Тема урока: Анатомическое строение корня в связи с выполняемыми функциями
Цель урока: сформировать у учащихся представление о зонах корня – корневом чехлике, зоне роста, зоне всасывания, зоне проведения – особенностях их строения и функций.
Оборудование и материалы: таблицы «Анатомическое строение корня», «Зоны корня», учебник для 7 класса «Биология 7», тетрадь с печатной основой.
Базовые понятия и термины: корневой чехлик, зона роста, меристема, корневой волосок, зона всасывания, зона проведения.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин
Изучение нового материала ………………………20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….12мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Тестовая работа «Корень»
3.Актуализация опорных знаний.
Если выделить отдельно какую-то растительную ткань, например покровную, то она не сможет существовать самостоятельно и погибнет. Как вы думаете, почему? (ответ – ткани взаимосвязаны) Растительные ткани не существуют сами по себе, они объединяются в органы, которые, в свою очередь, объединены в целостный организм.
Корень, как растительный орган не будет являться исключением. Он тоже будет состоять из различных тканей, работающих взаимосвязано, и выполняя каждая свою функцию. В зависимости от того, какая ткань будет преобладать в той или иной часть корня будут выделять различные зоны корня, отличающиеся по функциям.
Объявление цели урока: Сегодня на уроке мы рассмотрим анатомическое строение корня, а так же узнаем, какие зоны корня выделяют, и почему они вообще отличаются друг от друга
4. Изучение нового материала.
В молодом корне (главном, придаточном, боковом) различают три части или зоны: роста, всасывания и проведения.
Зона роста находится на кончике корня, ее еще называют конусом нарастания. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся и обеспечивают рост корня в длину. Эта часть корня очень мала: от одного до нескольких миллиметров.
Сверху зона роста прикрыта корневым чехликом, который защищает ее неясные клетки. Твердые частицы почвы повреждают корневой чех лик. Его наружные клетки отмирают, а изнутри нарастают новые.
Над зоной роста расположена зона всасывания. В этой зоне корень состоит уже из постоянных тканей. Сверху находится покровная ткань, клетки которой образуют выросты — корневые волоски.Именно корневые волоски обеспечивают всасывающую функцию корня. Они тесно прилегают к частицам почвы и поглощают из них воду и минеральные вещества. Длина волосков невелика — всего несколько миллиметров, но их очень много — сотни на квадратный миллиметр поверхности. Ботаники подсчитали: если сложить длину всех корневых волосков развитого растения ржи, то она может достичь 10000км.
На поперечном срезе в зоне всасывания хорошо видно внутреннее строение корня. Под покровной тканью расположена многослойная кора. В центре проходят проводящие ткани: широкие сосуды ксилемы, которые транспортируют вверх воду и минеральные вещества, и более узкие ситовидные клетки флоэмы, поставляющие в корень продукты фотосинтеза. Вода и минеральные вещества всасываются корневыми волосками, потом они проходят по клеткам коры до сосудов, по которым поднимаются в стебель. Корневые волоски живут недолго, всего несколько дней. В верхней части всасывающей зоны они разрушаются, а снизу, выше зоны роста, все время образуются новые. Зона роста и зона всасывания располагаются на кончиках всех корешков корневой системы растения.
Выше корневых волосков находится проводящая зона корня. По протяженности она самая длинная, так как распространяется до самого стебля. Корень здесь покрыт пробкой, и всасывания почти не происходит. Главная функция корня в этой зоне — проведение веществ из корня в стебель и из стебля в корень. В проводящей зоне происходит ветвление, т.е. образуются боковые корни.
Особенности внутреннего строения корня соответствуют выполняемым им функциям — закреплению растения в почве и поглощению из нее воды и минеральных веществ.
5 . Закрепление и систематизация знаний.
Л.р. № 5. Анатомическое строение корня.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
7. Домашнее задание: §, конспект