СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анна Ахматова...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анна Ахматова...»

Урок литературы в 11 классе

Тема: Ранняя лирика А. А. Ахматовой (1889 – 1966).

Цели учителя:

1. Познавательный аспект. Заинтересовать обучающихся личностью А.Ахматовой. Вскрыть особенности раннего творчества А.Ахматовой. Рассмотреть жанровое своеобразие произведений А.Ахматовой.

2. Развивающий аспект. Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих группах.

3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую эмоциональному восприятию, сопереживанию.



Цели обучающихся:

Знать: основные темы ранней лирики Ахматовой, её жанровое своеобразие.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно, читать, работать в группах с критической литературой.

Оборудование: портрет, раздаточный материал со стихотворениями А. А. Ахматовой, отрывки критических статей для групповой работы.

План урока:

Целевая установка. 2 минуты.

Стадия ВЫЗОВА. 3 минут.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Комментированное чтение стихотворений.

А) лирическая героиня А. Ахматовой. 10 минут.

Б) тема поэта и поэзии. 5 минут.

2. Жанровое своеобразие лирики Ахматовой. 9 минут.

3. Работа по стихосложению. 6 минут.

Стадия РЕФЛЕКСИИ 10 минут.

Ход урока.

Эпиграф: От странной лирики, где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

Осень 1944.

Целевая установка.

Так писала 55-летняя А. А. Ахматова (Горенко). Она прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Но в рамках сегодняшнего урока мы будем говорить именно о раннем творчестве Ахматовой. Мы попробуем разобраться, в чём странность её лирики, попробуем разгадать её секрет, постараемся увидеть все пропасти…

И первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями

 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова – псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта – Горенко). Отец – Андрей Антонович – был инженером-механиком на флоте. Мать – Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.

Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:


Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.


Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911

Царское Село

Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:


Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,


Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.


В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.


И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.


И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.


А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.


Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.


И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

9 июля 1959

Ленинград


В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев – поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой(видеоролик №1):

В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый.

Только, ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебеденок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

Октябрь 1912, Царское село

В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2)Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.


2.  – с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.

Работа над литературоведческими понятиями.

П.: Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению.

О.: Акмеизм - (от древнегреч. acme – высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин. (СадыковаАлсу), Ишпахтина Анна



П.: После сухих литературоведческих формулировок мы войдем в мир прекрасных переживаний лирической героини Ахматовой. Слушая шедевры ранней ахматовской лирики, определите ее ведущую тему.

Комментированное чтение и анализ стихотворений обучающихся

а) Что представляет собой лирическая героиня А. Ахматовой

  • «Смятение» Садыкова, Климова








  • «Сжала руки под темной вуалью…» Батмухаметова, Кобякова

  • - Стихотворение было написано в 1911 году. О чём стихотворение? (непростые отношения мужчины и женщины, ссора между любящими).

  • - Каково состояние женщины? (она охвачена страданием и жалостью, признаёт свою вину перед тем, кого заставляет страдать).

  • - С кем она ведёт разговор? (возможно с совестью, т.к. собеседник знает о бледности героини, закрывшей лицо и вуалью и руками).

  • - Как передано страдание героя? (метафорой «терпкой печалью», «вышел шатаясь»).

  • - Как объяснить порядок строк: Он вышел, шатаясь,

  • Искривился мучительно рот... (либо вторая строчка принадлежит поэту, а не героине, т.к. она не могла видеть лицо героя, когда он вышел; либо она вспоминает прошедшее, не управляя своей памятью: сначала увидела искривлённый рот, потом он вышел).

  • - О чём говорит фраза «перил не касаясь»? (стремительно).

  • - В третьем четверостишии есть ещё одно указание на стремительность. Какое? (задыхаясь»).

  • - О чём говорят последние две строчки? (оксюморон спокойно и жутко говорит о том, что он уже не верит словам героини, а его последняя реплика – о том, что по-прежнему любит её и заботится о ней).

  • - Зачем в последнеё строчке употреблено ненужное мне? (это местоимение замедляет прочтение, подчёркивает: несмотря на то, что я такая


  • «Сероглазый король» Султанова,Солнцева

  • «Песня последней встречи» Федонина,

  • ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

  • Так беспомощно грудь холодела,

  • Но шаги мои были легки.

  • Я на правую руку надела

  • Перчатку с левой руки.

  • Показалось, что много ступеней,

  • А я знала - их только три!

  • Между кленов шёпот осенний

  • Попросил: "Со мною умри!"

  • Я обманут моей унылой,

  • Переменчивой, злой судьбой".

  • Я ответила: "Милый, милый!

  • И я тоже. Умру с тобой..."

  • Эта песня последней встречи.

  • Я взглянула на темный дом.

  • Только в спальне горели свечи

  • Равнодушно-желтым огнем.

  • 1911

  • Давайте прокомментируем это стихотворение. Оно построено на намёках, ассоциациях, нагруженных смыслом деталях.

  • - Какое переживание лежит в основе стихотворения?

  • - Как оно передано? (Через детали)

  • ДЕТАЛИ

  • 1. Перчатка

  • 2. Ступени

  • 3. Клён

  • 4. Свеча

  • - Цветаева писала: «Когда молодая Ахматова, в первых стихах своей первой книги даёт любовное смятение строками:

  • Я на правую руку надела

  • Перчатку с левой руки, - она одним ударом даёт всё женское и всё лирическое смятение, - всю эмпирику! – одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта, которые в великие мгновения жизни забывают, где правая и где левая – не только перчатка, но и рука, страна света, которые вдруг теряют всю уверенность».

  • Но некоторые литературоведы увидели в этом другое: в системе народнопоэтических символов противопоставление «правый и левый» принадлежит к числу фундаментальных. Правый – положительный, левый - отрицательный. С этой точки зрения двустишие прочитывается ясно: то, что у меня было хорошего, я сама испортила.

  • Показалось, что много ступеней,

  • А я знала - их только три!

  • - Много – это неопределённость; Какое значение имеет число три в мифологии, фольклоре, христианстве? (образ абсолютного совершенства, т. е. здесь развивается семантика предыдущих строк: то, что должно быть совершенно, в состоянии смятения кажется неопределённым).

  • - Что символизирует лестница? (Лестница символизирует либо восхождение духа, либо нисхождение в глубины зла. У Ахматовой три ступени символизируют нисхождение из высокого, идеального мира через мир земной, обыденный, - в подземный мир хаоса и смерти. Разрыв с любимым погружает героиню в ад. Разрыв гибелен для обоих).

  • - Докажите это. Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

  • - Объясните смысл последнего эпитета (образ свечи имеет разветвлённую символику: «свеча-судьба», «свеча-любовь», эпитет «жёлтый» - враждебность, ревность, незаконную связь).

  • - Как видим стихотворение можно прочесть по-разному. Уровень словарных значений слов оставляет многое недоговорённым, загадочным.

  • Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой «нечто похожее на большой роман».

  • - Что позволяет критикам говорить о «зачатках сюжета» в лирике Ахматовой?

  • - Действительно, там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно - неразделённость чувства, разлука, «невстреча». В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини – любовь, все её оттенки – от предчувствия любви до «страсти, раскалённой добела».

  • «Ты письмо мое, милый, не комкай…» Гамылина

2.1. П.: Выделяем первую тему ранней лирики.

О.: Любовь – основной нерв ранней лирики.

П.: О чем она говорит в этих стихах?

О.: О разлуке, измене, одиночестве, отчаянии; о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях.

П.: Какой предстает любовь в лирике Ахматовой, в чем ее особенность?

О.: Поединком роковых страстей она близка любовной лирике Тютчева и Некрасова.

П.: Что же роднит любовную лирику Ахматовой с тютчевской и некрасовской любовной лирикой?

О.: Она дана в кризисные моменты: это рассказы о встрече и разлуке, о верности и измене, о начале и утрате любви.

Работа над литературоведческими понятиями.

П.: Прозвучало слово «рассказ». К какому роду литературы относится

этот жанр?

О.: Эпическому.

П.: Какие еще вы знаете эпические жанры?

О.: Роман, новелла, повесть.

П.: А какие жанры мы выделяем в лирике?

О.: Стихотворение, поэма, ода, элегия, послание.


П.: Так в чем особенность стихов Ахматовой?

О.: В ее стихах сочетания лиризма (чувства) и эпичности (повествования).

П.: сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Ахматовой с жанрами романа, новеллы, лирического дневника. Стихи наполнены глубочайшим психологизмом. Ахматова раскрывает самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.

б) Одной из значимых тем в раннем творчестве Ахматовой стала тема творчества:

У Е Д И Н Е Н И Е из сборника «Белая стая».

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Строителей ее благодарю,

Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу...

А не дописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

1914 год

- Перекличка с каким поэтом слышна? (Лермонтов)



ПРОРОК

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его

- В стихотворениях 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции:

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу - зренье

Или актёру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?



Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами –

Мы расточать. А не копить.



Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.



ПPOPOK.



Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".



Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

- Анна Андреевна Ахматова была не только поэтом, но и исследователем-пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях: «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный гость» и др.

- Любовь и Муза часто соперничают в лирике Ахматовой. Прочитаем стихотворение «Музе».



МУЗЕ

Муза - сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.



Муза! ты видишь как счастливы все -

Девушки, женщины, вдовы...

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.



Знаю: гадая, и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку.

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.



Жгу до зари на окошке свечу

И ни о ком не тоскую,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую.



Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:

"Взор твой не ясен, не ярок..."

Тихо отвечу: "Она отняла

Божий подарок".

1911

- Каков образ ахматовской Музы?



2. Жанровое своеобразие лирики Ахматовой.

- Есть ещё одна поразительная особенность стихов Ахматовой. Они удивительно близки к другим литературным жанрам и даже к жанрам искусства. Это обстоятельство отмечали многие литературные деятели. Мы располагаем некоторыми воспоминаниями современников Ахматовой, отрывками из критических статей и сейчас, используя их, попытаемся подтвердить мысль о близости творчества Ахматовой к другим литературным жанрам.



Б. Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более, что формальные особенности её поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.



О. Мандельштам. Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда неизменно причитаниями.



К. Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение А. Ахматовой.



Е. Эткинс. Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.



Стадия РЕФЛЕКСИИ.

1. - Какие главные темы в раннем творчестве А.Ахматовой?

- Какой показала Ахматова любовь? (трагическая, неразделённая, она несёт героине страдание и гибель, тончайшие чувства передаются через детали. Любовь – это высокое и одновременно земное чувство).

- Что представляет лирическая героиня А.Ахматовой? В чём противоречивость переживания героини? (героини Ахматовой предстают в самом разном обличии, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. Она то сосредоточена на переживаниях, то беззаботна, то прихотлива, то привередлива… Часто совмещаются противоположные начала).

- К каким литературным жанрам близка лирика А.Ахматовой?

- Что значит увлечённость предметностью? (деталь использовалась не утилитарно, в чисто живописной функции). Заметили ли вы такую увлечённость у А.Ахматовой?

- Как Ахматова представляет музу? К чьим взглядам она близка?



2. Вы достаточно много услышали и прочитали об Ахматовой.

- В чём же странность её лирики? В чем секрет? Какие пропасти вы увидели? (возвращаемся к эпиграфу).

На основе своих знаний и впечатлений, запишите, пожалуйста, ассоциативную цепочку слов, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите имя Анны Андреевны.



АХМАТОВА - ……



Домашнее задание.

1. Составить кластер к любому стихотворению А. Ахматовой.

2. Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».




















Скачать

© 2023, 118 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!