Урок литературы в 9 классе
Тема урока: Анна Ахматова «Коротко о себе». Любовная лирика.
Цели урока: 1. познакомиться с началом жизни и творчества А. Ахматовой.
2. познакомиться с любовной лирикой поэта. Анализ одного из стихотворений.
3. выразительное чтение стихов.
Методические приёмы: - рассказ учителя; - анализ стихотворений; - лекция с элементами беседы; - применение знаний по теории литературы; - постановка вопросов по теме.
Оборудование: портреты А. Ахматовой, сборники стихов.
Словарная работа: метафора, оксюморон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Оформление записей в тетради:
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889-1966)
«Стихи – это рыдание над жизнью»
(А. Ахматова)
II. Знакомство с биографией поэта.
Учитель. Анна Ахматова (Горенко), по первому мужу Гумилёва, псевдоним: Анна Ахматова, - родилась 23 июня 1889 года в дачном предместье Одессы в семье потомственного моряка.
Ахматова – это литературное имя поэта. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата.
На доске: Татарское, дремучее,
Пришло из ниоткуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда.
О чём это четверостишие? (О литературном имени поэта. Эти строки говорят о том, что это литературное имя несёт беду).
Почему? Мы узнаем об этом после прочтения автобиографии Ахматовой.
Почему мы называем эту великую женщину поэтом, а не поэтессой?
(А. Ахматова не любила, когда её называли поэтессой).
Задание классу: записать в тетрадь качества характера А. Ахматовой по материалу всего урока.
Анна Ахматова очень любила классическую музыку.
Ученица читает на фоне классической музыки автобиографию Ахматовой «Коротко о себе».
Как рассказывает о себе А. Ахматова? ( Она рассказывает о себе сдержанно, с достоинством.)
Учитель: Своё достоинство и сдержанность она пронесла через всю свою жизнь, на долю которой выпало не мало испытаний:
- это и обречённость на немоту (долго не печаталась);
это военное лихолетье и травля в критике;
это с 1927 года заведённое на неё дело;
это арест в 1928 году её единственного сына – Льва Гумилёва;
это и искажение её жизни в многочисленных «ложных биографиях»;
это гибель многих собратьев по «цеху», т.е. творчеству и т.д.
Вот современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова.
А теперь мы сможем ответить на вопрос: «Почему Ахматова считала своё литературное имя бедой?» (Потому что из автобиографии Ахматовой мы знаем, что хана Ахмата убил русский, и этим, как писал Карамзин, кончилось монгольское иго. Она
связывала свой псевдоним со всеми трагическими событиями своей жизни.)
Учитель:
Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой. Её главным достижением и её индивидуальным художественным открытием стала прежде всего любовная лирика. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.
III. Работа с учебником.
а) Продолжим знакомство с поэтом по учебнику, прочитаем отрывок из стихотворения, свидетельствующего о её внешнем облике.
Обратим внимание на доску, на ней несколько портретов Ахматовой.
Выразительное чтение стихотворения «На шее мелких чёток ряд…»
Этот портрет стихотворный, написанный с большим сходством в 1913 году, принадлежит самой Анне Андреевне Ахматовой. Вместе с другими её изображениями, созданными известными художниками, он зрительно дополняет представление о «златоусой Анне всея Руси», как называла её Марина Цветаева.
Она была не красавица, но художники любили писать её портреты.
б) Теперь переходим непосредственно к любовной лирике Ахматовой, к анализу её стихов.
Ряд стихотворений в первых сборниках Ахматовой «Вечер» 1911г. и «Чётки» 1914г. навеяны её чувствами к Н. Гумилёву.
Поэтическое слово молодой Ахматовой в первой книге стихов «Вечер» было очень зорким и внимательным по отношению ко всему, что попадало в поле её зрения.
Её книги «Вечер», «Чётки», «Белая стая» - это почти исключительно лирика любви.
Её новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной теме. Критики обращали внимание на то, что каждая книга её стихов представляет собой как бы лирический роман. В этих лирических романах – миниатюре Ахматова достигла большого мастерства.
Такие романы – миниатюры, как «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Он любил» пленяют своим своеобразием, в них в немногих строках раскрывается многолетняя драма неразделённой любви к Гумилёву.
IV. Знакомство со стихами Ахматовой.
1) выразительное чтение стихотворений Ахматовой.
2) Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…».
V. Обобщение изученного.
( - молчаливой; даже в стихах любовные драмы происходят как бы в молчании;
напряжённой; зоркой и внимательной; сдержанной; переживающей из-за неразделённой любви)
Подходит ли эпиграф к сегодняшнему уроку, к теме урока?
Почему? (В стихах она осмысливает то, что с ней происходит, говорит о своей неразделённой любви. А для женщины это всегда слёзы и переживания. Дальнейшая её жизнь также сложна и драматична, и все её чувства отражаются в стихах. А это и слёзы, и грусть, … а порой и надрывное рыдание.)
VI. Итог урока.
Мы с вами достигли тех целей, которые ставили перед собой?
(- познакомились с началом жизни и творчества А. Ахматовой.
- познакомились с любовной лирикой поэта.
- прочитали выразительно стихи А. Ахматовой.
- дали анализ одного из стихотворений.)
И этим самым выполнили мечту А. Ахматовой:
«Пусть когда – нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети…»
Комментирование оценок.
VII. Домашнее задание: 1. самостоятельный анализ одного из стихов Ахматовой по теме «Родина в лирике Ахматовой».
2. выразительное чтение стихотворений в учебнике
стр. 362 –363.