Урок литературы в 11 классе
Тема: Ранняя лирика А. А. Ахматовой (1889 – 1966).
Цели учителя:
1. Познавательный аспект. Заинтересовать обучающихся личностью А.Ахматовой. Вскрыть особенности раннего творчества А.Ахматовой. Рассмотреть жанровое своеобразие произведений А.Ахматовой.
2. Развивающий аспект. Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих группах.
3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую эмоциональному восприятию, сопереживанию.
Цели обучающихся:
Знать: основные темы ранней лирики Ахматовой, её жанровое своеобразие.
Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно, читать, работать в группах с критической литературой.
Оборудование: портрет, раздаточный материал со стихотворениями А. А. Ахматовой, отрывки критических статей для групповой работы.
План урока:
Целевая установка. 2 минуты.
Стадия ВЫЗОВА. 3 минут.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Комментированное чтение стихотворений.
А) лирическая героиня А. Ахматовой. 10 минут.
Б) тема поэта и поэзии. 5 минут.
2. Жанровое своеобразие лирики Ахматовой. 9 минут.
3. Работа по стихосложению. 6 минут.
Стадия РЕФЛЕКСИИ 10 минут.
Ход урока.
Эпиграф: От странной лирики, где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Осень 1944.
Целевая установка.
Так писала 55-летняя А. А. Ахматова (Горенко). Она прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Но в рамках сегодняшнего урока мы будем говорить именно о раннем творчестве Ахматовой. Мы попробуем разобраться, в чём странность её лирики, попробуем разгадать её секрет, постараемся увидеть все пропасти…
И первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями
23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова – псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта – Горенко). Отец – Андрей Антонович – был инженером-механиком на флоте. Мать – Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.
Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911
Царское Село
Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
9 июля 1959
Ленинград
В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев – поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой(видеоролик №1):
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
Октябрь 1912, Царское село
В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2). Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.
2. – с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению.
О.: Акмеизм - (от древнегреч. acme – высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин. (СадыковаАлсу), Ишпахтина Анна
П.: После сухих литературоведческих формулировок мы войдем в мир прекрасных переживаний лирической героини Ахматовой. Слушая шедевры ранней ахматовской лирики, определите ее ведущую тему.
Комментированное чтение и анализ стихотворений обучающихся
а) Что представляет собой лирическая героиня А. Ахматовой
«Смятение» Садыкова, Климова
«Сжала руки под темной вуалью…» Батмухаметова, Кобякова
- Стихотворение было написано в 1911 году. О чём стихотворение? (непростые отношения мужчины и женщины, ссора между любящими).
- Каково состояние женщины? (она охвачена страданием и жалостью, признаёт свою вину перед тем, кого заставляет страдать).
- С кем она ведёт разговор? (возможно с совестью, т.к. собеседник знает о бледности героини, закрывшей лицо и вуалью и руками).
- Как передано страдание героя? (метафорой «терпкой печалью», «вышел шатаясь»).
- Как объяснить порядок строк: Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот... (либо вторая строчка принадлежит поэту, а не героине, т.к. она не могла видеть лицо героя, когда он вышел; либо она вспоминает прошедшее, не управляя своей памятью: сначала увидела искривлённый рот, потом он вышел).
- О чём говорит фраза «перил не касаясь»? (стремительно).
- В третьем четверостишии есть ещё одно указание на стремительность. Какое? (задыхаясь»).
- О чём говорят последние две строчки? (оксюморон спокойно и жутко говорит о том, что он уже не верит словам героини, а его последняя реплика – о том, что по-прежнему любит её и заботится о ней).
- Зачем в последнеё строчке употреблено ненужное мне? (это местоимение замедляет прочтение, подчёркивает: несмотря на то, что я такая
«Сероглазый король» Султанова,Солнцева
«Песня последней встречи» Федонина,
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шёпот осенний
Попросил: "Со мною умри!"
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой..."
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911
Давайте прокомментируем это стихотворение. Оно построено на намёках, ассоциациях, нагруженных смыслом деталях.
- Какое переживание лежит в основе стихотворения?
- Как оно передано? (Через детали)
ДЕТАЛИ
1. Перчатка
2. Ступени
3. Клён
4. Свеча
- Цветаева писала: «Когда молодая Ахматова, в первых стихах своей первой книги даёт любовное смятение строками:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки, - она одним ударом даёт всё женское и всё лирическое смятение, - всю эмпирику! – одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта, которые в великие мгновения жизни забывают, где правая и где левая – не только перчатка, но и рука, страна света, которые вдруг теряют всю уверенность».
Но некоторые литературоведы увидели в этом другое: в системе народнопоэтических символов противопоставление «правый и левый» принадлежит к числу фундаментальных. Правый – положительный, левый - отрицательный. С этой точки зрения двустишие прочитывается ясно: то, что у меня было хорошего, я сама испортила.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
- Много – это неопределённость; Какое значение имеет число три в мифологии, фольклоре, христианстве? (образ абсолютного совершенства, т. е. здесь развивается семантика предыдущих строк: то, что должно быть совершенно, в состоянии смятения кажется неопределённым).
- Что символизирует лестница? (Лестница символизирует либо восхождение духа, либо нисхождение в глубины зла. У Ахматовой три ступени символизируют нисхождение из высокого, идеального мира через мир земной, обыденный, - в подземный мир хаоса и смерти. Разрыв с любимым погружает героиню в ад. Разрыв гибелен для обоих).
- Докажите это. Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.
- Объясните смысл последнего эпитета (образ свечи имеет разветвлённую символику: «свеча-судьба», «свеча-любовь», эпитет «жёлтый» - враждебность, ревность, незаконную связь).
- Как видим стихотворение можно прочесть по-разному. Уровень словарных значений слов оставляет многое недоговорённым, загадочным.
Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой «нечто похожее на большой роман».
- Что позволяет критикам говорить о «зачатках сюжета» в лирике Ахматовой?
- Действительно, там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно - неразделённость чувства, разлука, «невстреча». В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини – любовь, все её оттенки – от предчувствия любви до «страсти, раскалённой добела».
«Ты письмо мое, милый, не комкай…» Гамылина
2.1. П.: Выделяем первую тему ранней лирики.
О.: Любовь – основной нерв ранней лирики.
П.: О чем она говорит в этих стихах?
О.: О разлуке, измене, одиночестве, отчаянии; о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях.
П.: Какой предстает любовь в лирике Ахматовой, в чем ее особенность?
О.: Поединком роковых страстей она близка любовной лирике Тютчева и Некрасова.
П.: Что же роднит любовную лирику Ахматовой с тютчевской и некрасовской любовной лирикой?
О.: Она дана в кризисные моменты: это рассказы о встрече и разлуке, о верности и измене, о начале и утрате любви.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Прозвучало слово «рассказ». К какому роду литературы относится
этот жанр?
О.: Эпическому.
П.: Какие еще вы знаете эпические жанры?
О.: Роман, новелла, повесть.
П.: А какие жанры мы выделяем в лирике?
О.: Стихотворение, поэма, ода, элегия, послание.
П.: Так в чем особенность стихов Ахматовой?
О.: В ее стихах сочетания лиризма (чувства) и эпичности (повествования).
П.: сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Ахматовой с жанрами романа, новеллы, лирического дневника. Стихи наполнены глубочайшим психологизмом. Ахматова раскрывает самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.
б) Одной из значимых тем в раннем творчестве Ахматовой стала тема творчества:
У Е Д И Н Е Н И Е из сборника «Белая стая».
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
1914 год
- Перекличка с каким поэтом слышна? (Лермонтов)
ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная:
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его
- В стихотворениях 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу - зренье
Или актёру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать. А не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
ПPOPOK.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.
- Анна Андреевна Ахматова была не только поэтом, но и исследователем-пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях: «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный гость» и др.
- Любовь и Муза часто соперничают в лирике Ахматовой. Прочитаем стихотворение «Музе».
МУЗЕ
Муза - сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Муза! ты видишь как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы...
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
"Взор твой не ясен, не ярок..."
Тихо отвечу: "Она отняла
Божий подарок".
1911
- Каков образ ахматовской Музы?
2. Жанровое своеобразие лирики Ахматовой.
- Есть ещё одна поразительная особенность стихов Ахматовой. Они удивительно близки к другим литературным жанрам и даже к жанрам искусства. Это обстоятельство отмечали многие литературные деятели. Мы располагаем некоторыми воспоминаниями современников Ахматовой, отрывками из критических статей и сейчас, используя их, попытаемся подтвердить мысль о близости творчества Ахматовой к другим литературным жанрам.
Б. Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более, что формальные особенности её поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.
О. Мандельштам. Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда неизменно причитаниями.
К. Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение А. Ахматовой.
Е. Эткинс. Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.
Стадия РЕФЛЕКСИИ.
1. - Какие главные темы в раннем творчестве А.Ахматовой?
- Какой показала Ахматова любовь? (трагическая, неразделённая, она несёт героине страдание и гибель, тончайшие чувства передаются через детали. Любовь – это высокое и одновременно земное чувство).
- Что представляет лирическая героиня А.Ахматовой? В чём противоречивость переживания героини? (героини Ахматовой предстают в самом разном обличии, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. Она то сосредоточена на переживаниях, то беззаботна, то прихотлива, то привередлива… Часто совмещаются противоположные начала).
- К каким литературным жанрам близка лирика А.Ахматовой?
- Что значит увлечённость предметностью? (деталь использовалась не утилитарно, в чисто живописной функции). Заметили ли вы такую увлечённость у А.Ахматовой?
- Как Ахматова представляет музу? К чьим взглядам она близка?
2. Вы достаточно много услышали и прочитали об Ахматовой.
- В чём же странность её лирики? В чем секрет? Какие пропасти вы увидели? (возвращаемся к эпиграфу).
На основе своих знаний и впечатлений, запишите, пожалуйста, ассоциативную цепочку слов, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите имя Анны Андреевны.
АХМАТОВА - ……
Домашнее задание.
1. Составить кластер к любому стихотворению А. Ахматовой.
2. Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».