СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкеты и диагностики для родителей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена подборка диагностик и анкет для родителей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Анкеты и диагностики для родителей младших школьников»


МАОУ «СОШ №135»

Деменева И.А.

Подборка методических материалов рубрики «Анкеты и диагностики»


Содержание документа (для удобства просмотра материалов, пользуйтесь ссылками):

- Тест «Сможет ли мой ребёнок стать настоящим другом»

- Тест-прогноз «Способности нашего ребенка. Как их распознать?»

- Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребен­ку?»

- Тематическое анкетирование к родительскому собранию: «Стили и методы воспитания ребенка в семье».

- Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

- Анкета для родителей


Тест: «Сможет ли мой ребёнок стать настоящим другом»

(Тест для родителей по проблемам взаимоотношений в детском коллективе)

Уважаемые родители! Отвечаю на вопросы теста, выберите из предложенных вариантов ответа один, характеризующий Ваше поведения в предложенной ситуации.

1. Я знаю, кто его\её лучший друг (подруга):

A. Совершенно точно.

Б. Приблизительно.

B. Предполагаю.

2. Если мой ребенок поссорится с лучшим другом:

A. Сделаю вид, что ничего не замечаю.

Б. Сразу же подробно попытаюсь обо всем случившемся рас­спросить, даже если он не захочет об этом говорить.

B. Попытаюсь сделать так, чтобы он сам захотел обо всем рассказать.

3. Мне хочется, чтобы его друзья думали обо мне:

A. Хорошо.

Б. Меня не интересует, что они обо мне думают.

B. Мне не хотелось бы делить его с друзьями.

4. Если у моего ребенка появится новый друг или подруга, то:

A. Я посмотрю на это отрицательно. Незачем иметь много друзей и подруг.

Б. Я постараюсь как можно ближе познакомиться с этим ре­бенком и по, возможности, подружиться.

B. Я оставлю это на усмотрение своего ребенка. Он вправе сам выбирать себе друзей.

5. Если я узнаю, что друг или подруга моего сына (дочери) ведет се­бя в школе или на улице плохо, то я:

А. Все-таки попытаюсь запретить дружить с таким ребенком

Б. Обсудим создавшуюся ситуацию со своим ребенком, пре­доставив ему самому сделать вывод.

В. Не буду обращать на эти вопросы внимания, лишь попы­таюсь больше общаться со своим ребенком.

6. Я считаю, что хорошие друзья это:

A. Самый бесценный подарок на всю жизнь.

Б. Порой бесцеремонно отнимают твое время.

B. Это - большая редкость в наше время.

7. Нашей дружбе с лучшими друзьями уже:

A. 10 и более лет.

Б. 5 и более лет.

B. Мы не имеем друзей столь длительное время.

8. В нашей семье есть непреложное правило:

A. Друзей не выбирают.

Б. Друзья познаются в беде.

B. Друзья проверяются радостью твоего дома.

9. Если к моему ребенку приходят друзья:

A. Я стараюсь с ними пообщаться.

Б. Я даю им возможность полной свободы общения без моего участия.

B. Я не люблю, когда они приходят. Они ведут себя шумно и бесцеремонно.

10. Мой ребенок рассказывает о всех своих переживаниях, связан­ных с его друзьями:

A. Всегда подробно и просит совет, если в этом есть необходимость.

Б. Рассказывает только то, что считает нужным.

B. Не рассказывает вообще.

11. Если мы едем куда-то на экскурсию и с нами хотят ехать друзья ребенка, то:

A. Мы с радостью их берем с собой.

Б. Мы категорически против таких поездок. За одним усле­дить и то трудно.

B. Наш ребенок с такими просьбами не обращается


Уважаемые папы и мамы! Подсчитайте, что у вас получилось:



А

Б

В

1.

5 баллов

3 балла

0 баллов

2.

2 балла

0 баллов

5 баллов

3.

5 баллов

0 баллов

1 балл

4.

0 баллов

1 балл

2 балла

5.

0 баллов

2 балла

1 балл

6.

5 баллов

0 баллов

2 балла

7.

5 баллов

3 балла

0 баллов

8.

5 баллов

3 балла

4 балла

9.

3 балла

1 балл

0 баллов

10.

5 баллов

2 балла

0 баллов

11.

5 баллов

0 баллов

1 балл

Если вы набрали 50 баллов, это говорит о том, что вы уделяете большое внимание развитию у собственного ребенка коммуникативной культуры, на собственном примере демонстрируете умение быть другом собственному ребенку и своим друзьям. Построение ваших отношений с собственным ребенком подобным образом по­зволит ему преодолеть чувство одиночества, поверить в собствен­ные силы, быть авторитетным и успешным среди своих сверстни­ков.

Если вы набрали менее 30 баллов, то можно констатировать нали­чие разногласий между вами и вашим ребенком по вопросу значи­мости дружбы как понятия в вашей семье. Вы учите своего ребенка корыстолюбию в дружбе, а это, как правило, даром не проходит. Вы сами не очень желаете иметь друзей, и эти традиции привносите в жизнь собственного ребенка. Вам неинтересно знать, как склады­ваются его отношения со сверстниками, каково его положение в детской среде. Вы очень рискуете. По мере своего взросления он может приобрести таких друзей, что отдалит его от вас на долгие годы.

Если вы набрали всего 5 или 6 баллов, то должны задуматься над тем, какие всходы вы получите через некоторое время из посеянных вами зерен. Ваша воспитательная система трещит по швам и вот-вот развалится. Вам необходимо ее срочно пересмотреть. Ваш ребе­нок страдает без хороших друзей, и вы не стали ему хорошим дру­гом. Используя в своем педагогическом арсенале лишь запрети­тельные меры, нельзя воспитать ответственного и уверенного в себе человека. Задумайтесь над этим!



Тест-прогноз «Способности нашего ребенка. Как их распознать?»

Данное исследование позволит родителям по-иному взглянуть на своего ребенка, что-то в нем открыть для себя и окружающих его людей, что не всегда видно сразу.

Диагностика может проводиться во 2-4 классах, для изучения вопроса выбора ребенком и родителями направлений дополнительного образования. Она поможет родителям еще раз убедиться в том, какие врожденные способности являются приоритетными для их ребенка.

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

  • интересуется самыми разными механизмами и машинами;

  • любит разбирать и собирать различные приборы, конструи­ровать модели;

  • часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;

  • использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;

  • любит и умеет рисовать, чертить; с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;

  • читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей согласно своему интересу.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

  • любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;

  • с удовольствием посещает концерты;

  • легко запоминает мелодии и ритмы, и может их воспроизвести;

  • если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;

  • пытается сочинять свои собственные мелодии;

  • пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;

- разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельно­сти, то он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;

  • умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи и использует их по мере надобности;

  • любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;

  • задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

  • часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;

  • создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.

Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

  • часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;

  • умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;

  • имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором расска­зывает;

  • с большим желанием выступает перед аудиторией;

  • способен к имитации и делает это легко и непринужденно;

  • любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;

  • пластичен и открыт всему новому.

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и мо­ жет их объяснить;

  • обладает хорошей памятью;

  • легко и быстро схватывает школьный материал; задает много интересных необычных, но продуманных вопросов;

  • любит читать книги не только по школьной программе;

  • обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является от­личником; часто жалуется на то, что в школе ему скучно;

  • имеет обширные знания в различных областях не по возрасту;

  • рассудителен и даже расчетлив не по годам; обладает чувст­вом собственного достоинства и здравого смысла;

  • остро реагирует на все новое и доселе неизвестное.

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

  • энергичен и все время хочет двигаться;

  • смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

  • любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

  • ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  • на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хоро­шую пластику;

  • любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;

  • имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;

  • практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

- он рассказывает всегда логически и последовательно;

- любит фантазировать и придумывать;

  • старается как можно шире использовать палитру языка для того, чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

  • любит писать рассказы, стихи, дневники;

- не стесняется демонстрировать свои литературные способности;

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

  • с помощью рисунка или лепки он пытается выражать свои эмоции и чувства;

  • в своих рисунках он пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;

  • увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;

  • умеет видеть прекрасное и необычное рядом;

  • в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;

  • любит создавать что-то интересное и необычное в доме.


Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребен­ку?»

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите се­бе 1 балл, если нет — 0 баллов.

  • Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

  • Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фанта­зирует.

  • Современные школьные программы чересчур сложны.

  • Мать должна служить эмоциональным посредником между ре­бенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

  • Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

  • Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

  • Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

  • Многие детские шалости объясняются дурным влиянием свер­стников.

  • У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

  • Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя от­носились к нему благожелательно.

  • Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

  • В детстве всем необходимы занятия спортом.

  • За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

  • Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требу­ют от ребенка слишком многого.

  • Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его ограждать от них.

Итоги:

15—20 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настрое­нием, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забы­ваете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8—11 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.


Тематическое анкетирование к родительскому собранию: «Стили и методы воспитания ребенка в семье».

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, ко­торые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспита­ния ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает доста­точно то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной...

А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, при­кладываете, если нужно, компресс - З очка.

Б. Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно вну­шаете ему, что это может плохо кончится - 0 очков.

В. Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возмож­ность ребенку самому справляться со случившимся - 5 очков.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...

A. Вы беседуете с их родителями и просите их обратить вни­мание на поведение их детей - 2 очка.

Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь поло­жительно повлиять на них - 5очков.

B. Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается, он пытается бунтовать...

A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на поль­зу - 0 очков.

Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина по­ражения - 3 очка.

B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиг­рал и не испытывал поражения — 5 очков.

4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать...

A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - 3очка.

Б. Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время — 5 очков.

B. Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.

5. Ваш ребенок обожает телевизор...

A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он за­хочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его - 0 очков.

Б. Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.

B. Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5 очков.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет...

A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5очков.
Б. Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным обра­зом - 0 очков.

B. Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3очка.

7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется проти­воположным полом...

A. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 баллов.

Б. Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой - 3 очка.

B. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаи­моотношения полов - 5 баллов.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников...

А. Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков

Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.

В. Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего...

A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки - 0 очков.

Б. Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего - 5 очков.

B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребен­ком - 3 очка.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным...

A. Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным обра­зом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ве­дет— 0 очков.

Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.

B. Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. — 2 очка.

Анализ результатов теста.

0—18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собствен­ного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, неза­висимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.

Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.

Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши ме­тоды требуют осмысления и коррекции.

19 — 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы ста­раетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые пробле­мы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватывае­тесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом воз­расте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв ре­шение, надо идти последовательно к его реализации.

36 - 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.

Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете ря­дом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близ­кими людьми, одноклассниками, педагогами.

Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоя­тельного исправления.

Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.


Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на изображенные мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:


  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком ?

  2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок ?

  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами ? (рисуют родители)


Анкета для родителей

Можете ли вы:

  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

  • Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

  • Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

  • Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?

  • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ре­бенка вывел вас из себя?

  • Поставить себя на место ребенка?

  • Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

  • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, пред­ставляющий вас в невыгодном свете?

  • Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

  • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

  • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

  • Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслу­женно обидел другого ребенка?

• Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это при­хоть?

Варианты ответов:

А — могу и всегда так поступаю — 3 балла. Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла. В — не могу — 1 балл.

От 30 до 39 баллов — Вы придерживаетесь правильных принципов вос­питания.

От 16 до 30 баллов — Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — У Вас нет педагогических навыков и желания воспи­тывать ребенка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!