Аннотация к адаптированной образовательной программе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи (ОВЗ) (далее программа)
Программа предназначена для детей, 5-7 лет имеющих фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи и нарушение темпо-ритмической стороны речи. Срок освоения программы 2 года.
Программа спроектирована с учётом основной образовательной программы ДОУ, в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
При разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ специалистами МБДОУ детского сада «Солнышко» были использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в примерных образовательных программах, а также программах зарегистрированных на сайте фгосреестр [email protected];
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «О т рождения до школы » (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
- Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Л. В. Лопатиной);
- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
В содержании рабочей программы учитываются положения общеразвивающей программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Просвещения РФ, соответствующих ФГОС, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В. Нищевой, Н.В. Курдвановской, Т.Р. Кисловой и др.
Цель Программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе.
Задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии – развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);
формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка;
развитие навыков связной речи дошкольников;
развитие коммуникативности и успешности в общении;
осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
формирование навыков учебной деятельности;
предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
В основе создания этой программы использованы, современные коррекционно-развивающие программы Министерства Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии. В частности: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к школе, в чём и заключается цель данной программы.
Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда Филиала детского сада «Ромашка МБДОУ детский сад «Солнышко»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ОВЗ) (далее программа).
Программа предназначена для детей, 5-7 лет имеющих фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи и нарушение темпо-ритмической стороны речи. Срок освоения программы 2 года.
Программа спроектирована с учётом основной образовательной программы ДОУ, в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
При разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ специалистами МБДОУ детского сада «Солнышко» были использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в примерных образовательных программах, а также программах зарегистрированных на сайте фгосреестр [email protected];
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «О т рождения до школы » (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
- Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Л. В. Лопатиной);
- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
В содержании рабочей программы учитываются положения общеразвивающей программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Просвещения РФ, соответствующих ФГОС, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В. Нищевой, Н.В. Курдвановской, Т.Р. Кисловой и др.
Цель Программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе.
Задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии – развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);
формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка;
развитие навыков связной речи дошкольников;
развитие коммуникативности и успешности в общении;
осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
формирование навыков учебной деятельности;
предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Также в основе создания этой программы использованы, современные коррекционно-развивающие программы Министерства Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии. В частности: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к школе, в чём и заключается цель данной программы.