Анна Андреевна Ахматова
Бубнова Мария
Гордеева Софья
Закирова Карина
Квашнин Ярослав
Новиков Глеб
МАОУ Гимназия №9, 11 «А»
А.А. Ахматова (1889–1966)
Екатеринбург, 2020г.
Биография
– Поэтесса, переводчица и литературовед. Представительница Серебряного века русской поэзии.
– Родилась 23.06.1889 в селении Большой Фонтан близ Одессы.
– 1900–1905– учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.
– 1906–1907– учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии.
Кузьма Петров–Водкин. Портрет Анны Аматовой. 1922
Биография
– В 1890 году семейство переезжает в Царское Село.
– В 16 лет Анна переехала с мамой в Евпаторию, а затем в Киев, где поступила в гимназию, посещала юридическое отделение Высших женских курсов.
– Отец считал пристрастие дочери к сочинительству позором фамилии, поэтому к 17 годам Анна выбрала себе другую фамилию – Ахматова, принадлежащую ее прабабушке.
– В 1910-е гг. творчество Ахматовой связано с акмеистами, оформившимися осенью 1912г.
Семья Анны Ахматовой
Биография
– 1 октября 1912 года родился единственный ребенок поэтессы– Лев Николаевич Гумилев.
– Н. Гумилев ушёл добровольцем на фронт в 1914 году, А. Ахматова вместе с сыном перебралась в родовое поместье мужа в Тверской губернии.
– Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году по инициативе Анны Андреевны. В том же году она выходит замуж за В.С. Шилейко.
– Ахматова рассталась с Шилейко летом 1921г.; в этом же году Н. Гумилева арестовывали по подозрению участия в заговоре, через несколько недель его расстреляли.
А. Ахматова и Н. Гумилёв с сыном
Встреча с Н.Гумилевым
Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео.
Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг.
Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915
Биография
– В 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным. В 1938 году она рассталась с ним.
– Принята в Союз советских писателей в 1939 году, однако в 1946 ее исключили.
– Когда началась Великая Отечественная война, Ахматова находилась в Ленинграде, откуда была эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. Вернулась в северную столицу она в 1944 году.
– В 1966 году Анна Андреевна перебралась в кардиологический санаторий в Домодедово, умерла там же 5 марта 1966 года.
– Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.
Могила А. Ахматовой, Комаровское кладбище
Интересные факты
– Первое стихотворение она написала в 11 лет. Результат ее не слишком впечатлил, но породил желание писать.
– Поэтесса и ее первый муж, Николай Гумилев, познакомились еще во время обучения девушки в гимназии.
– Во время поездки в Париж у неё возник непродолжительный роман с художником Амедео Модильяни. Результатом этих отношений стали несколько десятков картин, написанных великим итальянским живописцем.
– Анна Ахматова была чрезвычайно худой, за что в молодости ее дразнили «мумией, которая всем приносит несчастья».
Интересные факты
– Знаменитой поэтессой её сделал сборник «Четки» — это была вторая книга с ее произведениями, вышедшая в свет.
– В годы первой из мировых войн Ахматова заболела туберкулезом. Ранее от этой болезни умерли две ее сестры, и поэтесса боялась, что ее ждет та же участь, однако в итоге справилась с этим опасным недугом. – Всего у Ахматовой было три мужа – после развода с Гумилевым она несколько лет прожила с востоковедом Владимиром Шилейко, а затем находилась в гражданском браке со знатоком искусства Николаем Пуниным.
Интересные факты
– Поэтесса несколько лет жила в одной квартире со своим любовником, искусствоведом Николаем Пуниным, его женой и дочерью. Все участники этого «треугольника» были несчастны, но не торопились что-то менять. За эти годы она не написала ни одного стихотворения. – В период репрессий под арестом оказались и сын Ахматовой – Лев, и ее гражданский муж Пунин, и бывший супруг Гумилев. Этому этапу жизни поэтессы посвящена ее знаменитая поэма «Реквием». Произведение было опубликовано только в конце 1980-х годов.
6
Интересные факты
– После ареста Пунина поэтесса оставила его пальто висеть на вешалке как память о нем. Сейчас в этой квартире расположен музей Ахматовой, и пальто с вешалки так никто и не убрал. – Бывший муж Ахматовой, Гумилев, был расстрелян через несколько дней после ареста, Пунина отпустили на свободу, однако затем вновь задержали, и в итоге он умер в лагерях, а сын поэтессы Лев в общей сложности провел за решеткой более 10 лет.
Интересные факты
- В 1920-х годах она работала делопроизводителем в библиотеке Сельхозинститута в Петербурге. – Многие произведения Ахматовой не печатались не только при жизни автора, но даже в течение целых 20 лет после смерти поэтессы. – Поэтесса всю жизнь вела дневник, но известно об этом стало только после ее кончины. – После войны Ахматовой сделал предложение ученый-медик Владимир Гаршин – о своих намерениях и чувствах он сообщил в письме. Еще до того, как поэтесса успела ему ответить, Гаршин передумал жениться на Ахматовой, сославшись на то, что во сне ему явился призрак погибшей жены и попросил этого не делать .
Творчество поэтессы
Раннее творчество 1912-1916 гг.
Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувственны, и эти чувства выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема – любовь. Стихотворения ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати) – их величайшая сжатость.
Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках:
- При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества.
Н.В.Недоброво
- любовь;
- тема творчества;
- гражданская лирика;
- философская лирика.
Тема любви
Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает…
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
1912
«Сероглазый король»
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись,
спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его
Принесли,
Тело у старого дуба
нашли.
Жаль королеву.
Такой молодой !...
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашёл,
И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.
И покажу ей над башней дворца
Траурный флаг по кончине отца.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля».
11 декабря 1910 . Царское Село
«Сероглазый король»
Предпоследняя строфа стихотворения была написана в оригинале карандашом Ахматовой, но не вошла в окончательный текст.
В стихотворении использованы тропы:
– эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король»
– метафора: «шелестят тополя».
Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом - его дитя…
Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»
Творчество поэтессы
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои.
Это стихотворение написано в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в сборнике «Четки» и, большей частью, в «Белой стае». Но в этой последней книге уже проявляется новый стиль.
Творчество поэтессы
- Сборник А.А. Ахматовой «Белая Стая» (1917г.).
В этой книге резко усилилась религиозность, происходит окончательное утверждение женщины в качестве лирической героини. Лирические героини её поэзии – различные ипостаси русской женщины.
- «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа 19 века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».- отмечал О.Э. Мандельштам.
- Её стихотворениям присуща сюжетность и тонкость лирических переживаний.
Творчество поэтессы
- В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
«Молитва»
Творчество поэтессы
Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте. Не переставая быть женским по чувству, он становится «мужским» и «мужественным». Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в сборнике «Anno Domini» овладел даже ее любовной лирикой, стал доминантой ее творчества.
Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
Творчество поэтессы
Всё написанное ею можно условно разделить на два периода: ранний (1912-25) и более поздний (приблизительно с 1936 и до смерти). Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать с лишним лет после кончины. Однако Анна Андреевна сознательно отказалась от эмиграции, чтобы остаться в России:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Ахматова обращалась к вечным темам хода времён, неумирающей памяти о минувшем.
Творчество поэтессы
Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагический шедевр об эпохе сталинского террора. Ее стиль, характеризуемый краткостью и эмоциональной сдержанностью, поразительно оригинален и выделяет её из всех современников. Сильный и ясный голос поэтессы прозвучал как новый аккорд русской поэзии.
«Реквием» 1935-1940
Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…
1938
Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой
«Я была тогда с моим народом…»
Поэма «Реквием» (1935-1940)
- «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».
- Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди, она услышала: «А это вы можете описать?» И ответила: «Могу».
Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с своим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
«Так не зря мы вместе бедовали…»
Поэма «Реквием» (1935-1940)
- Поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористических строках эпиграфа. Рассказ о 17 месяцах, проведённых в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Ахматова клянётся , что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Значит, поэма – овеществлённая клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником .
Великая Отечественная война
- Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала:
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова и О.Берггольц. 1945
У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.
Н.Скатов
Творчество поэтессы
- В годы Великой Отечественной войны Ахматова видела своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки. «Мужество». Февраль 1942г.
Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать.
И здесь Ахматова говорит «мы» – это голос всего народа, объединённого Словом.
1946 год. Новые испытания
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.
Другие уводят любимых, -
Я с завистью вслед не гляжу.
Одна на скамье подсудимых
Я скоро полвека сижу...
… Я глохну от зычных проклятий,
Я ватник сносила дотла.
Неужто я всех виноватей
На этой планете была?
1960
Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего – в уста.
1948 (на Пасху)
Философская лирика
***
Что войны, что чума?
– конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса,
который
Был бегом времени когда-то наречен?
(1961)
***
О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе. (1962)
Анна Ахматова. 1965
«Поэма без героя» 1940-1965
- ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя».
В.Франк
Торжествами гражданской смерти
Я по горло сыта. Поверьте,
Вижу их, что ни ночь, во сне.
Отлучить от стола и ложа –
Это вздор еще, но негоже
Выносить, что досталось мне.
«Поэма без героя»
Бессмертие
И лесть, и клевета - какие это крохи
В сравненье с бременем святого ремесла,
Для той, что на ветру под грозами эпохи
Честь наших русских муз так высоко несла.
Н. Рыленков
Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово. .
1945
6
Анна Андреевна Ахматова
«Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
Профессор-славист Никита Струве
А.А. Ахматова (1889–1966)