СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе по теме "Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США." может оказаться полезен учителю для проведения урока и организации самостоятельной/групповой работы обучающихся в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США.»

П.12-13. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТЕМОЙ

Западная Европа смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Ещё в конце XVI в. на эти земли стали претендовать англичане. В начале XVII в. они основывают в Северной Америке колонии. 

Первые поселенцы-колонисты:

  • Английские пуритане, бежавшие от преследований Якова I и Карла I (их поселения получили название «Новая Англия»),

  • Протестанты из Франции и Голландии,

  • Крестьяне, потерявшие земельные наделы вследствие огораживания,

  • «Беспокойные» бедняки, среди которых было много молодёжи, не получившей никакого ремесла и пригодные к труду преступники, которые высылались властями из страны.

Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607г. (что в это время происходило в России?) на территории будущей Виргинии.

В 1620г. у берегов мыса Код корабль «Мэйфлауэр» высадил группу из 102 пуритан (отцов-пилигримов) (что в это время происходило в России?). На этом месте был построен город Новый Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний. Эту территорию населяли две крупные группировки индейских племёнирокезы и алгонкины. В результате колонизации индейцы были большей частью вытеснены за пределы колоний или истреблены, а их земли захвачены (это колонисты оправдывали «Божьей волей», они искренне считала себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения силы).

В колониях широкое распространение получило фермерское хозяйство, постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVIIв. появились первые мануфактуры. В южных колониях землевладельцы закладывали обширные плантации, где выращивали хлопок, табак, рис.

Колониальное общество состояло из различных групп населения:

  • Фермеров,

  • Предпринимателей,

  • Наёмных работников,

  • Плантаторов-землевладельцев,

  • «законтрактованных слуг»,

  • Негров-рабов.

Многие лично свободные поселенцы уходили на Запад и становились фермерами (про этот период истории Северной Америки много написано книг - особо знаменит Фенимор Купер - и снято фольмов-вестернов).

Свободной рабочей силы недоставало, и поэтому её ввозили. Некоторые иммигранты-бедняки, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем перепродавали их в Америке. Этих людей называли законтрактованными слугами или белыми рабами, и им надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет. Но на плантациях постепенно укоренился труд негров-рабов, которых ввозили в колонии.

Постепенно общность территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии заложила основы образования новой нации.

Англия активно вмешивалась в экономику колоний:

  • В XVIIв. в Англии издали закон, лишавший колонии права свободной торговли; им разрешалось торговать только с Англией, собиравшей в колониях налоги, вывозившей оттуда ценное сырьё и ввозившей готовые товары (мешало развиваться внутреннему производителю в колониях).

  • Английский парламент ввёл в колониях запреты: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, на выделку тканей, запрещалось ввозить не только машины, но и их чертежи.

  • Под предлогом защиты от индейцев английский король послал в колонии десятитысячное войско, которое должны были содержать сами колонисты.

  • В 1763г. издан королевский указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы, что лишало мелких арендаторов возможности уйти на Запад и стать свободными фермерами.

  • В 1765г. английский парламент издал закон о гербовом сборе: при покупке любого товара, вплоть до газет, нужно было платить налог  (доказательством уплаты служила специальная марка, наклеенная на лист гербовой бумаги); закон вызвал массовое движение протеста, в частности, в 1773г. жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту, и выбросили за борт тюки необлагаемого налогом чая. Это событие получило название «Бостонское чаепитие».

К Середине XVIII в. в колониях сформировалась североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами. Национальное самосознание было оскорблено зависимостью от английского короля и парламента. Главная причина недовольства колонистов заключалась в том, что политика короля оскорбляла человеческое достоинство жителей колоний. Народ колоний был готов к войне.

В 1774г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс, который не решился порвать отношения с Англией, но осудил её политику. Конгресс принял Декларацию, в которой провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, и призвал население колоний к бойкоту английских товаров.

Вооружённая борьба началась 9 апреля 1775г. Английский отряд получил приказ уничтожить подпольный склад оружия колонистов. В ходе операции англичане убили 8 и ранили 10 колонистов. На обратном пути англичане подверглись нападению и, понеся большие потери, отступили. Так началась американская Война за независимость. Создание регулярной армии и командование ею поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Ва́шингтону (1732-1799).

Не всё население колоний поддержало Войну за независимость, фактически страна разделилась на два лагеря:

  • патриотов и

  • лояли́стов.

Патриотами – сторонниками независимости – называло себя почти всё население колоний. На стороне колонистов был и самый известный американский просветитель Бенджамин Франклин.

Однако были и те, кто выступал против независимости колоний (стали называться лоялистами):

  • аристократия, получившая огромные земельные владения от английской короны,

  • духовенство англиканской церкви,

  • многочисленные чиновники колониальной администрации,

  • часть купцов, связанных с рынками Англии,

  • сбежавшие с плантаций негры, которым английское правительство пообещало свободу,

  • часть индейцев, английское правительство пообещало неприкосновенность их земель.

Лоялисты сражались вместе с англичанами и шпионили в тылу патриотов.

4 июля 1776 г. Конгресс принял Декларацию об отделении от Англии, которая провозглашала создание независимого государства – Соединённых Штатов Америки (США). Её автором был Томас Джефферсон (1743-1826), талантливый мыслитель, гуманист, деятель Просвещения, политик, адвокат и противник рабства. Для Джефферсона разрыв с Англией являлся не просто достижением независимости, но средством создания государства на принципах народного верховенства и естественного равенства людей.

Декларация независимости:

  1. провозглашала принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа) и право народа на свержение власти, нарушающей его права,

  2. провозглашала равенство людей и такие неотчуждаемые (естественные) права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью.

Военные действия развернулись главным образом на севере страны.

Во время Войны за независимость США получили поддержку со стороны главной соперницы Англии в борьбе за колонии – Франции. Бенджамину Франклину удалось убедить французское правительство объявить войну Англии и послать в Америку войска. Стремясь ослабить Англию, в войну против неё вступили также Испания и Голландия. Дружескую позицию по отношению к США заняла Россия (кто правил в это время в России?), заинтересованная в ослаблении «владычицы морей» (Англии).

В 1781г. основные силы англичан сдались американцам и французам, Англия потерпела поражение.

В 1783г. между США и Англией был подписан равноправный мирный договор, в котором Англия признавала независимость Соединённых Штатов.

Итоги и значение Войны за независимость:

  • покончено с зависимостью колоний от власти короля и английской аристократии (национально-освободительный характер войны),

  • установлен республиканский строй (по сути, Война стала одновременно и революцией),

  • уничтожены все препятствия в развитии промышленности и торговли,

  • основой человеческого счастья, по утверждению современников, стало свободное распоряжение собственностью,

  • после войны в США начало развиваться капиталистическое хозяйство, создались условия для промышленного переворота.

  • НО рабство негров в южных штатах ещё сохранялось, индейцев по-прежнему сгоняли с их земли, жизнь многих бедняков осталась тяжёлой.

В мае 1787г. в Филадельфии специальное собрание представителей штатов выработало Конституцию США, которая:

  • закрепляла республиканский строй и превращала США в федерацию,

  • федеральное правительство решало вопросы финансов, составления общих законов, контроля за их исполнением, внешней политики и обороны,

  • предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти (ей возглавил президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями, первым президентом США избран Джордж Вашингтон),

  • подготовленные поправки в конституцию – Билль о правах – закреплял предоставление гражданам свободы слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища.

Конституция США стала первым документом своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли о прирождённых правах человека и разделении властей.

ПОВТОРЕНИЕ

  • Метрополия,

  • Колония,

  • Колонизация,

  • Новый Свет,

  • Старый Свет,

  • Пуритане,

  • Протестанты,

  • Индейцы,

  • Мануфактура,

  • Революция,

  • Конституция,

  • Республика,

  • Монархия,

  • Капитализм,

  • Промышленный переворот

ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛУ КОНСПЕКТА

  1. Выучите определения понятий по теме.

  2. Повторите важные понятия темы.

  3. Какие исторические личности сыграли важную роль в описанных выше событиях?

  4. Выучите даты важных исторических событий данной темы.

  5. Расскажите про английские колонии в Северной Америке.

  6. Расскажите про войну за независимость и создание США.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

  1. Миграция - перемещение, переселение.

  2. Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства.

  3. Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство.

  4. Эмиграция – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства.

Запоминаются эти понятия по аналогии с понятиями «импорт /экспорт» - «ввоз товара/вывоз товара».

  1. Естественные права – прирождённые, данные каждому человеку от природы при рождении на равных основаниях с другими людьми.

  2. Декларация – официальное заявление, обычно от лица государства, партии, правительства, организации.

  3. Лоялисты (от слова «верные») 1) жители английских колоний в Новом Свете, оставшиеся на стороне английского короля и английского парламента во время Войны за независимость 1775-1783 гг.; 2) также, в широком смысле, так называют сохранивших верность законному правительству (в отличие от мятежников).

  4. Суверенитет – полная независимость (самостоятельность) государства от других государств в его внешних и внутренних делах.

  5. Капиталистическое хозяйство – способ ведения хозяйства, основанного на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наёмного труда.

  6. Фермер – сельскохозяйственный предприниматель, ведущий высокопродуктивное прибыльное хозяйство (ориентированное на производство товаров с целью их продажи на рынке и получение прибыли, а не на натуральное хозяйство) на арендованной или собственной земле.

  7. Федерация (понятие изучено в 5 классе на обществознании!!!) государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России – области, края, республики).

  8. Огораживание – насильственный сгон крестьян с земли в Англии в начале XVII в., превращение их в пастбища для овец, предшествовавшее формированию в деревне капиталистических отношений. Привело к формированию нового общественного класса – джентри.

  9. Джентри – в Англии - новые дворяне – мелкие феодалы, зажиточные крестьяне и горожане, которые занимались предпринимательской деятельностью.

  10. Плантация – крупное земледельческое хозяйство, преимущественно в южных колониях Северной Америки и британской Вест-Индии; крупное земледельческое хозяйство, большой участок земли, занятый специальной сельскохозяйственной культурой, например сахарного тростника, которое использует наёмный труд или труд рабов для производства продукта для крупномасштабного рынка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!