1. Тип 1 № 27575
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | Одна мышь |
Органоидно-клеточный | Митохондрия в мышечной клетке мыши |
2. Тип 2 № 55998
Экспериментатор изучал как изменится количество белков и активность ферментов в курином яйце при нагреве от 22 °C до 55 °C.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество белков | Активность ферментов |
| |
3. Тип 3 № 6705
Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 11559
Каково соотношение генотипов у потомства, полученного от скрещивания особей с генотипами АаВb х ААВВ при независимом наследовании признаков?
5. Тип 5 № 52710
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена структура, имеющая симбиотическое происхождение?
6. Тип 6 № 52711
Установите соответствие между характеристиками и структурами клетки, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) протекание гликолиза
Б) кольцевые молекулы ДНК
В) синтез рРНК для рибосом 70S-типа
Г) сборка субъединиц рибосом 40S и 60S из молекул рРНК и белков
Д) организация микротрубочек веретена деления
Е) наличие белка тубулина
СТРУКТУРА КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 57047
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных процессов являются примерами пластического обмена?
1. Гликолиз.
2. Брожение.
3. Трансляция.
4. Денатурация.
5. Фотосинтез.
6. Репликация.
8. Тип 8 № 31639
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий.
2. Многократное самоопыление родительских растений.
3. Подбор исходных растений с определёнными признаками.
4. Получение высокопродуктивных гибридов.
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий.
9. Тип 9 № 63244
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Под каким номером на рисунках обозначено однодольное растение?
10. Тип 10 № 63245
Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) преобладание гаметофита над спорофитом
Б) ветроопыление
В) размножение семенами
Г) наличие заростка в жизненном цикле
Д) отсутствие корней
Е) развитие из протонемы
РАСТЕНИЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 63707
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
По каким признакам млекопитающих относят к типу Хордовые?
1) постэмбриональное развитие без превращения
2) сердце четырёхкамерное
3) наличие брюшной аорты
4) у эмбриона в глотке находятся жаберные щели
5) трубчатого типа нервная система
6) волосяной покров
12. Тип 12 № 22082
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Лосось.
2. Животные.
3. Лососёвые.
4. Хордовые.
5. Атлантический лосось.
6. Рыбы.
13. Тип 13 № 65485
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен орган опорно-двигательной системы?
14. Тип 14 № 65486
Установите соответствие между характеристиками и видами нейронов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) передача нервных импульсов от рецепторов в спинной мозг
Б) передача нервных импульсов от ЦНС к исполнительному органу
В) находится в пределах периферической нервной системы
Г) аксоны расположены в переднем корешке спинного мозга
Д) образует задние корешки спинного мозга
Е) формируют нервные узлы, расположенные вблизи спинного мозга
НЕЙРОНЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 16872
Выберите признаки безусловных рефлексов.
1. Видоспецифичные.
2. Вырабатываются в постоянных условиях среды.
3. Не имеют постоянных рефлекторных дуг.
4. Имеют постоянные рефлекторные дуги.
5. Не наследуются.
6. Формируются с образованием временных связей в коре мозга.
16. Тип 16 № 20537
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Вставочный нейрон.
2. Чувствительный нейрон.
3. Рецепторы кожи.
4. Скелетная мышца.
5. Исполнительный нейрон.
17. Тип 17 № 46540
Выберите три предложения, где даны описания признаков морфологического критерия вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Проросток сосны включает в себя пять — девять фотосинтезирующих семядолей. (3) Сосна способна развиваться на любой почве. (4) Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5) Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6) Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, и происходит оплодотворение.
18. Тип 18 № 20883
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1. Вырубка деревьев.
2. Увеличение затененности.
3. Недостаток влаги в летний период.
4. Сбор дикорастущих растений.
5. Низкая температура воздуха зимой.
6. Вытаптывание почвы.
19. Тип 19 № 21565
Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) низкая саморегуляция
Б) разнообразие продуцентов
B) доминирование монокультуры
Г) короткие пищевые цепи
Д) разветвлённые сети питания
Е) видовое разнообразие животных
ЭКОСИСТЕМЫ
1) пшеничное поле
2) ковыльная степь
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 41053
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название | Особенности | Пример |
___________ (А) | постепенный сдвиг максимума распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | ___________ (Б) | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение распределения признака на два максимума | ___________ (В) |
Список терминов и понятий
1. Дегенеративный.
2. Движущий.
3. Прогрессивный.
4. Длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах.
5. Собаки одной породы с разной окраской шерсти.
6. Образование устойчивых к антибиотику бактерий.
7. Отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака.
8. Ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 20712
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий:
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды;
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии;
3) зависит от генетической программы организма;
4) в интервале от 20 до 36 °C повышается;
5) уменьшается при температуре выше 36 °C в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
22. Тип 22 № 63287
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
В жидкую питательную среду помещались бактерии, после чего в восемь одинаковых пробирок разливалась среда с бактериями одинакового объёма. В пробирки добавлялся пребиотик в различных концентрациях. Пробирки инкубировались в течение 6 часов, после чего измерялась оптическая плотность среды с бактериями (предполагается, что чем больше в среде бактерий, тем мутнее будет среда и, соответственно, тем выше будет её оптическая плотность). Результаты исследователь нанёс на график. Каждая точка соответствует значению оптической плотности в одной из восьми пробирок.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? В качестве отрицательного контроля* в данном эксперименте использовалась питательная среда, в которую не были добавлены бактерии. Почему такой отрицательный контроль нельзя считать адекватным? Как на самом деле необходимо поставить отрицательный контроль в данном исследовании? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
23. Тип 23 № 65466
Экспериментатор решил установить зависимость скорости сокращения сократительной вакуоли инфузории туфельки Paramecium caudatum) в зависимости от концентрации солей во внеклеточной среде. Для этого культуру инфузорий, выращиваемую в нефильтрованной воде, помещали в растворы с концентрацией поваренной соли 3%, 5%, 7%, 10%. Результаты эксперимента представлены в таблице и на графике.
Что будет выделять сократительная вакуоль инфузории во внешнюю среду, если известно, что концентрация веществ в цитоплазме инфузории выше, чем в нефильтрованной воде? Почему? Объясните, как связаны между собой частота сокращения сократительной вакуоли и концентрация поваренной соли во внешней среде.
24. Тип 24 № 17772
Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
25. Тип 25 № 23187
У жаб площадь газообмена легких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через легкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.
26. Тип 26 № 25472
Среди различных видов мух преобладают комнатные — мухи, постоянно залетающие в закрытые помещения (жилища людей, продовольственные магазины, столовые, кухни, помещения для домашних животных и другие). Почему борьба только с летающими мухами не даёт хороших результатов? Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с мухами? Ответ поясните.
27. Тип 27 № 26676
Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5’ − ЦТАТГААТАЦТГАТЦТТАГТ − 3’
3’ − ГАТАЦТТАТГАЦТАГААТЦА − 5’.
Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание |
У | Ц | А | Г |
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. Тип 28 № 16034
У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.