Что значит воспитывать музыкой? Кто должен и кто может это делать? Когда, при каких условиях, воспитание музыкой может состояться? Как воспитывать музыкой? Наконец, что это - тяжелый труд или взлет души?...Есть ли однозначный ответ? Есть поиск.
На протяжении двух последних лет, провожу анкетирование: предлагаю ребятам ответить на ряд вопросов по итогам изучения предмета "Музыка". Анкеты я рассматриваю как одну из форм обобщения школьного учебного курса "Музыка" и поэтому готовлю учащихся к этой работе в течении всего учебного года.
Анкетирование проводится на предпоследнем или на последнем уроках учебного года. Вопросы анкеты пишу на доске. Предварительно объясняю, что форма ответов- свободная, обязательно лишь осветить все поставленные вопросы как можно более точно, аргументировано, подробно и, главное, абсолютно искренне, честно. Часто ответы учащихся превращаются в развернутый монолог, эссе.
Просмотр содержимого документа
«Анкета "Урок музыки"»
Вопросы анкеты можно разбить на три больших блока.
Отношение к музыке как к искусству.
1.Любишь ли ты музыку? Почему?
2.Какую ты музыку любишь (классическую, эстрадную, народную и т.д.)?
3.Назови любимых композиторов и любимые произведения (в любом жанре).
Источники знакомства с музыкой и знаний о ней.
1.Где и когда ты слушаешь музыку?
2.Есть ли у тебя фонотека (собрание записей). Каково её содержание?
3.Что и где ты читаешь о музыке? Какую последнюю книгу (газетную статью) о музыке прочитал?
4.Каковы другие источники знаний о музыке?
5.Занимаешься ли ты музыкой, пением, где?
Урок музыки в школе.
1.Как ты относишься к уроку музыки в школе? Любишь ли ты этот урок? Почему?
2.Что дали тебе уроки музыки?
3.Какой год обучения был самым интересным? Почему?
4.Есть ли у тебя желание продолжить своё музыкальное образование?
5.Нужны ли уроки музыки в 7-8 классах?
6.Что ты можешь пожелать учителю по совершенствованию урока?
Результаты анкетирования этого года подтвердили правильность выводов, сделанных на основании многолетней работы:
- Учащиеся в подавляющем большинстве любят музыку.
- Большинство учеников любят уроки музыки.
- Урок музыки – главный источник знаний о музыке и решающий фактор развития интереса к музыкальному искусству для всех учащихся класса, за редким исключением. Даже учащиеся ДМШ находят в уроке новое, интересное для себя.
- Обычно самыми интересными называют VI класс, что обусловлено приближением основных проблем уроков к главным жизненным проблемам учащихся (познай себя через музыку, первые обращения к проблемам своего «я».)
- Урок музыки помогает раскрыть в душах детей истинную музыкальность не только в смысле хорошего слуха и правильного интонирования, а в смысле музыкальности души: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, чуткости к чужим проблемам, искренности и открытости в своих чувствах.
- Музыкальное образование (в форме урока, факультатива) необходимо продолжать дальше, в старших классах.
- Урок стимулирует самообразовательную деятельность в сфере музыкального искусства и развивает интерес к искусству вообще.