СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 23282

Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Критерий вида Описание
  Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками
Географический Большая синица обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки

2.  Тип 2 № 45707

Экспериментатор поместил культуру эвглен зелёных в тёмный шкаф на продолжительное время. Как изменились жизнеспособность этих организмов и количество в них хлорофилла? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Снизилась.

2.  Увеличилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Жизнеспособность Количество хлорофилла

3.  Тип 3 № 24208

В клетке листа вишни 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит макроспора этого растения? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 2416

При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В  — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

5.  Тип 5 № 45804

 

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен органоид, который в нервной ткани отвечает за синтез и секрецию нейромедиаторов?

6.  Тип 6 № 45805

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Сливается с эндосомами

Б)  Синтезирует собственные белки

В)  Состоит из триплетов

Г)  Немембранный органоид

Д)  Окисляет органические вещества до углекислого газа и воды

Е)  Синтезирует трансмембранные белки

 

 

 

ОРГАНОИДЫ

 

1)  (2)

2)  (3)

3)  (4)

4)  (10)

 

 

 

Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 46156

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже характеристик можно использовать для описания методов клеточной или генной инженерии?

 

1.  Гибридизация культур клеток.

2.  Скрещивание организмов.

3.  Выведение гетерозисных сортов.

4.  Перенос ядра из одной клетки в другую.

5.  Статистический подсчёт фенотипических классов.

6.  Заражение клеток модифицированным вирусом.

8.  Тип 8 № 27592

Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Вхождение в рибосому второй тРНК.

2.  Присоединение первой тРНК.

3.  Образование пептидной связи.

4.  Прикрепление рибосомы к иРНК.

5.  Сдвиг рибосомы на один триплет.

9.  Тип 9 № 52101

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс образования гаметофита?

10.  Тип 10 № 52102

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Имеет специальные нитевидные выросты  — элатеры

Б)  Образует половые клетки

В)  Даёт начало гаплоидному поколению

Г)  Передвигается в водной среде

Д)  Образуется в антеридиях

Е)  Клетка формирующаяся митозом

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 52148

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение членистоногого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Паутинная железа.

2.  Сердце.

3.  Кишечник.

4.  Трахеи.

5.  Ядовитая железа.

6.  Лёгочный мешок.

12.  Тип 12 № 21048

Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Семейство Люди.

2.  Класс Млекопитающие.

3.  Отряд Приматы.

4.  Тип Хордовые.

5.  Род Человек.

6.  Вид Человек разумный.

13.  Тип 13 № 52221

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначен гипофиз?

14.  Тип 14 № 52226

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Участвует в поддержании тонуса скелетных мышц

Б)  Продолжение спинного мозга

В)  Выполняет проведение зрительной и слуховой информации

Г)  Находится дыхательный и сосудодвигательный центр

Д)  Располагается четверохолмие

Е)  Лежит на задней поверхности моста

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 10229

Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

 

1.  Реализуются безусловные рефлексы.

2.  Способность к абстрактному мышлению.

3.  Способность реагировать на знакомое слово.

4.  Осознанная речь.

5.  Общение знаками, символами, понятиями.

6.  Сформированное условно-рефлекторное поведение.

16.  Тип 16 № 21020

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Колебание слуховых косточек.

2.  Колебание жидкости в улитке.

3.  Колебание барабанной перепонки.

4.  Раздражение слуховых рецепторов.

17.  Тип 17 № 21877

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

18.  Тип 18 № 16873

Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.

 

1.  Бактерии гниения.

2.  Грибы.

3.  Клубеньковые бактерии.

4.  Пресноводные рачки.

5.  Бактерии-⁠сапрофиты.

6.  Майские жуки.

19.  Тип 19 № 14188

Установите соответствие между организмами  — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

A)  мхи, папоротники

Б)  беззубки и перловицы

B)  ели, лиственницы

Г)  плесневые грибы

Д)  гнилостные бактерии

Е)  амёбы и инфузории

 

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

 

1)  продуценты

2)  консументы

3)  редуценты

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

20.  Тип 20 № 22839

Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

 

Пути эволюции

 

 

Пути эволюции Характеристика Примеры признаков у организмов
ароморфоз ____________ (Б) появление головного мозга у рыб
____________ (А) упрощение уровня организации,

утрата отдельных органов

утрата пищеварительной

системы у ленточных червей

идиоадаптация частные приспособления

к условиям среды

____________ (В)

 

Список терминов и понятий

1.  Переход к сидячему образу жизни.

2.  Общая дегенерация.

3.  Биологический регресс.

4.  Крупные изменения в строении, повышение уровня организации.

5.  Отсутствие конечностей у змей.

6.  Специализации к условиям обитания.

7.  Появление оболочек у зародыша пресмыкающихся.

8.  Утрата корней у некоторых растений-⁠паразитов.

21.  Тип 21 № 22969

Проанализируйте график «Выработка инсулина в ответ на введение 20 гр глюкозы в организме здорового человека и человека, больного сахарным диабетом».

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1.  В организме здорового человека сразу наблюдается резкое увеличение секреции инсулина на введение глюкозы.

2.  Людям, больным сахарным диабетом, необходимо применять сахароснижающие препараты и сахарозаменители.

3.  Уровень сахара в крови здорового человека изменяется быстрее, чем у людей, больных сахарным диабетом.

4.  Контрольные измерения уровня инсулина в исследуемых группах людей проводилась за полчаса до введения глюкозы.

5.  Правильное питание и физические нагрузки положительно влияют на выработку инсулина.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 52362

Исследователь решил установить, откуда атомы кислорода попадают в молекулы кислорода при фотосинтезе  — из молекул воды или из молекул углекислого газа. В эксперименте он снабжал растения водой и углекислым газом, содержащими изотоп кислорода 18О и анализировал наличие 18О в выделяемом растением кислороде. При снабжении растения водой, содержащей изотоп 18О, выделяемые молекулы кислорода содержали изотоп 18О, тогда как при снабжении растения углекислым газом с изотопом 18О образующийся кислород не имел изотопа 18О.

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

23.  Тип 23 № 52292

Ученый провел эксперимент с клетками эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 3%, 7% и 10% раствор поваренной соли (хлорида натрия). Ученый зарисовал строение клеток через две минуты от начала эксперимента. Результаты изображены на рисунках.

Почему в ходе эксперимента изменяется объем живой части клетки (протопласта)? Изменится ли объем живой части клетки (протопласта), если в эксперименте вместо 10% раствора поваренной соли (хлорида натрия) использовать раствор с равной протопласту концентрацией соли? Ответ поясните.

24.  Тип 24 № 19013

Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.

25.  Тип 25 № 11061

В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей?

26.  Тип 26 № 24231

Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.

Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.

27.  Тип 27 № 21340

Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 11751

Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян  — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698  — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301  — с гладкими жёлтыми семенами и 316  — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 3»

1.  Тип 1 № 23282

Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Критерий вида

Описание


Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками

Географический

Большая синица обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки

2.  Тип 2 № 45707

Экспериментатор поместил культуру эвглен зелёных в тёмный шкаф на продолжительное время. Как изменились жизнеспособность этих организмов и количество в них хлорофилла? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Снизилась.

2.  Увеличилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Жизнеспособность

Количество хлорофилла

3.  Тип 3 № 24208

В клетке листа вишни 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит макроспора этого растения? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 2416

При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В  — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

5.  Тип 5 № 45804

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен органоид, который в нервной ткани отвечает за синтез и секрецию нейромедиаторов?

6.  Тип 6 № 45805

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Сливается с эндосомами

Б)  Синтезирует собственные белки

В)  Состоит из триплетов

Г)  Немембранный органоид

Д)  Окисляет органические вещества до углекислого газа и воды

Е)  Синтезирует трансмембранные белки

ОРГАНОИДЫ

1)  (2)

2)  (3)

3)  (4)

4)  (10)

 

Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 46156

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже характеристик можно использовать для описания методов клеточной или генной инженерии?

 

1.  Гибридизация культур клеток.

2.  Скрещивание организмов.

3.  Выведение гетерозисных сортов.

4.  Перенос ядра из одной клетки в другую.

5.  Статистический подсчёт фенотипических классов.

6.  Заражение клеток модифицированным вирусом.

8.  Тип 8 № 27592

Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Вхождение в рибосому второй тРНК.

2.  Присоединение первой тРНК.

3.  Образование пептидной связи.

4.  Прикрепление рибосомы к иРНК.

5.  Сдвиг рибосомы на один триплет.

9.  Тип 9 № 52101

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс образования гаметофита?

10.  Тип 10 № 52102

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Имеет специальные нитевидные выросты  — элатеры

Б)  Образует половые клетки

В)  Даёт начало гаплоидному поколению

Г)  Передвигается в водной среде

Д)  Образуется в антеридиях

Е)  Клетка формирующаяся митозом

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 52148

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение членистоногого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Паутинная железа.

2.  Сердце.

3.  Кишечник.

4.  Трахеи.

5.  Ядовитая железа.

6.  Лёгочный мешок.

12.  Тип 12 № 21048

Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Семейство Люди.

2.  Класс Млекопитающие.

3.  Отряд Приматы.

4.  Тип Хордовые.

5.  Род Человек.

6.  Вид Человек разумный.

13.  Тип 13 № 52221

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначен гипофиз?

14.  Тип 14 № 52226

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Участвует в поддержании тонуса скелетных мышц

Б)  Продолжение спинного мозга

В)  Выполняет проведение зрительной и слуховой информации

Г)  Находится дыхательный и сосудодвигательный центр

Д)  Располагается четверохолмие

Е)  Лежит на задней поверхности моста

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 10229

Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

 

1.  Реализуются безусловные рефлексы.

2.  Способность к абстрактному мышлению.

3.  Способность реагировать на знакомое слово.

4.  Осознанная речь.

5.  Общение знаками, символами, понятиями.

6.  Сформированное условно-рефлекторное поведение.

16.  Тип 16 № 21020

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Колебание слуховых косточек.

2.  Колебание жидкости в улитке.

3.  Колебание барабанной перепонки.

4.  Раздражение слуховых рецепторов.

17.  Тип 17 № 21877

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

18.  Тип 18 № 16873

Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.

 

1.  Бактерии гниения.

2.  Грибы.

3.  Клубеньковые бактерии.

4.  Пресноводные рачки.

5.  Бактерии-⁠сапрофиты.

6.  Майские жуки.

19.  Тип 19 № 14188

Установите соответствие между организмами  — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.

 

 

ОРГАНИЗМЫ

A)  мхи, папоротники

Б)  беззубки и перловицы

B)  ели, лиственницы

Г)  плесневые грибы

Д)  гнилостные бактерии

Е)  амёбы и инфузории

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1)  продуценты

2)  консументы

3)  редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 22839

Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Пути эволюции

Пути эволюции

Характеристика

Примеры признаков у организмов

ароморфоз

____________ (Б)

появление головного мозга у рыб

____________ (А)

упрощение уровня организации,

утрата отдельных органов

утрата пищеварительной

системы у ленточных червей

идиоадаптация

частные приспособления

к условиям среды

____________ (В)

 

Список терминов и понятий

1.  Переход к сидячему образу жизни.

2.  Общая дегенерация.

3.  Биологический регресс.

4.  Крупные изменения в строении, повышение уровня организации.

5.  Отсутствие конечностей у змей.

6.  Специализации к условиям обитания.

7.  Появление оболочек у зародыша пресмыкающихся.

8.  Утрата корней у некоторых растений-⁠паразитов.

21.  Тип 21 № 22969

Проанализируйте график «Выработка инсулина в ответ на введение 20 гр глюкозы в организме здорового человека и человека, больного сахарным диабетом».

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1.  В организме здорового человека сразу наблюдается резкое увеличение секреции инсулина на введение глюкозы.

2.  Людям, больным сахарным диабетом, необходимо применять сахароснижающие препараты и сахарозаменители.

3.  Уровень сахара в крови здорового человека изменяется быстрее, чем у людей, больных сахарным диабетом.

4.  Контрольные измерения уровня инсулина в исследуемых группах людей проводилась за полчаса до введения глюкозы.

5.  Правильное питание и физические нагрузки положительно влияют на выработку инсулина.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 52362

Исследователь решил установить, откуда атомы кислорода попадают в молекулы кислорода при фотосинтезе  — из молекул воды или из молекул углекислого газа. В эксперименте он снабжал растения водой и углекислым газом, содержащими изотоп кислорода 18О и анализировал наличие 18О в выделяемом растением кислороде. При снабжении растения водой, содержащей изотоп 18О, выделяемые молекулы кислорода содержали изотоп 18О, тогда как при снабжении растения углекислым газом с изотопом 18О образующийся кислород не имел изотопа 18О.

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

23.  Тип 23 № 52292

Ученый провел эксперимент с клетками эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 3%, 7% и 10% раствор поваренной соли (хлорида натрия). Ученый зарисовал строение клеток через две минуты от начала эксперимента. Результаты изображены на рисунках.

Почему в ходе эксперимента изменяется объем живой части клетки (протопласта)? Изменится ли объем живой части клетки (протопласта), если в эксперименте вместо 10% раствора поваренной соли (хлорида натрия) использовать раствор с равной протопласту концентрацией соли? Ответ поясните.

24.  Тип 24 № 19013

Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.

25.  Тип 25 № 11061

В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей?

26.  Тип 26 № 24231

Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.

Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.

27.  Тип 27 № 21340

Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 11751

Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян  — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698  — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301  — с гладкими жёлтыми семенами и 316  — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя