СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анна Андреевна Ахматова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Презентация учеников 11 "А" класса.

Просмотр содержимого документа
«Анна Андреевна Ахматова»

Анна Андреевна Ахматова Бубнова Мария Гордеева Софья Закирова Карина Квашнин Ярослав Новиков Глеб МАОУ Гимназия №9, 11 «А» А.А. Ахматова (1889–1966) Екатеринбург, 2020г.

Анна Андреевна Ахматова

Бубнова Мария

Гордеева Софья

Закирова Карина

Квашнин Ярослав

Новиков Глеб

МАОУ Гимназия №9, 11 «А»

А.А. Ахматова (1889–1966)

Екатеринбург, 2020г.

Биография – Поэтесса, переводчица и литературовед. Представительница Серебряного века русской поэзии. – Родилась 23.06.1889 в селении Большой Фонтан близ Одессы. – 1900–1905– учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории. – 1906–1907– учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Кузьма Петров–Водкин. Портрет Анны Аматовой. 1922

Биография

– Поэтесса, переводчица и литературовед. Представительница Серебряного века русской поэзии.

– Родилась 23.06.1889 в селении Большой Фонтан близ Одессы.

– 1900–1905– учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.

– 1906–1907– учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии.

Кузьма Петров–Водкин. Портрет Анны Аматовой. 1922

Биография – В 1890 году семейство переезжает в Царское Село. – В 16 лет Анна переехала с мамой в Евпаторию, а затем в Киев, где поступила в гимназию, посещала юридическое отделение Высших женских курсов. – Отец считал пристрастие дочери к сочинительству позором фамилии, поэтому к 17 годам Анна выбрала себе другую фамилию – Ахматова, принадлежащую ее прабабушке. – В 1910-е гг. творчество Ахматовой связано с акмеистами, оформившимися осенью 1912г. Семья Анны Ахматовой

Биография

– В 1890 году семейство переезжает в Царское Село.

– В 16 лет Анна переехала с мамой в Евпаторию, а затем в Киев, где поступила в гимназию, посещала юридическое отделение Высших женских курсов.

– Отец считал пристрастие дочери к сочинительству позором фамилии, поэтому к 17 годам Анна выбрала себе другую фамилию – Ахматова, принадлежащую ее прабабушке.

– В 1910-е гг. творчество Ахматовой связано с акмеистами, оформившимися осенью 1912г.

Семья Анны Ахматовой

Биография – 1 октября 1912 года родился единственный ребенок поэтессы– Лев Николаевич Гумилев. – Н. Гумилев ушёл добровольцем на фронт в 1914 году, А. Ахматова вместе с сыном перебралась в родовое поместье мужа в Тверской губернии. – Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году по инициативе Анны Андреевны. В том же году она выходит замуж за В.С. Шилейко. – Ахматова рассталась с Шилейко летом 1921г.; в этом же году Н. Гумилева арестовывали по подозрению участия в заговоре, через несколько недель его расстреляли. А. Ахматова и Н. Гумилёв с сыном

Биография

– 1 октября 1912 года родился единственный ребенок поэтессы– Лев Николаевич Гумилев.

– Н. Гумилев ушёл добровольцем на фронт в 1914 году, А. Ахматова вместе с сыном перебралась в родовое поместье мужа в Тверской губернии.

– Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году по инициативе Анны Андреевны. В том же году она выходит замуж за В.С. Шилейко.

– Ахматова рассталась с Шилейко летом 1921г.; в этом же году Н. Гумилева арестовывали по подозрению участия в заговоре, через несколько недель его расстреляли.

А. Ахматова и Н. Гумилёв с сыном

Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео. Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг. Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915

Встреча с Н.Гумилевым

Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео.

Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг.

Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915

Биография – В 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным. В 1938 году она рассталась с ним. – Принята в Союз советских писателей в 1939 году, однако в 1946 ее исключили. – Когда началась Великая Отечественная война, Ахматова находилась в Ленинграде, откуда была эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. Вернулась в северную столицу она в 1944 году. – В 1966 году Анна Андреевна перебралась в кардиологический санаторий в Домодедово, умерла там же 5 марта 1966 года. – Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом. Могила А. Ахматовой, Комаровское кладбище

Биография

– В 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным. В 1938 году она рассталась с ним.

– Принята в Союз советских писателей в 1939 году, однако в 1946 ее исключили.

– Когда началась Великая Отечественная война, Ахматова находилась в Ленинграде, откуда была эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. Вернулась в северную столицу она в 1944 году.

– В 1966 году Анна Андреевна перебралась в кардиологический санаторий в Домодедово, умерла там же 5 марта 1966 года.

– Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Могила А. Ахматовой, Комаровское кладбище

Интересные факты – Первое стихотворение она написала в 11 лет. Результат ее не слишком впечатлил, но породил желание писать. – Поэтесса и ее первый муж, Николай Гумилев, познакомились еще во время обучения девушки в гимназии. – Во время поездки в Париж у неё возник непродолжительный роман с художником Амедео Модильяни. Результатом этих отношений стали несколько десятков картин, написанных великим итальянским живописцем. – Анна Ахматова была чрезвычайно худой, за что в молодости ее дразнили «мумией, которая всем приносит несчастья».

Интересные факты

– Первое стихотворение она написала в 11 лет. Результат ее не слишком впечатлил, но породил желание писать.

– Поэтесса и ее первый муж, Николай Гумилев, познакомились еще во время обучения девушки в гимназии.

– Во время поездки в Париж у неё возник непродолжительный роман с художником Амедео Модильяни. Результатом этих отношений стали несколько десятков картин, написанных великим итальянским живописцем.

– Анна Ахматова была чрезвычайно худой, за что в молодости ее дразнили «мумией, которая всем приносит несчастья».

Интересные факты – Знаменитой поэтессой её сделал сборник «Четки» — это была вторая книга с ее произведениями, вышедшая в свет. – В годы первой из мировых войн Ахматова заболела туберкулезом. Ранее от этой болезни умерли две ее сестры, и поэтесса боялась, что ее ждет та же участь, однако в итоге справилась с этим опасным недугом.  – Всего у Ахматовой было три мужа – после развода с Гумилевым она несколько лет прожила с востоковедом Владимиром Шилейко, а затем находилась в гражданском браке со знатоком искусства Николаем Пуниным.

Интересные факты

– Знаменитой поэтессой её сделал сборник «Четки» — это была вторая книга с ее произведениями, вышедшая в свет.

– В годы первой из мировых войн Ахматова заболела туберкулезом. Ранее от этой болезни умерли две ее сестры, и поэтесса боялась, что ее ждет та же участь, однако в итоге справилась с этим опасным недугом. – Всего у Ахматовой было три мужа – после развода с Гумилевым она несколько лет прожила с востоковедом Владимиром Шилейко, а затем находилась в гражданском браке со знатоком искусства Николаем Пуниным.

Интересные факты – Поэтесса несколько лет жила в одной квартире со своим любовником, искусствоведом Николаем Пуниным, его женой и дочерью. Все участники этого «треугольника» были несчастны, но не торопились что-то менять. За эти годы она не написала ни одного стихотворения.  – В период репрессий под арестом оказались и сын Ахматовой – Лев, и ее гражданский муж Пунин, и бывший супруг Гумилев. Этому этапу жизни поэтессы посвящена ее знаменитая поэма «Реквием». Произведение было опубликовано только в конце 1980-х годов.    6

Интересные факты

– Поэтесса несколько лет жила в одной квартире со своим любовником, искусствоведом Николаем Пуниным, его женой и дочерью. Все участники этого «треугольника» были несчастны, но не торопились что-то менять. За эти годы она не написала ни одного стихотворения. – В период репрессий под арестом оказались и сын Ахматовой – Лев, и ее гражданский муж Пунин, и бывший супруг Гумилев. Этому этапу жизни поэтессы посвящена ее знаменитая поэма «Реквием». Произведение было опубликовано только в конце 1980-х годов.

6

Интересные факты – После ареста Пунина поэтесса оставила его пальто висеть на вешалке как память о нем. Сейчас в этой квартире расположен музей Ахматовой, и пальто с вешалки так никто и не убрал.  – Бывший муж Ахматовой, Гумилев, был расстрелян через несколько дней после ареста, Пунина отпустили на свободу, однако затем вновь задержали, и в итоге он умер в лагерях, а сын поэтессы Лев в общей сложности провел за решеткой более 10 лет.

Интересные факты

– После ареста Пунина поэтесса оставила его пальто висеть на вешалке как память о нем. Сейчас в этой квартире расположен музей Ахматовой, и пальто с вешалки так никто и не убрал. – Бывший муж Ахматовой, Гумилев, был расстрелян через несколько дней после ареста, Пунина отпустили на свободу, однако затем вновь задержали, и в итоге он умер в лагерях, а сын поэтессы Лев в общей сложности провел за решеткой более 10 лет.

Интересные факты  - В 1920-х годах она работала делопроизводителем в библиотеке Сельхозинститута в Петербурге.  – Многие произведения Ахматовой не печатались не только при жизни автора, но даже в течение целых 20 лет после смерти поэтессы.  – Поэтесса всю жизнь вела дневник, но известно об этом стало только после ее кончины.  – После войны Ахматовой сделал предложение ученый-медик Владимир Гаршин – о своих намерениях и чувствах он сообщил в письме. Еще до того, как поэтесса успела ему ответить, Гаршин передумал жениться на Ахматовой, сославшись на то, что во сне ему явился призрак погибшей жены и попросил этого не делать .

Интересные факты

- В 1920-х годах она работала делопроизводителем в библиотеке Сельхозинститута в Петербурге. – Многие произведения Ахматовой не печатались не только при жизни автора, но даже в течение целых 20 лет после смерти поэтессы. – Поэтесса всю жизнь вела дневник, но известно об этом стало только после ее кончины. – После войны Ахматовой сделал предложение ученый-медик Владимир Гаршин – о своих намерениях и чувствах он сообщил в письме. Еще до того, как поэтесса успела ему ответить, Гаршин передумал жениться на Ахматовой, сославшись на то, что во сне ему явился призрак погибшей жены и попросил этого не делать .

Творчество поэтессы  Раннее творчество 1912-1916 гг. Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувственны, и эти чувства выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема – любовь. Стихотворения ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати) – их величайшая сжатость.

Творчество поэтессы

Раннее творчество 1912-1916 гг.

Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувственны, и эти чувства выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема – любовь. Стихотворения ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати) – их величайшая сжатость.

  Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества.  Н.В.Недоброво любовь; тема творчества; гражданская лирика; философская лирика.

Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках:

  • При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества.

Н.В.Недоброво

  • любовь;
  • тема творчества;
  • гражданская лирика;
  • философская лирика.
Тема любви  Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает… Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше.  И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом.  В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала.  Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?     1912

Тема любви

Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает…

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

1912

«Сероглазый король» Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его Принесли, Тело у старого дуба  нашли. Жаль королеву. Такой молодой !... За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашёл, И на работу ночную ушёл. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки её погляжу. И покажу ей над башней дворца Траурный флаг по кончине отца. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля». 11 декабря 1910 . Царское Село

«Сероглазый король»

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись,

спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его

Принесли,

Тело у старого дуба

нашли.

Жаль королеву.

Такой молодой !...

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл,

И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.

И покажу ей над башней дворца

Траурный флаг по кончине отца.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля».

11 декабря 1910 . Царское Село

«Сероглазый король» Предпоследняя строфа стихотворения была написана в оригинале карандашом Ахматовой, но не вошла в окончательный текст.   В стихотворении использованы тропы: – эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король» – метафора: «шелестят тополя». Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом - его дитя… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»

«Сероглазый король»

Предпоследняя строфа стихотворения была написана в оригинале карандашом Ахматовой, но не вошла в окончательный текст.  

В стихотворении использованы тропы:

– эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король»

– метафора: «шелестят тополя».

Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом - его дитя…

Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»

Творчество поэтессы Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои. Это стихотворение написано в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в сборнике «Четки» и, большей частью, в «Белой стае». Но в этой последней книге уже проявляется новый стиль.

Творчество поэтессы

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои.

Это стихотворение написано в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в сборнике «Четки» и, большей частью, в «Белой стае». Но в этой последней книге уже проявляется новый стиль.

Творчество поэтессы Сборник А.А. Ахматовой «Белая Стая» (1917г.).  В этой книге резко усилилась религиозность, происходит окончательное утверждение женщины в качестве лирической героини. Лирические героини её поэзии – различные ипостаси русской женщины. «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа 19 века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».- отмечал О.Э. Мандельштам. Её стихотворениям присуща сюжетность и тонкость лирических переживаний.

Творчество поэтессы

  • Сборник А.А. Ахматовой «Белая Стая» (1917г.).

В этой книге резко усилилась религиозность, происходит окончательное утверждение женщины в качестве лирической героини. Лирические героини её поэзии – различные ипостаси русской женщины.

  • «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа 19 века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».- отмечал О.Э. Мандельштам.
  • Её стихотворениям присуща сюжетность и тонкость лирических переживаний.
Творчество поэтессы В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей.  «Молитва»

Творчество поэтессы

  • В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

«Молитва»

Творчество поэтессы Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте. Не переставая быть женским по чувству, он становится «мужским» и «мужественным». Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в сборнике «Anno Domini» овладел даже ее любовной лирикой, стал доминантой ее творчества. Чем хуже этот век предшествующих? Разве Тем, что в чаду печали и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог. Еще на западе земное солнце светит И кровли городов в его лучах блестят, А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят.

Творчество поэтессы

Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте. Не переставая быть женским по чувству, он становится «мужским» и «мужественным». Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в сборнике «Anno Domini» овладел даже ее любовной лирикой, стал доминантой ее творчества.

Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Тем, что в чаду печали и тревог

Он к самой черной прикоснулся язве,

Но исцелить ее не мог.

Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят,

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

Творчество поэтессы Всё написанное ею можно условно разделить на два периода: ранний (1912-25) и более поздний (приблизительно с 1936 и до смерти). Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать с лишним лет после кончины. Однако Анна Андреевна сознательно отказалась от эмиграции, чтобы остаться в России: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.  Ахматова обращалась к вечным темам хода времён, неумирающей памяти о минувшем.

Творчество поэтессы

Всё написанное ею можно условно разделить на два периода: ранний (1912-25) и более поздний (приблизительно с 1936 и до смерти). Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать с лишним лет после кончины. Однако Анна Андреевна сознательно отказалась от эмиграции, чтобы остаться в России:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Ахматова обращалась к вечным темам хода времён, неумирающей памяти о минувшем.

Творчество поэтессы Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагический шедевр об эпохе сталинского террора. Ее стиль, характеризуемый краткостью и эмоциональной сдержанностью, поразительно оригинален и выделяет её из всех современников. Сильный и ясный голос поэтессы прозвучал как новый аккорд русской поэзии.

Творчество поэтессы

Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагический шедевр об эпохе сталинского террора. Ее стиль, характеризуемый краткостью и эмоциональной сдержанностью, поразительно оригинален и выделяет её из всех современников. Сильный и ясный голос поэтессы прозвучал как новый аккорд русской поэзии.

«Реквием» 1935-1940 Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…    1938 Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой «Я была тогда с моим народом…»

«Реквием» 1935-1940

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

1938

Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой

«Я была тогда с моим народом…»

Поэма «Реквием» (1935-1940) «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».  Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди, она услышала: «А это вы можете описать?» И ответила: «Могу». Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с своим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. «Так не зря мы вместе бедовали…»

Поэма «Реквием» (1935-1940)

  • «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».
  • Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди, она услышала: «А это вы можете описать?» И ответила: «Могу».

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с своим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

«Так не зря мы вместе бедовали…»

Поэма «Реквием» (1935-1940) Поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористических строках эпиграфа. Рассказ о 17 месяцах, проведённых в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Ахматова клянётся , что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Значит, поэма – овеществлённая клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником .

Поэма «Реквием» (1935-1940)

  • Поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористических строках эпиграфа. Рассказ о 17 месяцах, проведённых в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Ахматова клянётся , что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Значит, поэма – овеществлённая клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником .
Великая Отечественная  война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала:   Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово.  А.Ахматова и О.Берггольц. 1945 У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.  Н.Скатов

Великая Отечественная война

  • Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А.Ахматова и О.Берггольц. 1945

У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.

Н.Скатов

Творчество поэтессы В годы Великой Отечественной войны Ахматова видела своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки. «Мужество». Февраль 1942г.

Творчество поэтессы

  • В годы Великой Отечественной войны Ахматова видела своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки. «Мужество». Февраль 1942г.

 Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать.  И здесь Ахматова говорит «мы» – это голос всего народа, объединённого Словом.

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать.

И здесь Ахматова говорит «мы» – это голос всего народа, объединённого Словом.

 1946 год. Новые  испытания В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Другие уводят любимых, - Я с завистью вслед не гляжу. Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу...  … Я глохну от зычных проклятий, Я ватник сносила дотла. Неужто я всех виноватей На этой планете была?    1960  Я всем прощение дарую И в Воскресение Христа Меня предавших в лоб целую, А не предавшего – в уста.   1948 (на Пасху)

1946 год. Новые испытания

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Другие уводят любимых, -

Я с завистью вслед не гляжу.

Одна на скамье подсудимых

Я скоро полвека сижу...

Я глохну от зычных проклятий,

Я ватник сносила дотла.

Неужто я всех виноватей

На этой планете была?

1960

Я всем прощение дарую

И в Воскресение Христа

Меня предавших в лоб целую,

А не предавшего – в уста.

1948 (на Пасху)

Философская лирика  *** Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса,  который Был бегом времени когда-то наречен?  (1961) ***  О своем я уже не заплачу, Но не видеть бы мне на земле Золотое клеймо неудачи На еще безмятежном челе. (1962)  Анна Ахматова. 1965

Философская лирика

***

Что войны, что чума?

конец им виден скорый,

Им приговор почти произнесен.

Но кто нас защитит от ужаса,

который

Был бегом времени когда-то наречен?

(1961)

***

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе. (1962)

Анна Ахматова. 1965

«Поэма без героя»  1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя».  В.Франк  Торжествами гражданской смерти  Я по горло сыта. Поверьте,  Вижу их, что ни ночь, во сне.  Отлучить от стола и ложа –  Это вздор еще, но негоже  Выносить, что досталось мне.     «Поэма без героя»

«Поэма без героя» 1940-1965

  • ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя».

В.Франк

Торжествами гражданской смерти

Я по горло сыта. Поверьте,

Вижу их, что ни ночь, во сне.

Отлучить от стола и ложа –

Это вздор еще, но негоже

Выносить, что досталось мне.

«Поэма без героя»

Бессмертие И лесть, и клевета - какие это крохи В сравненье с бременем святого ремесла, Для той, что на ветру под грозами эпохи Честь наших русских муз так высоко несла.  Н. Рыленков Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964 Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное Слово. .  1945 6

Бессмертие

И лесть, и клевета - какие это крохи

В сравненье с бременем святого ремесла,

Для той, что на ветру под грозами эпохи

Честь наших русских муз так высоко несла.

Н. Рыленков

Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное Слово. .

1945

6

Анна Андреевна Ахматова «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».  Профессор-славист Никита Струве А.А. Ахматова (1889–1966)

Анна Андреевна Ахматова

«Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

Профессор-славист Никита Струве

А.А. Ахматова (1889–1966)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!