Стиль воспитания
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребёнок пристаёт к вам с каверзным вопросом.
а) отошлёте его заниматься другим делом, чтобы не мешал.
б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно.
в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придётся отвлечься от своих размышлений.
2. Ребёнок стащил какую-то вашу вещь и отказывается при этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место.
а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета.
б) главное, что вещь нашлась, больше здесь и обсуждать нечего.
в) извинитесь перед ребёнком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.
3.Ребёнок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом.
а) это абсолютно исключено, маленькие дети должны ночью спать.
б) конечно, он для этого ещё слишком мал. Но ради праздника можно отступить от правил.
в)вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.
4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался.
а) в сердцах дадите ему подзатыльник, и нечего плакать- сам виноват!
б) в следующий раз обойдётесь без его помощи, пускай каждый занимается своим делом!
в) обработаете ранку, успокоите ребёнка и вместе уберёте осколки, хотя вазу, конечно, жалко, и вы дадите понять помощнику, что следует быть аккуратным.
5. Ребёнок произнёс ругательное слово, выяснилось, что он услышал его во дворе:
а) сквернословие надо пресекать в зародыше, наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребёнка впредь надо оградить.
б) подумаешь, все мы знаем эти слова, не надо предавать этому значение, ведь ничего страшного не случилось.
в) не станете наказывать ребёнка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно, никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?
6. В детских играх Ваш ребёнок часто проигрывает сверстникам:
а) необходимы интенсивные развивающие занятия, иначе ребёнок рискует отстать от товарищей и ни в чём не преуспеть.
б) все равно он самый хороший, а других ещё обгонит всему своё время.
в) у вашего ребёнка есть свои преимущества, надо постараться их развить.
7.Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребёнка доставляют им беспокойство:
а) вы чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться, виновник будет наказан.
б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны.
в) обещаете соседям соблюдать тишину, а в разгар очередной бурной игры остановите ребёнка, напомнив, что не всем нравиться его активность.
8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном:
а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть.
б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства, конечно, если, вы заметите , что показывают нечто неподходящее, то выключите телевизор.
в) бывают хорошие развлекательные и познавательные передачи, надо только соблюдать меру, если малыш склонен её превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.
9.Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину:
а) очень поучительный пример! За детьми надо следить. Сами вы ни на секунду не ослабите своего внимания и не допустите несчастья.
б) мальчишку, конечно, жалко, но слава богу это не ваш ребёнок!.
в)Вы не упустите случая лишний раз объяснить ребёнку, как надо вести себя на улице.
10.Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду.
а) Вы стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно, и лучше выбрать себе другую профессию.
б) Вы никак не реагируете, ведь детские желания так переменчивы.
в) затеваете игру в детский сад, причём малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны на роль ребёнка.
11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребёнка.
а) вы тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти.
б) зато вы своему купили модную обновку.
в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов, на положительных примерах полезно поучиться.
12. Считается, что телесные наказания недопустимы. Ваше мнение?
а) шлепок или подзатыльник – это не телесное наказание, иногда такая мера даже полезна.
б) если сильно сердитесь, то можете дать волю рукам, но чаще ограничиваетесь иными методами.
в) ударить слабого – это унижение для сильного, вы никогда не станете так унижаться.
Результаты.
Преобладание ответов а) – стиль воспитания авторитарный. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждёте этого от ребёнка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал многих ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан. Ведь малыш в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость в процессе взросления. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немало сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребёнок и не обретёт подлинной самостоятельности и инициативности. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей.
Преобладание ответов б) – либерально-попустительский стиль воспитания. Вы любите своего ребёнка, но у вас слишком много своих проблем. Чтобы всерьёз принимать ещё и его проблемы. Задумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми проблемами, заботами ваш ребёнок может справиться сам.
Преобладание ответов в) – демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребёнка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно: ребёнку предстоит ещё многое узнать и освоить под вашим руководством. Так, что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю воспитания.
Среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория – противоречивый стиль воспитания, отсутствуют чёткие принципы и ваше поведение диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка. И добивайтесь этого последовательно. Иначе самая благая цель не будет достигнута.