АННОТАЦИЯ
ИСТОРИЯ 9 КЛАСС 8 вида
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
-
Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.
-
УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
-
Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ.
-
Положения о рабочей программе МАОУ Дубровинской СОШ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа ставит следующие цели и задачи:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой на изучение истории в 9 классе выделяется 68 ч. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических приемов и средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия.
Учебно методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Календарно-тематическое планирование История Отечества 9 кл (адаптиров)
- История Отечества 9 класс Бгажнокова И. М., Смирнова Л.В, Карелина И.В. М, Просвещение, 2018г.
- В.В.Воронкова. История России. 7-9 классы. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История 9 класс 8 вида
Рабочая программа создана на основе:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»
- Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинская средняя общеобразовательная школа
- Учебного плана Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2020 учебный год;
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события изучаемого периода;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- пользоваться учебником и картой;
- использовать часть понятий в активной речи;
- использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
- уметь самостоятельно исправить ошибки.
Образовательные результаты
-
усвоить важнейшие факты истории;
-
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
-
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
-
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
-
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные результаты
-
гражданское воспитание учащихся,
-
патриотическое воспитание,
-
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
-
нравственное воспитание,
-
эстетическое воспитание,
-
трудовое воспитание,
-
правовое воспитание,
-
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие результаты
-
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
-
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
-
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
-
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Содержание предмета
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война 20 ч
Тема 1. Великая российская революция: февраль. 3 ч
Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Падение монархии. Основные политические партии в 1917 г.
Тема 2. Великая российская революция : октябрь. 3 ч
Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Программа большевиков. Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле».
Тема 3. Установление советской власти. 4 ч
Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир. Экономическая политика большевиков. Судьба царской семьи. Церковь и государство.
Тема 4. Гражданская война 1918-1920 гг.10ч
Причины Гражданской войны.
Политика «военного коммунизма». Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота.
Ход гражданской войны. Окончание Гражданской войны. Эмиграция.
Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны.
Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция.
Глава 2. . Советское государство в 1920-1930-е годы 14ч
Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов 2ч
«Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте. Отношения РСФСР со странами Европы.
Тема 2.Новая экономическая политика (нэп) 2ч
Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа. М.Н. Тухачевский. Л.Д. Троцкий.
Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик 3ч
Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В. Сталина, его приход к власти. Создание пионерской и комсомольской организаций. Объединение советских республик. Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина.
СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.
Тема 4. Индустриализация в СССР3 ч
Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг): ускоренное развитие промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации. Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г.
Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны. 4 ч
Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ. Советское общество в 1930-е гг. Образование и культура в 1930-е гг. М. Горький. М.А. Шолохов. Ситуация в мире в 1930-е гг. Возникновение и развитие в центре Европы военной машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового господства.
Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония.
Положение на Дальнем Востоке.
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Герои первых пятилеток: А. Стаханов. Вклад в мировую литературу: Нобелевская премия. Новая советская школа: педагог Макаренко С.И. Развитие спорта.
СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига Наций, Европа, переговоры.
Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. 15 ч
Тема 1. Накануне Великой отечественной войны 2ч
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39 г.).
Действия СССР в начале Второй мировой войны. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг..
Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности страны. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (июнь-1941-осень 1942г.г.) (2ч)
22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция запада на начало великой Отечественной войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Оборона Москвы.
Разгром фашистов под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне. Герои первых военных дней: защитники брестской крепости. Подвиг Н. Гастелло и В. Талалихина. Блокада Ленинграда..
Тема3. Все для фронта, все для победы! 2 ч
Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя победы.
Наука и образование.
Партизанская война и подпольное движение: создание на оккупированных территориях подполья, сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения. «Молодая гвардия», Методы партизанской войны, координация действий партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения. Мастера культуры – фронту.
Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг) 4ч
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских войск в Крыму. Оборона Севастополя. Сталинградская битва. Битва на курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба белорусской деревни Хатынь). Массовые уничтожения евреев на территории СССР и других европейских стран. Блокада Ленинграда и ее последствия.
СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы.
Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945) 5 ч
Усиление военно-экономической мощи СССР. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. Взятие берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией.
Хиросима и Нагасаки – атомные удары. Нюренбергский процесс над фашистскими преступниками. Послевоенный Парад Победы (24 июня 1945 г.)
СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии.
Насильственное переселение советских людей в Германию для рабского труда. Бесчеловечное отношение к советским военнопленным и гражданским лицам в концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау, Бухенвальд). Блокада, переселение, концентрационный лагерь,
коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал.
Глава 4 . Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 начале 21 в. 19 ч
Тема 1. СССР после войны 4ч.
Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение СССР к мирной жизни. Государственное устройство СССР после войны. Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945-начала 1950-х гг.
Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х г.г.) 4ч.
Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С. Хрущева. СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х гг. Образование в 1950- начале 1960-х гг. Ю. Гагарин. В. Терешкова.
Тема 3. Советский Союз в середине 196о-х —1980 гг.: от стабильности к кризису. 4ч
Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей. Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса. Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг. Л.И. Брежнев. И. Роднина. Олимпиада 1980 г.
Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг. 3ч
Политическая ситуация после смерти Л.И. Брежнева. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад СССР. Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка президента Бориса Ельцина.
Тема 5. Россия в начале 21 –ого в. 4ч
Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное возрождение современной России. Государственное устройство современной России.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела | Количество часов по рабочей программе |
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война | 20 ч. |
Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы | 14ч. |
Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. | 15ч. |
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 начале 21 в. | 19ч. |
Всего | 68ч. |
АННОТАЦИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС 8 вида
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.
УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ.
Положения о рабочей программе МАОУ Дубровинской СОШ.
Авторской программы «Обществознания» под редакцией доктора педагогических наук профессора В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011
Цели:
- создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка с нарушением интеллекта через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
- обеспечить личностное самоопределение учащихся;
-формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессионального выбора;
- развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом;
- подготовка к продолжению образования в профессиональной или общеобразовательной школе, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МАОУ Дубровинской СОШ на изучение обществознания в 9 (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час в неделю (34 часа).
Учебно методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.—М.,2007.
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочие тетради по курсу «Обществознание»:6,7,8,кл.—М.,2009.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
Обществознание: учебн. для 8—9 кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 13-е изд.— М., 2008.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002. .
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание 9 класс 8 вида
Рабочая программа создана на основе:
- Авторской программы «Обществознания» под редакцией доктора педагогических наук профессора В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011
- Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинская средняя общеобразовательная школа
- Учебного плана Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2020 учебный год;
Планируемые результаты
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Компетенции в области коммуникации вырабатываются через развитие речи и восприятие информации на слух, чтения и письма, взаимодействия с другими людьми в различных областях деятельности (классная и внеклассная работа, проведение досуга, разговор по телефону…) замысел современного курса обществознания подходит к формированию социальных компетенций. Необходимо помочь учащимся освоить те элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных для любого человека социальных ролей: семьянина, труженика, ученика, потребителя, гражданина. Исполнение социальных ролей связано с принятыми социальными нормами и ожиданиями окружающих.
Применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач. Ориентировать учеников на активное использование изученного материала для практических нужд.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание предмета
Раздел 1. Права и обязанности гражданина России (22 ч)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория.
Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений.
Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Повторение. Права и обязанности гражданина России (1 ч)
Раздел 2. Основы уголовного права (8 ч)
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность.
Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение. Основы уголовного права (1 ч.)
Повторение - 3 ч. Гражданином быть обязан.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Планирование уроков | Контрольных уроков | Всего |
Раздел l . Права и обязанности гражданина России (22 ч.) |
1 | ТБ на уроках обществознания. Ответственность государства перед гражданами. | 1 | | 1 |
2 | Конституционные обязанности граждан. | 1 | | 1 |
3 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации | 1 | | 1 |
4 | Основы трудового права. | 1 | | 1 |
5 | Трудолюбие как моральная категория. | 1 | | 1 |
6 | Право на труд. Дисциплина труда. | 1 | | 1 |
7 | Трудовой договор. | 1 | | 1 |
8 | Трудовые права несовершеннолетних. | 1 | | 1 |
9 | Трудовая книжка. Перемещение по работе. | 1 | | 1 |
10 | Виды наказаний за нарушения в работе. | 1 | | 1 |
11 | Собственность и имущественные отношения. | 1 | | 1 |
12 | Основы семейного права. | 1 | | 1 |
13 | Роль семьи в жизни человека и общества. | 1 | | 1 |
14 | Этика семейных отношений. | 1 | | 1 |
15 | Права ребенка. Декларация прав ребенка | 1 | | 1 |
16 | Социальные права человека. Жилищные права. | 1 | | 1 |
17 | Право на медицинское обслуживание. | 1 | | 1 |
18 | Политические права и свободы. | 1 | | 1 |
19 | Свобода совести | 1 | | 1 |
20-21 | Право на образование. | 2 | | 2 |
22 | Повторение. Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | 1 |
Раздел 2. Основы уголовного права (8 ч) |
23 | 1.Понятие уголовного права. | 1 | | 1 |
24-25 | Уголовная ответственность. | 2 | | 2 |
26 | Ответственность несовершеннолетних | 1 | | 1 |
27-28 | Правоохранительные органы в стране. | 2 | | 2 |
29 | Правосудие. | 1 | | 1 |
30 | Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. | 1 | | 1 |
31 | Повторение. Основы уголовного права | 1 | 1 | 1 |
Повторение. Гражданином быть обязан (3 ч.) |
32-33-34 | Повторение. Гражданином быть обязан. | 3 | 3 | 3 |
Всего 34 ч. |
14