Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ РАСТЕНИЯ
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания мейоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при вегетативном размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
Установите последовательность стадий в жизненном цикле печёночного сосальщика, начиная с цисты. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и агротехническими методами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) удаление корневой меристемы
Б) использование привоя и подвоя
В) формирование кроны
Г) увеличение площади всасывания минеральных веществ
Д) активация пазушных почек
Е) объединение свойств разных видов растений
АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Б) Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В) Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Состоит из нескольких долей
Е) Расположен в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) петров крест и многолетнее растение
Б) заяц и волк
В) клевер и корова
Г) бычий цепень и человек
Д) кит и рачки
Е) трутовый гриб и берёза
ТИП
1) хищничество (выедание)
2) паразит-хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости
Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
мутационная
появление в потомстве растения-альбиноса
наследственная
Б
в результате комбинации гамету потомков формируется новый фенотип
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий
1. Наследственная.
2. Рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы.
3. Изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры.
4. Комбинативная.
5. Ненаследственная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.