СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализы занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализы занятия»

Этапы анализа:


Первый этап:

1 - каковы первые впечатления;

2 - какая общая оценка учебного занятия;

3 - какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

4 - доволен (недоволен) собой;

5 - все ли задуманное выполнено, или многое не успели;

6 - доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;

7 - какова дисциплина на учебном занятии и др.


Второй этап:

1 - достигнуты ли на учебном занятии поставленные задачи;

2 - оптимально ли протекал учебный процесс;

3 - целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учащихся;

4 - формировался ли познавательный интерес учащихся;

5 - достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;

6 - соблюдались ли на учебном занятии требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места педагога и учащихся, рациональность приемов деятельности учеников и др.);

7 - как работали учащиеся на занятии: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;

8 - удалось ли установить контакт с обучающимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;

9 - довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения учебного занятия;

10 - что надо исправить, изменить, дополнить на следующем учебном занятии.


Схема самоанализа занятия педагога дополнительного образования

1. Общие сведения:

• краткая характеристика учебной группы (детского коллектива):

состав, возраст, год обучения, способности и возможности,

ожидаемые результаты;

• характеристика оборудования учебного занятия: средства

обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

• место в учебном курсе;

• степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном

и развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятия:

• соответствие содержания его цели;

• дидактическая обработка содержания;

• как учебный материал развивает творческие способности детей;

• создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса

к обучению;

• формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

• какой тип занятия избран;

• место занятия в учебном курсе;

• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6. Структура учебного занятия:

• этапы учебного занятия;

• их последовательность;

• главный этап занятия и его характеристика;

• обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

• соответствие применяемых методов цели занятия;

• эффективность данных методов в развитии познавательной

активности детей;

• результативность используемых методов.

8. Система работы педагога:

• умение организовать работу детей;

• управление группой; определение объема учебного материала

для обучающихся;

• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности

общения и др.);

• роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

• организованность, активность;

• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на

конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение

творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

• выполнение запланированного объема;

• степень реализации цели занятия;

• общая оценка результатов и эффективности занятия;

• рекомендации по улучшению качества учебного занятия.


Анализ занятия

педагога дополнительного образования

обучающимися




Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.


  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Спасибо тебе за твои ответы!


Наблюдение за занятием должно охватывать:



1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.


Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.




Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Краткий: проводится сразу после занятия. Наблюдая занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели занятия и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

Структурный: является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет этапы занятия.

Аспектный анализ: - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия:

  1. цели занятия;

  2. структуры и организации занятия;

  3. содержание занятия;

  4. деятельность педагога на занятии;

  5. деятельность детей на занятии;

  6. санитарно-гигиенических условий;

  7. психологического аспекта занятия.

Полный анализ: это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, в случае конфликтной ситуации.

Примерная схема полного анализа занятия

  1. Анализ цели занятия.

Вопросы для анализа:

    1. Правильность и обоснованность цели занятия с учетом:

      1. программных требований;

      2. содержания материала;

      3. необходимого уровня знаний и умений воспитанников;

      4. места занятия в системе занятий по данной теме;

      5. возможностей самого педагога.

    2. Формы и методы доведения цели до воспитанников. Целесообразность этих форм и методов.

    3. Степень достижения поставленной цели.

  1. Анализ структуры и организации занятия

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.

    2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

    3. Целесообразность распределения времени по этапам занятия.

    4. Рациональность использования демонстрационного и раздаточного материала.

    5. Организация начала и конца занятия.

    6. Оптимальный темп ведения занятия.

  1. Анализ содержания занятия

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие содержания занятия поставленной цели.

    2. Доступность изложения материала для детей.

    3. Связь содержания занятия с предварительной работой, накопленным опытом детей.

    4. Связь содержания занятия с потребностями и интересами детей.

    5. Формирование самостоятельного мышления, активной познавательной деятельности, познавательных интересов детей средствами самого материала занятия.

  1. Анализ методики проведения занятия (деятельность педагога)

Вопросы для анализа:

    1. Правильность выбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

      1. темы занятия;

      2. цели занятия;

      3. возможностей детей;

      4. возможностей самого педагога;

      5. учебно-материальной базы.

    2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии.

    3. Формирование у детей новых понятий.

    4. Актуализация диалоговых форм общения во время занятия.

    5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО и др.)

    6. Организация самостоятельной работы воспитанников (виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям и пр.).

    7. Педагогическая техника: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на детей.

  1. Анализ работы воспитанников на занятии.

Вопросы для анализа:

    1. Активность и работоспособность детей на разных этапах занятия.

    2. Эмоционально-позитивное отношение к процессу и предмету познания.

    3. Владеют ли дети способами действий, ориентирующих детей в процессе решения познавательных задач.

    4. Сформированность рефлексивных умений (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, поведение при затруднениях.

    5. Качество знаний и умений, творческая активность (объем, глубина, умение применять знания и умения в различных ситуациях, и на новом материале).

    6. Стремление к самостоятельному приобретению знаний.

  1. Оценка санитарно-гигиенических условий.

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие мебели росту детей.

    2. Уровень освещенности, чистота помещения.

    3. Приемы и методов работы над осанкой воспитанников.

    4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации.

    5. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина, цвет, четкость изображения).

    6. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

  1. Психологический анализ занятия (проводится с педагогом-психологом).

Вопросы для анализа:

    1. Психологическое состояние воспитанников перед занятием и в ходе его (готовность к занятию, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее).

    2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

    3. Развитие и тренировка памяти воспитанников; как организация занятия способствовала развитию всех видов памяти.

    4. Развитие мышления воспитанников: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.), создание условий для развития творческого мышления.

    5. Развитие воображения воспитанников.

    6. Приемы организации осмысленного восприятия материала воспитанниками.

    7. Привлечение эмоций воспитанников в процессе обучения.

    8. Способствовало ли занятие общему развитию личности дошкольника и детского коллектива в целом.

    9. Знание педагогом возрастной психологии и психологический контакт с детьми.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ЗАНЯТИЮ

  1. Оценка самоанализа занятия педагогом.

  2. Общая оценка достижения поставленной на занятии цели.

  3. Аргументированная характеристика достоинств занятия: элементы творчества, находки. Результативность.

  4. Недостатки занятия, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.