МАОУ «СОШ №135»
Деменева И.А.
Подборка методических материалов рубрики «Анкеты и диагностики»
Содержание документа (для удобства просмотра материалов, пользуйтесь ссылками):
- Тест «Сможет ли мой ребёнок стать настоящим другом»
- Тест-прогноз «Способности нашего ребенка. Как их распознать?»
- Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»
- Тематическое анкетирование к родительскому собранию: «Стили и методы воспитания ребенка в семье».
- Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- Анкета для родителей
Тест: «Сможет ли мой ребёнок стать настоящим другом»
(Тест для родителей по проблемам взаимоотношений в детском коллективе)
Уважаемые родители! Отвечаю на вопросы теста, выберите из предложенных вариантов ответа один, характеризующий Ваше поведения в предложенной ситуации.
1. Я знаю, кто его\её лучший друг (подруга):
A. Совершенно точно.
Б. Приблизительно.
B. Предполагаю.
2. Если мой ребенок поссорится с лучшим другом:
A. Сделаю вид, что ничего не замечаю.
Б. Сразу же подробно попытаюсь обо всем случившемся расспросить, даже если он не захочет об этом говорить.
B. Попытаюсь сделать так, чтобы он сам захотел обо всем рассказать.
3. Мне хочется, чтобы его друзья думали обо мне:
A. Хорошо.
Б. Меня не интересует, что они обо мне думают.
B. Мне не хотелось бы делить его с друзьями.
4. Если у моего ребенка появится новый друг или подруга, то:
A. Я посмотрю на это отрицательно. Незачем иметь много друзей и подруг.
Б. Я постараюсь как можно ближе познакомиться с этим ребенком и по, возможности, подружиться.
B. Я оставлю это на усмотрение своего ребенка. Он вправе сам выбирать себе друзей.
5. Если я узнаю, что друг или подруга моего сына (дочери) ведет себя в школе или на улице плохо, то я:
А. Все-таки попытаюсь запретить дружить с таким ребенком
Б. Обсудим создавшуюся ситуацию со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.
В. Не буду обращать на эти вопросы внимания, лишь попытаюсь больше общаться со своим ребенком.
6. Я считаю, что хорошие друзья — это:
A. Самый бесценный подарок на всю жизнь.
Б. Порой бесцеремонно отнимают твое время.
B. Это - большая редкость в наше время.
7. Нашей дружбе с лучшими друзьями уже:
A. 10 и более лет.
Б. 5 и более лет.
B. Мы не имеем друзей столь длительное время.
8. В нашей семье есть непреложное правило:
A. Друзей не выбирают.
Б. Друзья познаются в беде.
B. Друзья проверяются радостью твоего дома.
9. Если к моему ребенку приходят друзья:
A. Я стараюсь с ними пообщаться.
Б. Я даю им возможность полной свободы общения без моего участия.
B. Я не люблю, когда они приходят. Они ведут себя шумно и бесцеремонно.
10. Мой ребенок рассказывает о всех своих переживаниях, связанных с его друзьями:
A. Всегда подробно и просит совет, если в этом есть необходимость.
Б. Рассказывает только то, что считает нужным.
B. Не рассказывает вообще.
11. Если мы едем куда-то на экскурсию и с нами хотят ехать друзья ребенка, то:
A. Мы с радостью их берем с собой.
Б. Мы категорически против таких поездок. За одним уследить и то трудно.
B. Наш ребенок с такими просьбами не обращается
Уважаемые папы и мамы! Подсчитайте, что у вас получилось:
| А | Б | В |
1. | 5 баллов | 3 балла | 0 баллов |
2. | 2 балла | 0 баллов | 5 баллов |
3. | 5 баллов | 0 баллов | 1 балл |
4. | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
5. | 0 баллов | 2 балла | 1 балл |
6. | 5 баллов | 0 баллов | 2 балла |
7. | 5 баллов | 3 балла | 0 баллов |
8. | 5 баллов | 3 балла | 4 балла |
9. | 3 балла | 1 балл | 0 баллов |
10. | 5 баллов | 2 балла | 0 баллов |
11. | 5 баллов | 0 баллов | 1 балл |
Если вы набрали 50 баллов, это говорит о том, что вы уделяете большое внимание развитию у собственного ребенка коммуникативной культуры, на собственном примере демонстрируете умение быть другом собственному ребенку и своим друзьям. Построение ваших отношений с собственным ребенком подобным образом позволит ему преодолеть чувство одиночества, поверить в собственные силы, быть авторитетным и успешным среди своих сверстников.
Если вы набрали менее 30 баллов, то можно констатировать наличие разногласий между вами и вашим ребенком по вопросу значимости дружбы как понятия в вашей семье. Вы учите своего ребенка корыстолюбию в дружбе, а это, как правило, даром не проходит. Вы сами не очень желаете иметь друзей, и эти традиции привносите в жизнь собственного ребенка. Вам неинтересно знать, как складываются его отношения со сверстниками, каково его положение в детской среде. Вы очень рискуете. По мере своего взросления он может приобрести таких друзей, что отдалит его от вас на долгие годы.
Если вы набрали всего 5 или 6 баллов, то должны задуматься над тем, какие всходы вы получите через некоторое время из посеянных вами зерен. Ваша воспитательная система трещит по швам и вот-вот развалится. Вам необходимо ее срочно пересмотреть. Ваш ребенок страдает без хороших друзей, и вы не стали ему хорошим другом. Используя в своем педагогическом арсенале лишь запретительные меры, нельзя воспитать ответственного и уверенного в себе человека. Задумайтесь над этим!
Тест-прогноз «Способности нашего ребенка. Как их распознать?»
Данное исследование позволит родителям по-иному взглянуть на своего ребенка, что-то в нем открыть для себя и окружающих его людей, что не всегда видно сразу.
Диагностика может проводиться во 2-4 классах, для изучения вопроса выбора ребенком и родителями направлений дополнительного образования. Она поможет родителям еще раз убедиться в том, какие врожденные способности являются приоритетными для их ребенка.
Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:
интересуется самыми разными механизмами и машинами;
любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;
любит и умеет рисовать, чертить; с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей согласно своему интересу.
Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:
любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;
с удовольствием посещает концерты;
легко запоминает мелодии и ритмы, и может их воспроизвести;
если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;
пытается сочинять свои собственные мелодии;
пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;
- разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи и использует их по мере надобности;
любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;
задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;
создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:
часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;
имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией;
способен к имитации и делает это легко и непринужденно;
любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;
пластичен и открыт всему новому.
Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и мо жет их объяснить;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает школьный материал; задает много интересных необычных, но продуманных вопросов;
любит читать книги не только по школьной программе;
обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником; часто жалуется на то, что в школе ему скучно;
имеет обширные знания в различных областях не по возрасту;
рассудителен и даже расчетлив не по годам; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:
энергичен и все время хочет двигаться;
смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;
на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;
любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;
имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Если у вашего ребенка литературные способности, то он:
- он рассказывает всегда логически и последовательно;
- любит фантазировать и придумывать;
старается как можно шире использовать палитру языка для того, чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;
любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности;
Если у вашего ребенка художественные способности, то он:
с помощью рисунка или лепки он пытается выражать свои эмоции и чувства;
в своих рисунках он пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;
увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;
любит создавать что-то интересное и необычное в доме.
Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет — 0 баллов.
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.
Современные школьные программы чересчур сложны.
Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.
В детстве всем необходимы занятия спортом.
За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его ограждать от них.
Итоги:
15—20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8—11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
Тематическое анкетирование к родительскому собранию: «Стили и методы воспитания ребенка в семье».
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.
1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно — то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной...
А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс - З очка.
Б. Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится - 0 очков.
В. Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся - 5 очков.
2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...
A. Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей - 2 очка.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5очков.
B. Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.
3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается, он пытается бунтовать...
A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу - 0 очков.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения - 3 очка.
B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения — 5 очков.
4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать...
A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - 3очка.
Б. Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время — 5 очков.
B. Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.
5. Ваш ребенок обожает телевизор...
A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его - 0 очков.
Б. Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.
B. Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5 очков.
6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет...
A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5очков.
Б. Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом - 0 очков.
B. Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3очка.
7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом...
A. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 баллов.
Б. Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой - 3 очка.
B. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов - 5 баллов.
8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников...
А. Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.
В. Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.
9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего...
A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки - 0 очков.
Б. Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего - 5 очков.
B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком - 3 очка.
10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным...
A. Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет— 0 очков.
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.
B. Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. — 2 очка.
Анализ результатов теста.
0—18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.
Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19 — 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36 - 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.
Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами.
Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления.
Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на изображенные мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком ?
С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок ?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами ? (рисуют родители)
Анкета для родителей
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
• Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
А — могу и всегда так поступаю — 3 балла. Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла. В — не могу — 1 балл.
От 30 до 39 баллов — Вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов — Ваш метод воспитания — кнут и пряник.
Менее 16 баллов — У Вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.