, осязательных и обонятельных рецепторов.
6) Доля переднего мозга, в которой располагается зрительная зона КБП:
а) теменная;
б) височная;
в) затылочная;
г) лобная.
Заполнить таблицу
Анализатор | Рецепторный отдел | Проводниковый отдел | Центральный отдел |
Зрительный | Сетчатка глаза (палочки и колбочки) | Зрительный нерв | Затылочная зона коры больших полушарий |
Слуховой и вестибулярный | Внутреннее ухо (улитка, полукружные каналы, овальный и круглый мешочки) | Слуховой нерв | Височная зона КБП |
Обонятельный | Рецепторы носовой полости | Нервные волокна от обонятельных рецепторов | Между теменной и височной зоной КБП |
Вкусовой | Вкусовые почки ротовой полости | Нервные волокна от вкусовых рецепторов | Сенсорная зона КБП |
Кожно-мышечный | Осязательные рецепторы, мышечные веретёна | Чувствительные пути через спинной мозг и ствол мозга | Сенсомоторная зона КБП |
Висцеральный (внутренней среды) | Интерорецепторы внутренних органов | Блуждающий, чревный и тазовый нервы | Сенсомоторная зона КБП |
Учащимся предлагается разгадать кроссворд:
По горизонтали: 1. Мельчайшая структурная единица нервной системы (нейрон).
2. Электрический сигнал, передающийся по мембранам нервных клеток (импульс).
3. Часть нервной системы, анализирующая поступающие в неё сигналы (мозг).
4. Часть рефлекторной дуги, воспринимающая раздражения (рецептор).
5. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой (рефлекс).
По вертикали: Система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения (анализатор).
5. Заключительное слово учителя. (Обобщение, подведение итогов).
Гармонично и красиво
Нас природа сотворила,
По желанию Творца
Миром чувств нас наградила.
Чтоб могли мы видеть, слышать,
Мир собою осязать,
Сладость жизни, вкус Вселенной
Существом своим познать.
V. Задание на дом:параграф 48 тетрадь №185,186