СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анатомическое строение корня в связи с выполняемыми функциями

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о зонах корня – корневом  чехлике, зоне роста, зоне всасывания, зоне проведения – особенностях их  строения и функций.  Оборудование и материалы: таблицы «Анатомическое строение корня», «Зоны  корня»,  учебник для 7  класса  «Биология 7»,  тетрадь с печатной основой.  Базовые понятия и термины: корневой  чехлик, зона роста, меристема, корневой  волосок, зона всасывания, зона проведения

Просмотр содержимого документа
«Анатомическое строение корня в связи с выполняемыми функциями»

Тема урока: Анатомическое строение корня в связи с выполняемыми функциями
Цель урока: сформировать у учащихся представление о зонах корня – корневом  чехлике, зоне роста, зоне всасывания, зоне проведения – особенностях их  строения и функций. 
Оборудование и материалы: таблицы «Анатомическое строение корня», «Зоны  корня»,  учебник для 7  класса  «Биология 7»,  тетрадь с печатной основой. 
Базовые понятия и термины: корневой  чехлик, зона роста, меристема, корневой  волосок, зона всасывания, зона проведения. 
                                             СТРУКТУРА УРОКА 
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль  ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин 
Изучение нового материала           ………………………20мин 
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       …………….12мин 
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин 
Домашнее задание………………………………………………………….1мин. 
                                              ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.
Тестовая  работа   «Корень»
3.Актуализация опорных знаний. 
Если выделить отдельно какую-то растительную ткань, напри­мер покровную, то она не сможет существовать самостоятельно и погибнет. Как вы думаете, почему? (ответ – ткани  взаимосвязаны) Растительные ткани не существуют сами по себе, они объединяются в органы, которые, в свою очередь, объединены в целост­ный организм. 
Корень, как растительный  орган  не  будет  являться  исключением. Он  тоже  будет  состоять из  различных  тканей, работающих взаимосвязано, и  выполняя каждая  свою   функцию. В  зависимости  от  того,  какая  ткань  будет  преобладать  в  той или  иной  часть  корня  будут  выделять   различные  зоны  корня, отличающиеся  по  функциям.
Объявление   цели  урока: Сегодня  на  уроке  мы  рассмотрим  анатомическое  строение  корня, а  так же   узнаем,  какие зоны корня выделяют, и  почему  они  вообще  отличаются  друг от  друга
4. Изучение нового материала.
В молодом корне (главном, придаточном, боковом) различают три части или зоны: роста, всасывания и проведения. 
Зона роста находится на кончике корня, ее еще называют конусом нарастания. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся и обеспечивают рост корня в длину. Эта часть корня очень мала: от одного до нескольких миллиметров. 
Сверху зона роста прикрыта корневым чехликом, который за­щищает ее неясные клетки. Твердые частицы почвы повреждают корневой чех лик. Его наружные клетки отмирают, а изнутри нарас­тают новые. 
Над зоной роста расположена зона всасывания. В этой  зоне корень состоит уже из постоянных тканей. Сверху находится покровная ткань, клетки которой образуют выросты — корневые волоски.Именно корневые волоски обеспечивают всасывающую функцию корня. Они тесно прилегают к частицам почвы и погло­щают из них воду и минеральные вещества. Длина волосков невелика — всего несколько миллиметров, но их очень много — сотни на квадратный миллиметр поверхности. Ботаники подсчитали: если сложить длину всех корневых волосков развитого растения ржи, то она может достичь 10000км. 
На поперечном срезе в зоне всасывания хорошо видно внутреннее строение корня. Под покровной тканью расположена многослойная кора. В центре проходят проводящие ткани: широкие сосуды ксиле­мы, которые транспортируют вверх воду и минеральные вещества, и более узкие ситовидные клетки флоэмы, поставляющие в корень продукты фотосинтеза. Вода и минеральные вещества всасываются корневыми волосками, потом они проходят по клеткам коры до со­судов, по которым поднимаются в стебель. Корневые волоски живут недолго, всего несколько дней. В верхней части всасывающей зоны они разрушаются, а снизу, выше зоны роста, все время образуются новые. Зона роста и зона всасывания располагаются на кончиках всех корешков корневой системы растения. 
Выше корневых во­лосков находится проводящая зона корня. По протяженности она самая длинная, так как распространяется до самого стебля. Корень здесь покрыт пробкой, и всасывания почти не происходит. Главная функция корня в этой зоне — проведение веществ из корня в сте­бель и из стебля в корень. В проводящей зоне происходит ветвле­ние, т.е. образуются боковые корни. 
Особенности внутреннего строения корня соответствуют выпол­няемым им функциям — закреплению растения в почве и поглоще­нию из нее воды и минеральных веществ.
5 . Закрепление и систематизация  знаний.
Л.р. № 5. Анатомическое  строение  корня.
6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание

7. Домашнее задание: §, конспект


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя