Урок географии в 7 классе ( 21.02.2023 г.)
Тема: Англо-Саксонская Америка
Цель: познакомить с историей освоения Северной Америки; сформировать представление о странах и населении Англо-Саксонской Америки; раскрыть роль Англо-Саксонской Америки в мире.
Задачи урока: 1. Выяснить какие страны относятся к региону Англо-Саксонская Америка.
2.Систематизировать знания о материке Северная Америка.
3.Оценить значимость региона в мире.
Образовательные задачи:
- изучение нового материала;
-совершенствование навыков работы с источниками географической информации
- формирование навыков группового взаимодействия при решении образовательных задач
Развивающие задачи:
-формирование и совершенствование творческой и познавательной активности обучающихся
-развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками географической информации
-установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений об особенностях стран и населении Англо-Саксонской Америки.
Метапредметные УУД: формирование умений:
1) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) работать с текстом и картами;
3) владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
5) работать в группе;
6) презентовать результаты своей деятельности.
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению стран и культурно-исторических регионов мира
Регулятивные УУД: уметь переключаться от одного вида деятельности к другому.
Оборудование: карты, атласы, учебник, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Основное содержание: освоение Северной Америки.
Деятельность обучающихся: объяснять историю освоения территории; выявлять сходство и различия США и Канады; работа с картами и атласом.
Ценностный компонент урока: Англо-Саксонская Америка — один из центров мировой экономики и культуры.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя: Вы уже знаете о существовании Латинской Америки. А сегодня мы познакомимся с другим культурно-историческим регионом — Англо-Саксонской Америкой, выясним почему он носит такое название.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием « Интеллектуальная разминка» . Выполнить задания в тетради по вариантам
| 1 вариант | 2 вариант |
1 | Какой океан омывает материк |
| На западе ( Тихий океан) | На востоке ( Атлантический океан) |
2 | Назовите крайние точки материка Северная Америка |
| Северная ( мыс Мерчисон) | Южная ( мыс Марьято) |
| Восточная ( мыс Сент Чарльз) | Западная ( мыс Принца Уэльского) |
3 | Назовите самую точку Северной Америки |
| Высокую (гора Денали или Мак-Кинли) | Низкую ( Долина Смерти) |
4 | Назовите горную систему |
| На востоке материка (Аппалачи) | На западе материка (Кордильеры) |
5 | Назовите крупнейшие равнины материка |
| У подножья Кордильер ( Великие равнины) | Занимают центр материка (Центральные равнины) |
6 | Полуострова Северной Америки |
| Ранее принадлежал России ( Аляска) | Крупнейший на востоке материка (Лабрадор) |
7 | Моря омывающие материк |
| На юге у берегов Северной и Южной Америки (Карибское море) | На востоке у полуострова Флорида ( Саргассово) |
8 | В каком полушарии расположен материк Северная Америка |
| Относительно экватора ( северное) | Относительно 0 меридиана ( западное) |
9 | Какой водный объект отделяет материк от |
| Евразии (Берингов пролив) | Южной Америки (Панамский канал) |
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
На предыдущих уроках мы с вами изучили Латинскую Америку. Вы уже можете назвать страны, которые её образуют. А теперь мы познакомимся с Англо-Саксонской Америкой, которую образуют две страны — США и Канада».
IV . Изучение нового материала ( рассказ учителя)
Население материка относится к нескольким группам - коренное население (индейцы и эскимосы), потомки европейских переселенцев, более поздние выходцы из Азии и Африки. Заселение континента началось 30 тыс. лет назад, когда в Северную Америку из Азии через Берингов пролив (на месте которого была суша) проникли представители монголоидной расы. Это были предки коренных жителей континента - индейцев. Постепенно они заселили южные, центральные и восточные районы. Особую группу образуют эскимосы. Они появились на континенте более 2 тыс. лет назад. Эскимосы проживают на севере континента. С XV столетия началась европейская колонизация Северной Америки. Вторжение европейцев сопровождалось войнами, расправами, уничтожением целых племен. В США и Канаде индейское население очень сильно истреблено. Численность индейцев в этих странах не превышает 1 % населения. Процесс заселения европейцами продвигался с северо-востока на запад и юг. Сегодня в населении США, Канады преобладают потомки выходцев из Европы. Значительный процент населения этих стран – негроидной расы. Это потомки рабов, привезенных из Африки.
Почему Америка разделена на Латинскую и Англо-Саксонскую?
Государственная граница между Мексикой и США разделяет и два культурноисторических региона: Латинскую Америку и Англо-Саксонскую Америку (или Англо-Америку), в которую входят экономически высокоразвитые страны Северной Америки — США и Канада.
Этапы освоения Северной Америки:
период | Основные события |
15 век | После открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. испанцы и португальцы на первых порах опережали других европейцев в захвате новых земель. |
16 век | Однако освоить всё сразу они не могли, и очень скоро на ещё «свободных» берегах появились соперники — Франция, Англия, Голландия. |
17 век | В начале XVII в. возникли первые постоянные английские и голландские поселения на Атлантическом побережье, и севернее (в устье реки Св. Лаврентия) — французские. |
18 век | В XVIII в. русские открыли Аляску, а предприниматель Григорий Шелихов основал там первые населённые пункты. С XIX в. русские владения в Америке постепенно ликвидировались. А в 1867 г. Российская империя продала США Аляску. |
19 век | В начале XIX в. в Калифорнии существовали и испанские, и русские поселения (рис. 139). Многолюдный поток переселенцев шёл из Англии. Коренных жителей — индейцев — оттесняли, истребляли или привлекали как союзников в войнах с другими европейцами. В 1776 г. 13 британских колоний образовали независимую республику США. США удалось взять силой или купить владения французов, испанцев, расширив свои территории до Тихого океана. Английские язык и культура, политические и экономические традиции укоренялись на вновь осваиваемых землях. Лишь канадская провинция Квебек и по сей день остаётся франкоязычной. |
Развитие хозяйства в двух частях Америки пошло разными путями. В испано- и португалоязычных странах Латинской Америки долгое время преобладало плантационное хозяйство и добыча сырья. В Англо-Саксонской Америке происходило быстрое освоение новых территорий, развитие фермерских хозяйств и промышленных предприятий. Сегодня богатые и благополучные США и Канада очень отличаются по уровню жизни от латиноамериканских стран.
ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ЯЗЫКА И ОБРАЗА ЖИЗНИ В АНГЛО САКСОНСКОЙ АМЕРИКЕ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Похожи ли США и Канада? ( работа с текстом параграфа 42)
Канадцы неустанно подчёркивают своё отличие от американцев, однако эти два народа и две страны имеют множество общих черт. Обе по форме государственного устройства являются федерациями: в США входят 50 штатов и Федеральный округ Колумбия, Канада объединяет 10 провинций и 3 территории. Обе относятся к крупнейшим странам планеты, занимая по размерам территории второе и четвёртое места в мире. Однако для больших пространств Канады, в отличие от США, характерны суровые природные условия. Это одна из самых малозаселённых стран мира (рис. 140).
Скалистые горы и Великие равнины протянулись по территориям обеих стран. Такая протяжённость региона предопределила очень разнообразные природные ресурсы, многие из которых велики. Например, в дополнение к собственной добыче США получают из Канады значительное количество нефти, природного газа, железной руды, леса и другого сырья.
Население обеих стран, помимо естественного роста, в значительной степени продолжает формироваться переселенцами со всего мира. В последние десятилетия основная их масса приезжает из стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы. И внутри страны средний американец или канадец в течение жизни, по крайней мере несколько раз, переезжает из штата в штат или из одной провинции в другую. Главной причиной переезда обычно является приближение к более высокооплачиваемому месту работы.
Более 3/4 и американцев, и канадцев — горожане. Однако большинство сельских жителей по своим занятиям и образу жизни отнюдь не сельчане. В сельском хозяйстве занято менее 3% северо - американцев, и они, как правило, (Рис. 142. Американский коттедж ) живут на благоустроенных фермах.
Ядром типичного североамериканского города (рис. 141) является торгово-деловой район, застроенный высотными офисными зданиями (Северная Америка — родина небоскрёбов), окраины же (внешняя городская зона), как правило, заняты коттеджами — индивидуальными жилыми домами, обычно окружёнными лужайками и цветниками (рис. 142). Большинство канадских и американских городов слилось с окружающими их поселениями, превратившись в агломерации. Дальнейшее слияние друг с другом нескольких агломераций привело к образованию гигантских городских скоплений, названных мегалополисами (мегалополис — группа агломераций), например Босваш.
У ОБЪЕДИНЁННЫХ ИСТОРИЕЙ ЗАСЕЛЕНИЯ США И КАНАДЫ БОЛЬШЕ ОБЩИХ ЧЕРТ, ЧЕМ РАЗЛИЧИЙ.
Что дала Англо-Саксонская Америка миру?
Наряду с Европой и Восточной Азией Англо-Саксонская Америка является крупнейшим хозяйственным регионом мира. Именно здесь, начиная со второй половины XIX в., сделаны и внедрены в производство важные научные открытия, применены эффективные новшества в управлении и организации хозяйства. Конвейерная сборка на заводах Генри Форда позволила ещё в начале XX в. сделать автомобиль доступным по цене массовому потребителю и превратить его из «роскоши в средство передвижения» (рис. 143). Появление в конце XX в. Интернета объединило весь мир доступом к информации. Хотя по объёму производимой продукции Канада более чем в 10 раз уступает США, хозяйства этих двух стран теснейшим образом связаны друг с другом и работают как единый механизм. Именно поэтому взаимная торговля между этими странами по своему объёму не имеет равных в мире.
Относительно молодые культуры США и Канады внесли заметный вклад в мировую сокровищницу духовных ценностей — литературных, музыкальных, архитектурных. Америка подарила миру джаз, блюз, рок-н-ролл, кантри, шедевры кинематографии. Многие дети и подростки во всём мире читали увлекательные рассказы о животных канадского писателя Э. Сетона-Томпсона, следили за приключениями Тома Сойера — персонажа книг американского писателя Марка Твена. В то же время США считаются родиной так называемой массовой культуры, которая не воспитывает, а, скорее, потакает вкусам невзыскательной публики.
Обе страны достигли высочайшего технологического уровня развития своего хозяйства и благосостояния населения. Граждане США и Канады зарабатывают почти в 5 раз больше, чем средний житель Земли. 313 млн американцев и 34 млн канадцев (это всего лишь 5% населения мира) потребляют четверть всей вырабатываемой человечеством энергии. 2/5 всех автомобилей мира колесят по дорогам США и Канады. Один житель стран региона тратит втрое больше воды и выбрасывает вдвое больше мусора, чем в среднем один житель планеты.
АНГЛО САКСОНСКАЯ АМЕРИКА НЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ЦЕНТРОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НО И ЦЕНТР МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
V. Закрепление изученного материала
1. Кто является коренными жителями Северной Америки?
2. В чём проявляется сходство США и Канады?
3. Какие крупные города Англо-Саксонской Америки вы знаете?
4. Используя политическую карту атласа, нанесите на контурную карту границы, и столицы США и Канады и других латиноамериканских стран материка Северная Америка.
Итог урока:
Продолжите, пожалуйста, одно из предложений…
На уроке я впервые узнал о…
Меня больше всего удивило…
Мне удалось…
Я могу похвалить себя за…
Мои одноклассники сегодня на уроке…
Домашнее задание:
Прочитать параграф 42, ответить на вопросы и доделать работу на политической контурной карте.